ВМЕСТО ЭПИГРАФА…
… напомню вам сцену из фильма «Берегись автомобиля». Ту, где Евгений Евстигнеев в роли режиссера народного театра авторитетно заявляет:
Да, конечно, в этом моменте присутствует сарказм, однако, если хорошо задуматься…
«…Естественно, что актер, не получающий зарплаты, будет играть с большим вдохновением. Актер должен где-то работать. Неправильно, если он весь день, понимаете ли, болтается в театре. Ведь насколько лучше Ермолова бы играла вечером, если бы она днем работала у шлифовального станка…» .
Как бы это ни было смешно, но ведь …мы же сами видели, как это бывает! Особенно в сельской советской действительности, где народный театр стал любимым способом проведения досуга интеллигенции.
Самодеятельные театры заслужили любовь и поклонение многих миллионов зрителей. И может быть, это признание – более искреннее, душевное, теплое! Как любили мы смотреть на игру наших родных и друзей! С какой гордостью ощущали свою причастность к этому чуду под названием «Усть-Пристанский народный театр!».
Я помню, как впервые увидела спектакль – это был «Мы, нижеподписавшиеся», в котором играли хорошо знакомые мне люди, друзья моих родителей. Мне было шесть лет, и я ничего не понимала, но весь спектакль просидела с втянутыми щеками, потому что от счастья не могла не улыбаться.
А сегодня я улыбаюсь уже этим воспоминаниям и тому, что беседую с участницей того самого спектакля, замечательным человеком, «могиканином» золотой эпохи Усть-Пристанского народного театра – Александрой Николаевной Шуваловой . Вместе с ней мы прокинем мостик в прошлое и пролистаем страницы жизни этой большой, неповторимой сценической семьи.
Я спросила Александру Николаевну: «А Вы можете назвать себя артисткой?». Та, улыбаясь, ответила: «Мы девчонками называли себя в шутку «актерками». Итак, как это было…
НАЧАЛО
Первая встреча с театром запомнилась Александре Николаевне очень хорошо. Было ей четыре года, и в числе других зрителей она смотрела спектакль «Лес» по пьесе А.Н. Островского. Одну из главных ролей играла бабушка нашей героини, которую в семье называли «маманя».
И вот, представьте: выходит на сцену помещица Гурмыжская, вся такая аристократичная, а с первых рядов – восторженный детский голос: «О, маманя!». Зал, разумеется, грохнул.
Способность привлекать к себе внимание окружающих у Александры была с раннего детства. Она очень хорошо пела. Учительница пения Александра Григорьевна Сухорукова восторженно говорила «Боже мой, у Саши колоратурное сопрано!». Саша пела сольно и в хоре (а школьный хор насчитывал 100 человек!), танцевала с другими девочками под руководством вожатой Нади Берестовой. Играла даже в каком-то отрывке из спектакля «маменьку». Но при этом страшно боялась сцены, по ее словам, руки-ноги отнимались.
Справиться со страхом уже после окончания учебы в школе и получения образования помогла работа в читальном зале библиотеки. Ведь приходилось проводить массовые мероприятия, по заданию заведующей, Валентины Филипповны Старостиной, с обзорами книжных новинок посещать организации района.
В те годы библиотекарь был очень важным лицом в селе. А лозунг «Культура – в массы!» не был просто красивыми словами, а реализовывался на сто пятьдесят процентов. Люди были искренне увлечены той миссией, которую выполняли. В Усть-Пристани работали педагоги, представители других профессий, приехавшие к нам «из столиц».
Это были увлеченные, творческие, образованные люди, которые с удовольствием делились своими знаниями со всеми поколениями устьпристанцев, проводили беседы, заочные экскурсии по выставкам шедевров живописи, например, и т.д. Конечно, они входили в этот замечательный круг устьпристанской интеллигенции, образовавшийся еще в дореволюционные времена, перетекающий из времени во время, из эпохи в эпоху, но неизменно «сеющий разумное, доброе, вечное» и игравший огромную роль в общественной жизни села и района.
На этой благодатной почве и произошел новый подъем в жизни любительского театра, начавшийся с деятельностью режиссера Константина Эмильевича Волленберга.
«ЗВАНИЕ НАРОДНОГО ТЕАТРА КО МНОГОМУ ОБЯЗЫВАЕТ»
Шел 1967 год. Усть-Пристанский театр уже имел звание «народный». Все было очень серьезно, в театре был режиссер, помощник режиссера, костюмер, художник. Театр гастролировал и участвовал в краевых мероприятиях. Он был «лицом» Усть-Пристани, и стать актрисой народного театра – было почетно и ответственно.
Для спектакля «Далекие окна» помощник режиссера Терезия Ивановна Волленберг искала девушку с красивой фигурой для роли натурщицы. Она увидела Александру и предложила ей роль в спектакле.
Наша героиня отказалась наотрез. Ее вызвали к начальству и стали уговаривать сыграть уж если не натурщицу, то тогда, может быть, журналистку Нину.
Александра согласилась, может быть, отчасти под давлением, сама не зная еще тогда, какая замечательная жизнь началась у нее теперь. С этим спектаклем коллектив участвовал в краевом смотре. «Нас раскритиковали, но со смотра мы вернулись со значками лауреатов» - рассказывает Александра Николаевна.
Второй спектакль – «Ты – это я» стал для нее, пожалуй самым любимым и запомнившимся. «Я играла главную роль - Липочку Кукушкину, - рассказывает Александра Николаевна. - Это был молодежный музыкальный спектакль, настоящий водевиль.
В больших сундуках из какого-то Московского театра тогда в наш театр привезли настоящие яркие, богатые костюмы. И перед началом спектакля выходили две наших актрисы в богатых старинных костюмах из этих сундуков и пели: «У нас в века минувшие был в моде водевиль, а в ваши годы славные забыли этот стиль».
В этом спектакле главные мужские персонажи шествовали на сцену из зала в костюмах летчиков, это было эффектно. И конечно, происходили всякие неожиданности. Сцена у нас ходила ходуном. И вот, представьте, открывается занавес. Я стою, по роли что-то глажу на столе, а рядом на столике – фанерный транзистор.
И вот кто- то за задником прошел, и вся эта бутафория упала. А я стою, и надо что-то делать. И я сказала первое, что в голову пришло: «Господи! И вечно в этом доме все падает!». Утюг ставлю, поднимаю. А Терезия Ивановна, помощник режиссера, за кулисами ахает «Саша! Как Вы хорошо вышли из положения». А мама моя в зрительном зале рассмеялась, потому что это была моя любимая домашняя фраза.
Для этого спектакля, помню, мне специально сшили брюки, и я надела их первый раз в жизни. По роли мне нужно было выходить в зрительный зал и угощать зрителей конфетами. И вот, выступали мы в г. Алейске, в воинской части. Я спускаюсь к зрителям и подхожу к одному парню. А он, испугался, вжался в стену и смотрит на меня с ужасом. А я ему шепотом: «Ну, возьмите, это для спектакля так нужно». А отовсюду уже кричат: подойдите к нам!».
Но, как рассказывает Александра Николаевна, Константин Эмильевич был приверженцем классических традиций и импровизаций на сцене практически не допускал.
Новый спектакль начинался с того, что артисты собирались, читали пьесу. Потом он распределял роли, рисовал мизансцены, придерживаясь ремарок авторов пьесы. Художник, Сергей Ефимович Гудков, делал эскизы декораций, а затем воплощал их на сцене. Анна Михайловна Ларионова занималась костюмами.
Константин Эмильевич не терпел пропусков репетиций. Его строгость сглаживала супруга и помощник Терезия Ивановна. Старший состав актерской труппы был очень дисциплинированным. А молодежь… Куда же денешь такие важные в этом возрасте неотложные дела. Например, посещение премьерного фильма на сеансе в кинотеатре в 21.00. Непременно нужно было увидеть его в числе первых зрителей. А тут, как назло – репетиция. Потихоньку предупредив Терезию Ивановну, девчонки сбегали.
На следующей репетиции их ждал суровый взгляд режиссера, постепенно добреющий под воркование помрежа: «Котя, но это же девочки, ну как они без кино». «Прогульщицы» старались выложиться на репетиции целиком, чтобы хоть немного загладить вину.
Старшие по-родительски переводили дух, когда гнев режиссера отступал. В этом коллективе все любили друг друга и относились по-родственному, порой выплескивая свои эмоции, но быстро приходя в норму.
Из старших самым «непослушным» был Алексей Федорович Иванов. Это он мог внезапно нарушить четкий рисунок роли и сымпровизировать прямо во время спектакля.
Неготовым к этому партнерам приходилось выкручиваться. Делал он это не специально, такой он был человек, что и сам от себя, вероятно, этого не ожидал.
Потом ему попадало, но все его быстро прощали. Виктор Игнатьевич Петенев – всегда такой твердый. Геннадий Иванович Беликов - душа коллектива. Играла в театре и его супруга Августа Иосифовна. Еще одна замечательная пара Георгий Дмитриевич и Наталья Петровна Волкова - артисты с уникальным опытом, начинавшие еще в 20-х…
Дом культуры располагался тогда в здании магазина купца Шестакова (нынче там районная библиотека). Театр активно гастролировал по району, собирая полные залы в селах района и за его пределами. Это было обязательно – театр должен был приносить определенный ежемесячный доход.
Самые душевные зрители были в Нижней Гусихе и Коробейникове. Самые хлебосольные - в Романове. Самый холодный сельский клуб был в Троицком. Как-то играли там знаменитую «Стряпуху». Действие проходило в украинской деревне летом, девушки были разнаряжены в летние платья, босоножки. А в стаканах с водой, стоявших на столах, был лед.
Но… «Искусство требует жертв» - и артисты были согласны жертвовать – ведь взамен они получали чудо, неповторимое удовольствие от игры, аплодисменты зрителей.
Шло время. Все заканчивается, к сожалению. Константин Эмильевич ушел работать в Дом пионеров, и там началась своя волшебная сказка, сделавшая для ее участников бесценными эпизоды закулисного детства.
Материал о деятельности К.Э. Волленберга в Доме пионеров
А народный театр впал в небольшой «застой», когда спектакли такого уровня, как раньше, не выходили.
"А НЕ ЗАМАХНУТЬСЯ ЛИ НАМ НА УИЛЬЯМА НАШЕГО ШЕКСПИРА?"
…И снова бессмертный эпизод из кинофильма «Берегись автомобиля» всплывает в памяти. Персонаж Евгения Евстигнеева прямо-таки предсказывает события Усть-Пристанского народного театра.
Итак, пришла новая эпоха! Эпоха Валерия Владимировича Санникова.
«Нас собрали всех и представили нового режиссера, - рассказывает Александра Николаевна. - Он предложил к постановке «Ромео и Джульетту».
Помню, как распределяли роли. Почему-то никто из наших театральных дам не захотел играть кормилицу. Коллектив был режиссеру еще незнаком, и ему было сложно. Я сама предложила свою кандидатуру, и, кажется, Валерий Владимирович тогда очень обрадовался моему предложению. Спектакль был массовый и молодежный. Было интересно, но непривычно.
Нам, воспитанным Константином Эмильевичем с его классическим подходом, нужно было привыкать к новаторству молодого режиссера. У меня с Санниковым был большой спор по поводу образа Кормилицы. Каждый из нас видел эту роль по-своему, и, помню, на спектакле я сыграла именно так, как считала нужным я. После Валерий Владимирович подошел ко мне, поблагодарил и сказал: «Вы были правы».
Успех «Ромео и Джульетты» был грандиозным как на уровне Усть-Пристани, так и в крае. Приняв народный театр в свои руки, подтвердив его ценность и авторитет, Валерий Владимирович поставил перед коллективом новые, современные задачи.
Пьесы выбирались актуальные, с обязательным социальным подтекстом. К тому же молодой режиссер съездил в Москву, на учебу к знаменитому Марку Захарову, и все, что он впитал там в себя, спешил применить на практике.
«И он заставил нас заниматься физкультурой – рассказывает Александра Николаевна. Мы бегали по залу, а еще осваивали дыхательную гимнастику». Конечно, не все корифеи нашей сцены приняли новые принципы работы, но все же «старая гвардия» театр покидать не спешила.
Новаторство коснулось и декораций. Так, в спектакле «Мы, нижеподписавшиеся» на сцене появилось настоящее купе поезда. И не просто какие–то схематичные обозначения.
Двери в купе, как в настоящем, съезжались и разъезжались, став самостоятельным действующим лицом пьесы. Материал был сложный, тема – злободневна и актуальна. Все происходило в купе, где развивался конфликт, в принципах единства действия и времени. Разговоры, споры. Выразительное средство у артиста одно – он сам.
«Я играла супругу главного героя, который должен был убедить всех остальных подписать очень важный документ. Главную роль исполнял Владимир Николаевич Шумаков. Это настоящий артист. Он именно играет того человека, в чьем он образе. Он заражал собой, и возникало такое ощущение, что это не сцена, а сама жизнь. С ним было безумно интересно играть как с партнером. В театре это очень важно – чувствовать партнера».
…И все–таки, по словам Александры Николаевны, хотелось вернуться к классике. Хотелось играть Островского, ходить по сцене в кринолинах и отвлекаться от отчаянно надвигавшихся перемен в обществе.
Но Валерий Владимирович не хотел отвлекаться. Он был таким человеком, что опережал свое время, предвосхищая то, что через несколько лет станет привычным, но в тот момент еще никто не понимал.
Последним массовым спектаклем, где выходила на сцену «старая гвардия», стал «Хозяин» в 1985 году. И для Александры Николаевны он тоже завершил ее сценическую "карьеру" в Усть-Пристанском народном театре.
Хотя… разве может артист перестать быть артистом! Если ты сыграл в театре хотя бы одну роль, твоя жизнь уже не будет прежней. А если спектаклей было несколько, не сомневайся – театр проникнет в тебя, охватит все твое существо и уже не отпустит.
И воспоминания об этом опыте будут с тобою всю жизнь, а сценический опыт очень пригодится. Александра Николаевна – человек-оркестр. Рассказывает она эмоционально, ярко, копируя манеры и даже голоса героев своего повествования.
Я безмерно благодарна тому обстоятельству, что она приехала в Усть-Пристань в эти весенние дни и согласилась на встречу и этот разговор.
Она погрузила меня не просто в историю театра – вся жизнь райцентра этих двадцати лет прошла у меня перед глазами, пробудив по-пушкински «…и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». Это были, действительно, «золотые годы». И, конечно, неповторимые.
«Золотой век» Усть-Пристанского народного театра - уже легенда. Он останется в фотографиях и воспоминаниях, в многочисленных наградах коллектива, афишах и газетных вырезках…
«Что сказать в завершение? – заканчивает Александра Николаевна. - Очень бы хотелось, чтобы театр возобновил работу, чтобы там играли и классику, и современную драму. Театр приносит душевность в отношения между людьми, единение, желание сделать что-то очень хорошее. Играйте в театре, любите театр».