Пролог
Вот и 2024 год вступил в свои права… Январь. Уютные новогодние каникулы для всей страны. Отдельная маленькая жизнь. Можно окунуться в детство и, вспомнив школьные годы чудесные, пару-тройку дней пожить, как в те далекие годы: отоспаться, належаться, насмотреться старых добрых фильмов. Можно собрать друзей и устроить зимний пикник. Можно ходить по гостям и приглашать к себе. Можно отправиться в путешествие. Еще много разных «можно» придумается в эти дни. И, конечно, не обойдется без воспоминаний из детства и сказок, в которые вдруг захочется погрузиться...
Однажды в старой Дании
По сказочному адресу
В одном старинном здании
Придумал сказку Андерсен
И грустную, и дерзкую,
И острую, и нежную,
И взрослую, и детскую
Про Королеву Снежную.
1985 год. Москва. На площадке Творческого объединения «Экран» снимают фильм «Тайна Снежной Королевы». Эта замечательная песенка – из него.
Этот же год. Усть-Чарышская Пристань. Дом пионеров. Зрительный зал полным полнехонек. Сегодня наш, местный сказочник представляет маленьким устьпристанцам новую постановку «Снежная королева». Одновременно на двух совершенно разных площадках творится одно невероятное чудо.
… Две сказки когда-то слились для меня в одну, общую, и образ сказочника приобрел совершенно живые, реальные очертания. Вот он, за кулисами детского театра - седовласый господин (иначе не назовешь) с фантастическим именем: Константин Эмильевич Волленберг.
С младенчества все, что было связано с театром, необыкновенно привлекало и завораживало меня. А здесь – настоящий спектакль и живой режиссер. Волленберг, словно вышедший в реальность из какого-то фильма, казался невероятным. Спустя многие-многие годы выяснилось: не казался. Был.
Действие I. «Путь из театра военных действий на сцену детского театра»
2018-2019 учебный год объединил в себе два приоритета. Столетие системы дополнительного образования отмечалось в России в 2018 году. А следующий, 2019, Президентом России был объявлен Годом театра. И поэтому, выбирая темы для текста на конкурс юных журналистов, мы с моей ученицей Полиной Шевченко остановились на очерке о К. Э. Волленберге, одном из первых педагогов нашего Дома детского творчества, а прежде – режиссере Усть-Пристанского театра, которому именно благодаря Константину Эмильевичу было присвоено звание «народный».
Полина подробнейшим образом изучила биографию и рабочие материалы педагога-режиссера, хранящиеся в районном краеведческом музее, книги приказов по личному составу нашего учреждения, а также встретилась с участницами театрального коллектива Дома пионеров.
Я же, в свою очередь, побеседовала с актрисой Усть-Пристанского народного театра Александрой Николаевной Шуваловой, чтобы описать тот период жизни Волленберга, когда он только приехал в наше село, и как выстраивалась его работа в ближайшие десятилетия.
Наши тексты были опубликованы в районной газете «Авангард» в марте и апреле 2019 года.
Прошло три года, и в сентябре 2022 года мы с Полиной занялись уже исследовательской работой о жизни и деятельности Константина Эмильевича для краеведческого конкурса. В работе Полина пересказывала автобиографию нашего героя:
«Константин Эмильевич Волленберг родился в 1901 году в городе Рыбинске, во время переезда родителей в Сибирь. Отец работал мастером солодовенного дела на пивоваренных заводах в разных местах, и на этот раз его путь лежал в г. Барнаул, где и прошло детство Константина Эмильевича. Здесь он учился в приходской школе, а потом в мужской гимназии.
Осенью 1919 года он был мобилизован Колчаком и отправлен в город Томск запасной полк – рядовым, где и пробыл 4 месяца до декабря этого же года. С приходом частей Красной Армии Волленберг добровольно вступил в 51 стрелковую дивизию, в которой и проделал весь боевой путь и мирную учебу до 1931 года. Он участвовал в боевых операциях против Врангеля, в Крыму, на Перекопе и в других местах, в борьбе с бандитизмом.
В середине 30-х он был демобилизован и уехал в город Одессу, где был направлен на работу директором театра, совмещая ее с должностью худрука. Там он пробыл до июня 1941 года. Вскоре Волленберг снова был мобилизован в армию и отправлен на Бессарабский участок южного фронта. После он с эвакуацией частями города Одесса был отправлен в Крым, а вскоре на Кавказ, где работал командиром военно-строительных колонн и отрядов.
В июне 1942 года Константина Эмильевича демобилизовали по состоянию здоровья, и тот поехал в Алтайский край, где когда-то вырос и учился. Он работал в Барнауле и в Троицком районе. А в 1960 году приехал в Усть-Пристань. Именно этим фактом завершается его автобиография – уникальный рукописный документ».
Пока девушка обобщала все имеющиеся материалы в одно большое повествование, я занялась поиском иллюстраций в сети, и вдруг… Нахожу цифровой архив Терезии Ивановны Волленберг, жены режиссера. И среди других документов – справку: «Дана Троицким РО МВД …в том, что она, на основании распоряжения … снята с учета спецпоселения». Справка датирована 1950 годом.
Это был гром среди ясного неба. В нашей ровной истории, в которой замечательный режиссер вместе со своей супругой чудесным образом выбрал для жизни и работы Усть-Пристань, появилась трещина. Спецпоселение. За этим словом - репрессии, унижение чести и достоинства ни в чем не повинных людей. Волленберги не переехали на Алтай по состоянию здоровья Константина Эмильевича. Они были депортированы вместе с тысячами других немцев. При том, что многие годы и в бою, и на сцене служили нашей стране верой и правдой.
Этот, случайно обнаруженный документ мы, конечно, не включили в свою работу, ведь он всплыл уже на последнем этапе подготовки к защите доклада. Представили нашу – ровную – историю.
Действие II. «Правнучка»
Пару недель назад под текстом «Две эпохи народного театра», опубликованным на моем канале в Яндекс. Дзене «Усть-Пристань. Храм. Село. Люди» появился комментарий:
«Добрый день! Не знаю, увидите ли Вы этот комментарий, но я очень на это надеюсь. Я последние 25 лет разыскиваю данные о своем прадеде - Леопольде Эмильевиче Волленберге, сосланном на поселение перед ВОВ из Кемерово в Прокопьевск. С цифровым миром это становится все более реальным. Константин - его родной брат. До этого единственное, что нам было известно - что Константин до войны уехал в Одессу. Далее мы ничего не знали. Я очень рада, что нашла у Вас эту информацию. Буду благодарна по возможности за дополнительные сведения о Константине Эмильевиче и Терезии Ивановне».
Это невероятное чувство. История, которая уже в твоей голове сложилась в ряд красивых картинок, обрастает новыми подробностями. И совсем иными – печальными. В прошлом году пролетела первая ласточка – тот самый документ из архива Терезии Ивановны. Как оказалось, в жизни нашего Константина Эмильевича было много трагических моментов. Родные люди вынуждены были из любви к друг другу скрывать свое родство, и мы уже никогда не узнаем, когда и при каких обстоятельствах расстались навсегда братья и сестра. С другой стороны, можно порадоваться тому обстоятельству, что, оказывается, у Волленбергов есть потомки. Род не угас, и следующие поколения чтят память предков и бережно, по крошечным кусочкам сшивают полотно истории своей семьи. Люди живы, пока живет память о них. И сегодня мой рассказ – об этом.
Очень скоро мы познакомились с Ксенией Каретиной.
«Я - правнучка родного брата Константина, Леопольда Волленберга. Мой дед по маме - Вольдемар Волленберг - племянник Константина Эмильевича.
Когда мне было лет 5, я обожала листать семейные альбомы, особенно бабушкины с дедушкой - там были старинные фото и открытки от родственников. На одной фотографии я заприметила человека, который отличался от других - проницательный, берущий за душу взгляд.
Бабушка сказала, что это дедушкин папа, учитель немецкого языка. Я тогда думала, что все учителя именно такие - особенные. И ещё было фото девочки с огромными темными глазами - это была сестра дедушки со сказочным именем Алиса.
Мы с семьей оказались очень далеко от мест, где выросли и прожили жизнь мои прабабабушка и прадедушка - в Московской области. И я с удовольствием рассказывала в школе, что у меня родственники из далекой Сибири.
А ближе к окончанию школы я узнала очень горькую историю своего прадеда. И первый раз услышала фамилию Волленберг.
Оказалось, что Леопольд - из семьи обрусевших немцев. И был сослан в 1936-1938 годах из Кемерово, где он работал директором школы, в Прокопьевск на спецпоселение, где и провёл всю оставшуюся жизнь. Он вынужден был отказаться от семьи, чтобы родных не преследовали.
В анкете спецкомендатуры № 15 МВД г. Прокопьевска в графе «семья» указано только имя новой жены и ее сына. Кроме того, отчество Эмильевич он изменил на Емельянович.
Также я узнала, что у прадеда был брат Константин, который работал в немецком театре в Одессе. Вестей после войны от него не было.
Дед практически ничего не рассказывал о своей семье (когда Леопольда арестовали, его сыну Вольдемару, моему деду было 11-13 лет). После войны у него уже были другие фамилия и имя - в армии посоветовали, чтобы иметь возможность сначала выжить, а потом начать с чистого листа, но травма осталась, и жизнь все равно оказалась сломанной.
Еще два фото Леопольда разных периодов жизни:
Так мне очень захотелось узнать, как провели детство братья Волленберги, что случилось с прадедом в 30-е годы, что произошло с его братом. Вопросов было много, а ответов… Сначала я начала читать про те времена. Потом, в интернете находила электронные адреса архивов. Писала запросы, но ответ был один - запрос отрабатывается при доказательстве родства. А доказательств не было никаких.
И ведь как получилось - братья Волленберги после войны жили не так далеко друг от друга, но вот знали ли они об этом, так и останется тайной.
Сейчас цифровой мир шагнул далеко вперёд, и, так как я по роду деятельности бизнес-аналитик, то работа с разного рода информацией помогла мне приоткрыть завесу над прошлым моей семьи. Так я нашла метрики, прочитала про места работы братьев Волленбергов, про память, которая по прошествии почти ста лет живет. Это очень дорого для нас с мамой! Теперь, в связи с появлением цифровых архивов и возможностями запроса информации без подтверждения родства, я надеюсь найти побольше информации о детстве и жизни братьев Волленбергов».
Действие III. «Сады забытой жизни»
В петербургских архивах Ксения обнаружила метрики Волленбергов. В первой указано, что 23 декабря 1899 года в 9 часов, у Эмиля Фердинанда Волленберга и жены его Розалии Берты, в г. Порхове, рожден сын Леопольд Евгений. Это ведомость о младенцах, крещенных в лютеранской церкви в 1900.
В списках рожденных, крещенных в 1902 году, значится, что 22 декабря 1901 года, в половине девятого утра родилась дочь – Нина Аделя, а в 10 утра увидел свет Константин Роберт. Место рождения – г. Рыбинск (двойные имена у детей потому, что каждому присваивалось имя его крестного отца или матери).
Как мы помним, указывая в биографии факт своего рождения, Константин оставил г. Рыбинск, приписав, что родители были там проездом, по пути на Алтай, где отец работал на пивоваренном производстве. Однако метрики говорят о том, что Эмиль Волленберг работал на железной дороге: в г. Порхове (Псковская область) он указан как помощник начальника станции, а в г. Рыбинске (Ярославская область) – служащий на железной дороге. Там же, вероятно, они и жили какое-то время, а в Сибирь отправились позднее.
Пока ничего не известно о судьбе Нины, сестры-близнеца Константина Эмильевича, хотя Ксения уже предполагает, что в семейных архивах есть фото ее дочери, и, возможно это станет ниточкой к еще одной неизвестной нам представительнице рода.
Увлеченный поисковик, за несколько дней, узнав подробности из устьпристанских материалов о брате своего прадеда, Ксения перелопатила интернет и обнаружила уникальный фотоархив Одесского немецкого театра, где служил Константин Эмильевич и где произошла его судьбоносная встреча с супругой Терезией Ивановной. Нашлись интересные снимки: само здание театра и фотографии актерской труппы, среди которой – Терезия Шауэр.
Мы с Ксенией долго вглядывались в фотографии, ей очень хотелось, чтобы среди красивых молодых людей непременно оказался Константин Эмильевич, но пока с полной уверенностью этого сказать мы не можем....
Но я верю, настойчивость приведет увлеченного человека к новым открытиям. Так бывает – даже камни иногда открывают тайны. Случайность или промысел, что мы здесь, в Усть-Пристани стремимся увековечить память выдающегося режиссера и педагога, а там, в Москве – правнучка неустанно копается в архивах, восстанавливая семейную историю и биографию своего прадеда – тоже замечательного педагога, лингвиста, внесшего огромный вклад в систему образования Кемеровской области. И вот мы встречаемся на волнах интернета, чтобы… снова встретились два брата!
Леопольд и Константин верой и правдой служили своей стране. Несмотря ни на что. Свою жизнь посвятили самой благой стезе. Не обозлились и не мстили. И до конца хранили свою тайну – чтобы ни в коем случае не навредить друг другу.
Эпилог
Принцессы на горошине,
Башмачники и мельники –
Все были огорошены,
Прочтя ее немедленно.
И грустную, и дерзкую,
И острую, и нежную,
И взрослую, и детскую
Про Королеву Снежную…
Сказку о том, как были разлучены родные души. Как Герда искала Кая. Как вырвала его из объятий зла, потому что несла в мир только добро.
Сегодня мы рассказали вам не сказку, а быль. Не с таким счастливым конкцом. И, конечно, это промысел, что именно сегодня. Ведь 4 и 5 января – день рождения наших героев. Константин и Нина родились 22 декабря 1901 года, то есть по новому стилю – 4 января, а Леопольд двумя годами ранее 23 декабря 1899 года (5 января). Давайте отметим их дни рождения.
Перенесемся на сто двадцать лет назад. Наступает 1904. Леопольду – четыре, а Константину и Нине – по два. Поздний январский рассвет уже скользит лучом по рождественской елке. Непременно пахнет какой-то вкуснотой. Они еще таким маленькие и такие счастливые. Не знают, что их ждет впереди. Пока что самое страшное, что может с ними произойти – это коварство Снежной Королевы. Но дети ее не боятся. Она же просто – сказка…