В продолжение темы, которая была затронута в предыдущем тексте, о замечательном детском драмкружке Дома пионеров под управлением и предваряя Международный день театра, текст участницы объединения «Эксперимент» Полины Шевченко, который перенесет нас в годы детства наших читателей.
"Что такое драмкружок? Объединение юных любителей театрального искусства. Занятия в нем помогают выявить способности ребят к актерскому мастерству и подчас определяют их жизненный путь: немало известных мастеров театра начинали творческую деятельность в театральной самодеятельности.
Участники кружка знакомятся с художественными особенностями творчества того или иного драматурга, писателя, приобщаются к театральному искусству. Театр – возможность открыть себя с новой стороны, стать более активным, победить страх перед публикой, пройти через испытание – когда волнуешься, что забудешь слова.
И когда спектакль заканчивается – остаются яркие эмоции и даже гордость за себя, если справишься со всем хорошо.
Итак, в начале 70-х годов 20 века в Усть-Пристани открылся Дом пионеров и школьников. Среди множества других в нем появился и драмкружок - объединение, в котором дети ставили спектакли. Им руководил Константин Эмильевич Волленберг. Чтобы узнать об этом человеке, я изучила некоторые материалы, хранящиеся в краеведческом музее. А о том, как проходили репетиции, рассказали участницы драмкружка – Ирина Ивановна Кузьмина (Болдырева) и Людмила Владимировна Базарникова (Иванова).
КАК ЭТО БЫЛО
На занятия к Константину Эмильевичу приходило большое количество ребят, в основном это были девочки т. к. у мальчиков были другие интересы. Но находились мальчишки, которых все-таки интересовал театр (например, Сергей Зюзин). На драмкружке ребята не сразу ставили спектакли. Поначалу Константин Эмильевич учил артистов проговаривать скороговорки, иногда даже с набитым орешками ртом, читать стихи, правильной постановке голоса и импровизации. Они ставили различные этюды: например, показывали болельщика на футбольном матче.
Подготовительный период длился почти целый год, только после всего этого начинались репетиции. Сначала пьесу прочитывали, потом режиссер как бы между прочим спрашивал, какую роль кто на себя бы взял. Но в результате раздавал роли сам.
Все свои слова юные актеры записывали в отдельную тетрадь. Репетиции проводились в большом зале, к которому прилагалась костюмерная и реквизиторская.
Костюмы изначально были у Константина Эмильевича. Дети лишь иногда делали различные колпаки, плащи, короны. Перед выходом на сцену наносился грим, бороды приклеивали на специальный клей. Все это богатство пришло в Дом пионеров вместе с режиссером спектаклей. Во время представления Константин Эмильевич был за кулисами и подсказывал актерам слова.
Две записи в Книге приказов определяют трудовой стаж Волленберга в Доме пионеров: от 15 августа 1974 года: о принятии на работу и от 15 мая 1989 года – об увольнении по состоянию здоровья. Константину Эмильевичу на тот момент исполнилось уже 88 лет!
ФАКТЫ ИЗ БИОГРАФИИ
После диалога с участницами того легендарного драмкружка я захотела узнать больше о Константине Эмильевиче. Поэтому я отправилась в краеведческий музей, где нашла его автобиографию. Разобрав все, я узнала много нового о нем.
Константин Эмильевич Волленберг родился в 1901 году в городе Рыбинске (на Волге). Отец работал мастером солодовенного дела на пивоваренных заводах в разных местах.
Константин Эмильевич учился в приходской школе, а потом в мужской гимназии.
Осенью 1919 года он был мобилизован Колчаком и отправлен в город Томск запасной полк – рядовым, где и пробыл 4 месяца до декабря этого же года. С приходом частей Красной Армии Волленберг добровольно вступил в 51 стрелковую дивизию, в которой и проделал весь боевой путь и мирную учебу до 1931 года.
В середине 30-х он был демобилизован и уехал в город Одессу, где был направлен на работу директором театра, совмещая ее с должностью худрука. Там он пробыл до июня 1941 года.
Вскоре Волленберг снова был мобилизован в армию и отправлен на Бессарабский участок южного фронта. После он с эвакуацией частями города Одесса был отправлен в Крым, а вскоре на Кавказ, где работал командиром военно-строительных колонн и отрядов.
В июне 1942 года Константина Эмильевича уволили по состоянию здоровья, и тот поехал в Алтайский край, где когда-то вырос и учился. Он работал в Барнауле и в Троицком районе. А в 1960 году приехал в Усть-Пристань. Именно этим фактом завершается его автобиография, хранящаяся в архивах музея.
Больше десяти лет Константин Эмильевич работал режиссером народного театра, а потом стал заниматься с детьми. И вот, мы снова переносимся в Дом пионеров, за кулисы, где с 1974 года один за другим новый спектакль представлялся самой различной публике, конечно же, преимущественно детской.
ТЕПЕРЬ - УЖЕ ИСТОРИЯ
В краеведческом музее также хранится простая тонкая тетрадка с надписью «История театрального коллектива Дома пионеров», куда режиссер записывал отчет о проведенных спектаклях, исполнителях, делал краткие заметки.
1974-1975 учебный год: «Домик на окраине» - спектакль поставлен в совхозе «Пристанский». «Новогодние мечты» - с четырьмя (!) Красными Шапочками и целым набором других сказочных персонажей, участвовали ребята 5-6 классов.
1975 -1976: «Одолень –трава», участвуют ребята 7-8 классов школы имени А.М. Птухина, всего дано 6 спектаклей. И так – ежегодно. Листаю дальше: «Гонза и волшебные яблоки», «Бывшие мальчики»,«Солнечный зайчик», «Аленушкино счастье», «Отважное сердце», «Шутка», «Белоснежка и семь гномов», «Снежная королева», «Золотая сорока», «Пионерский фитиль», «Незнайка», «Зайка-зазнайка», «Остров ученых».
Театральные мгновенья:
Почти все спектакли игрались по нескольку раз, зрителями поочередно становились учащиеся двух школ Усть-Пристани и зрители из других сел района. Интересно читать роли и исполнителей. Например, «Солнечный зайчик»: Митя – Болдырева Ира, Лена – Андраханова Лена, Маша - Огородникова Алла, Глашатай – Иванова Люда, Старик – Мартынова Лена и т.д.
Так как в драмкружке были в основном девочки, то все хотели играть женские роли. Но не всем доставались роли принцесс, в лучшем случае - Кикиморы. И из-за этого некоторые девочки могли расстраиваться. Например, Ирина Ивановна рассказала, что когда ей в новом спектакле досталась снова мужская роль, она закатила такую истерику, за которую ей потом было очень стыдно.
Волленберг был очень терпелив к детям (это качество необходимо педагогам) и любил их. Он никогда не повышал голоса на своих воспитанников, несмотря на то, что это было, наверное, трудно. Мудрый режиссер находил выход из любой ситуации. Например, он объяснял расстроенной девочке, что именно эта роль подходит ей больше всего. Эта особая тактика подхода к детям помогала ему и в дальнейшем. В тетрадке с записями есть и такая заметка:
«Почти ни одной репетиции не проходит без бесед на этические темы. Тут и обсуждения просмотренных ими кинопостановок, вопросы их успеваемости по школьным предметам, тут и поведение их в семье, в школе и на улице, с обязательными вопросами об их практическом участии в трудовой деятельности и помощи родителям. Задача - способствовать дальнейшему проявлению, развитию и укреплению этой начинающейся гражданственности».
«Константин Эмильевич много дал нам чисто по-человечески. Он нас воспитывал, многое нам рассказывал, объяснял, что такое хорошо, что такое плохо. Он был наше все» - говорят о нем воспитанницы:
Несколько лет детства, проведенные в драмкружке Дома пионеров под руководством К.Э. Волленберга, остались для его участников одним из самых лучших периодов жизни. Творчество – бесценно".
Сегодня в Доме творчества действует театральное объединение "Живое слово". Вот несколько кадров из современной театральной жизни ДДТ.
И еще - напоследок выступление одной из наших маленьких артисток:
Саша Перегудова читает стихотворение Андрея Усачева "Любопытная Варвара"
Всех артистов, больших и маленьких, с наступающим Международным днем театра! А мы продолжим рассказывать об Усть-Пристанском театральном движении завтра! Читайте дальше канал: "Усть-Пристань| Храм. Село. Люди".