Найти тему
ОНИК

Отель "Гранд Будапешт" вдохновлен фильмом ужасов

Мог ли Уэс Андерсон вдохновляться фильмами Дарио Ардженто для воплощения визуальной составляющей своих фильмов, которые принесли ему собственный неповторимый стиль?

Фильмы Андерсона не перепутать ни с чем. С первого кадра зрителю понятно, кто автор картины. Если конечно он в курсе дела. Визуальный стиль, пастельные тона, симметрия кадра, причудливые декорации. И как любой творческий человек, Андерсон тоже вдохновлялся и заимствовал что-то из работ других режиссеров. (Читай книгу «Воруй, как художник») В основном это режиссеры так называемой французской новой волны, а также Кубрик, Скорсезе, Хичкок, в чем признавался сам Уэс.

А что, если я вам скажу, что некоторые сходства его визуального стиля, возможно, заимствованы из жанра фильмов ужасов? А именно итальянского "джалло" (типа слэшер). А именно его лучшего представителя - «Суспирии» 1977 года, режиссера Дарио Ардженто (не путать с ремейком Луки Гуаданьино).

Напомню краткую аннотацию ужастика. Молодая балерина приезжает учиться в танцевальную школу в Германии. Неожиданные и жестокие смерти приводят любопытство главной героини к разгадке главной тайны школы. Ей управляет шабаш ведьм.

Давайте разберем некоторые узнаваемые приемы в сравнении двух картин - «Отель «Гранд Будапешт» и вышеупомянутой «Суспирии».

Речь конечно пойдет о стилистической составляющей: о цветовых решениях, декорациях и постановке кадра.

Цветовые решения.

Выбор цветокоррекции, необычной для среднестатистического кино, но уместной для повествовании - это несомненно находка. Мистер Андерсон (произнести эту фразу словами агента Смита из «Матрицы») при выборе палитры в своих фильмах вполне вероятно подсмотрел такие необычные решения у коллег по цеху и адаптировал для своих работ. Так вот в «Суспирии» используются яркие, кислотные цвета. А учитывая, что при создании фильма Дарио Ардженто среди прочего вдохновлялся экранизациями сказок Уолта Диснея, а конкретно "Белоснежкой", такое цветовое решение вполне имеет что-то общее со сказочными мирами Уэса. Просто на несколько тонов ниже и получается его любимая пастель.

Суспирия vs Отель "Гранд Будапешт"
Суспирия vs Отель "Гранд Будапешт"
Суспирия vs Отель "Гранд Будапешт"
Суспирия vs Отель "Гранд Будапешт"
Суспирия vs Отель "Гранд Будапешт"
Суспирия vs Отель "Гранд Будапешт"

Декорации.

В "Гранд Будапеште" основная декорация и центр почти всех событий - отель. В "Суспирии" - балетная академия. Главные места действий обеих картин, выполняющие важную функцию погружения в атмосферу фильма. Отдельная задача для режиссера - досконально проработать внешнюю часть здания и интерьеры, грамотно показать это в кадре. Возможно, это совпадение, но есть какая-то похожесть в подходе к этому вопросу у обоих режиссеров. По крайней мере теперь развидеть это не получается.

Прим. - На фото сравнение отеля из "Суспирии" и отеля из "Отеля "Гранд Будапешт", по интерьерам ниже.

Точь-в-точь или Один-в-один (Суспирия vs Отель "Гранд Будапешт")
Точь-в-точь или Один-в-один (Суспирия vs Отель "Гранд Будапешт")

Построение кадра.

Здесь не все так однозначно. Переплюнуть педантизм в симметрии построения кадра Уэса Андерсона может только Стэнли Кубрик. Но все же рискну предположить, что съемка интерьеров сама отчасти диктует свои условия для достижения нужного результата. Хотя первоначально - это все равно задумка автора. Симметрия кадра присутствует у обоих режиссеров, но у Ардженто в меньшей степени, гораздо меньшей.

Суспирия
Суспирия
Отель "Гранд Будапешт"
Отель "Гранд Будапешт"

Как по мне, определенные сходства в стилистике этих фильмов есть. Конечно это просто гипотеза. А фактом она станет, если Уэс Андерсон в каком-нибудь интервью скажет: "Я вдохновлялся многими картинами, но синьор Ардженто и его "Суспирия" несомненно повлияли на мое творческое становление на равне с другими значимыми режиссерами". Ждем.