Стамбул очень удобен для самостоятельных путешественников. Прилетать в Стамбул ночью даже лучше. Автобусы работают круглосуточно. Город спит и дороги пусты. На оплату проезда в автобусе нужно иметь немного турецкой налички. Если не завалялось лир от предыдущей поездки, в аэропорту придётся заскочить в обмен валюты. Много не меняйте, будет плохой курс.
Стратегически выгодно остановиться в районе Кадыкёй. Это небольшой старый район в сердце Стамбула, где много кафешек и небольших отелей, вид на пролив и великолепная транспортная доступность. Из аэропорта ездит прямой автобус с конечной станцией «Кадыкёй» — и не проедешь, и до отеля дойдёшь пешком.
С погодой «повезло». Одновременно с нами в Стамбул пришёл циклон. Ливень сменялся хлопьями снега, по холмистым улицам текли ручьи, порывы ветра сломали зонт. Во дворце Топкапы на весь двор рыдал мокрый белый кот: «Нормально же сидели!»
Топкапы, действительно, лучше посещать в хорошую погоду, закрытых помещений в музее мало. В коллекции холодного оружия музея Топкапы меня изумила личная сабля царя Николая I, при котором была русско-турецкая война. Было бы интересно узнать, каким образом к туркам попала эта сабля, но информацию найти не удалось. Закралась дурная мысль, не Троцкий ли спёр её во время революции из Эрмитажа и поэтому жил на своей знаменитой вилле на Бююкаде? Или эту саблю передали туркам при заключении мира в финале русско-турецкой войны? Уважаемые историки или туркологи, когда будете кидаться помидорами, расскажите, как было.
Прогноз погоды улучшения не предвещал, поэтому решено было переместиться туда, где снега не бывает — в Измир.
Запланированный визит на Принцевы острова, район Стамбула Адалар, перенесли на конец поездки, перед улётом.
Остров Бююкада
На Принцевы острова удобно добираться с причала района Кадыкёй. Паром является общественным транспортом и оплачивается транспортной картой Стамбула. Это настоящее морское путешествие! Паром идёт примерно 2 часа. Бююкада — самый большой из Принцевых островов и последняя остановка парома.
Реальность меняется разительно. Хаотичный лес стамбульских небоскрёбов торчит на горизонте, а на острове ощущение деревни и синеглазые коты смотрят вам в глаза.
На Бююкаде всё деревянное! Виллы белые и кружевные. Невольно вспоминается Вологда, но стиль совсем другой.
Курорт появился здесь в начале 20 века, когда богатые иностранцы стали строить на Бююкаде свои роскошные дачи.
Некоторые из белых вилл сейчас отели. По отзывам, не очень комфортные из-за почтенного возраста строений. Большинство же домов до сих пор чьи-то богатые дачи.
Самая разваленная недвижимость на Бююкаде — дом Льва Троцкого. От некогда роскошной виллы остались только стены за высоким забором с несколькими слоями колючей проволоки. На заборе табличка «частная собственность». Троцкого на острове, очевидно, помнят. В окне старой аптеки висит его портрет.
На Бююкаде есть несложные треккинговые маршруты. Тропы петляют в лесу и выводят на внешнюю часть острова. Стамбул не видно, только море до горизонта.
Измир
В Измир мы решили ехать автобусом с автовокзала Эсенлер (Esenler Otogari). Долго сомневались, не быстрей ли добраться до края Стамбула на метро и перехватить автобус там. Мы это проверили на обратном пути — не быстрей. Автобус двигается медленно. По регламенту, водители, которых было два, отдыхают по полчаса каждые 2 часа. Ехали часов 8 и прибыли в Измир глубокой ночью. Отель, в который мы целились, оказался нетоплен. Потыкавшись в соседние, нашли душевный.
Для меня в Измире наиболее интересно было посетить руины древней Смирны, основанной греками в конце 4 века до н.э. В 178 году Смирна была разрушена землетрясением, позже восстановлена и реконструирована римлянами.
Агора Смирны — музей под открытым небом, археологические раскопки, соседствующие с современным городом. В настоящее время раскопки остановлены. Всё, что можно уже раскопали. Продолжению мешают современные постройки. Находки археологов можно посмотреть в археологическом музее Измира.
В музее под открытым небом представлены артефакты римского и османского периодов.
Я была в музее, когда наступило время молитвы и запели муэдзины. Из под каждого обломка колонны повскакивали собаки, до этого момента незаметные, собрались в стаю и забегали по газонам агоры, подвывая муэдзину. Их хоровой вой отражался эхом от горы Пагос. Я было испугалась, но вдруг заметила, что котам пофиг.
В османский период на месте древней агоры было кладбище. Часть экспозиции посвящена этой теме.
Вечером в окно отеля радовал вид на гору Пагос с крепостью Кадифе-кале на вершине.
Продолжение здесь: