Найти тему
Круто об искусстве

С глазами какающей кошки врываемся в Новый 2024 год.

Сано (Ансано) ди Пьетро. История святого Иеронима и льва, 1444. Лувр, Париж. Фрагмент.
Сано (Ансано) ди Пьетро. История святого Иеронима и льва, 1444. Лувр, Париж. Фрагмент.

-25° для Петербурга, как заноза в лапе льва. Впрочем, морозы (или "Танго в сумасшедшем доме") - это самая безобидная часть "шнитковской оперы "Жизнь с идиотом"". Где там наш "добрый пастырь" Иероним Стридонский?!

Иероним Стридонский - тот самый святой, который на латынь Библию перевел (Вульгата). А между делом льва приручил. Сказ, собственно, об этом.

Сано (Ансано) ди Пьетро. История святого Иеронима и льва, 1444. Лувр, Париж.
Сано (Ансано) ди Пьетро. История святого Иеронима и льва, 1444. Лувр, Париж.

Так вот. Иероним жил в монастыре. Пока братия делами мирскими занималась, он тихо мирно в своей келии Библию переводил. Как вдруг пришел в монастырь хромой лев... с глазами какающей кошки. Братия вся, ясное дело, перепугалась - шутка ли, лев! Разбежалась по своим опочивальням, да за семью замками укрылась. Иероним же не струсил, а добросердечно помог зверю - спокойно, без лихорадочного тремора рук, обследовал больную лапу льва и вытащил из нее занозу. Да не простую - то был терновый шип (символическая связка с Иисусом, звериной природой человека и победой добра на злом, и, как следствие, смертью).

Так лев, очищенный от "скверны", стал домашним питомцем Иеронима.

Колантонио (Никколо Антонио). Святой Иероним за работой, ок.1440-1470. Музей Каподимонте, Неаполь.
Колантонио (Никколо Антонио). Святой Иероним за работой, ок.1440-1470. Музей Каподимонте, Неаполь.

Лоренцо Монако. Святой Иероним в своем кабинете, 1420. Государственный музей Амстердама, Амстердам.
Лоренцо Монако. Святой Иероним в своем кабинете, 1420. Государственный музей Амстердама, Амстердам.

Беноццо Гоццоли. Святой Иероним, вытаскивающий шип из лапы льва, 1452. Музейный комплекс Сан-Франческо (Монтефалько), Италия.
Беноццо Гоццоли. Святой Иероним, вытаскивающий шип из лапы льва, 1452. Музейный комплекс Сан-Франческо (Монтефалько), Италия.

Бельбелло да Павия / Мастер из Мурано (Master of the Murano Gradual). Святой Иероним, извлекающий шип из львиной лапы, вторая четверть 15 века. Центр Гетти, Лос-Анджелес.
Бельбелло да Павия / Мастер из Мурано (Master of the Murano Gradual). Святой Иероним, извлекающий шип из львиной лапы, вторая четверть 15 века. Центр Гетти, Лос-Анджелес.

Братия, конечно, не сильно радовалась такому соседству, но против лома нет приема. Впрочем, если этот лом живность, то как будто бы есть - обратились монахи всей толпой к Иерониму с просьбой заставить льва работать, чтобы он так же, как они, сам зарабатывал себе хлеб насущный. Иероним упорствовать не стал и отправил льва стеречь монастырского осла, пока тот возил дрова для братии (то есть зарабатывал себе хлеб насущный).

Но такое дело - то ли лев уснул, то ли заблудился... итог один - осел остался без присмотра. Аккурат в это самое время мимо не то грабители пробегали и осла украли, благополучно продав каравану с купцами, не то сами торговцы из каравана "плохо стоящего" ослика к рукам прибрали... итог один - увели монастырского осла в далекие дали.

Весь в печали лев вернулся в монастырь один. Братия, ясное дело, сразу все поняла - это лев осла сожрал и не подавился. За грехи свои льва наказали (искупление-с) - велели таскать на себе дрова, то есть приказали делать работу, предназначавшуюся ослу. Делать нечего, лев принял свой крест стойко и смиренно стал трудиться... сбегая время от времени на поиски осла - очень хотелось хищнику доказать братии свою невиновность.

И вот однажды он таки увидел пропавшего осла в караване, который вновь вернулся в монастырские земли, и в качестве доказательства своей невиновности с триумфом загнал целый караван в монастырь (львов, как известно, не только монахи бояться). Торговцы признались Иерониму и всей братии, что украли осла, покаялись, вернули скотину, получили назад своих драгоценных верблюдов с товаром, и с тех пор каждый год жертвовали монастырю масло.