Если фильм «Комната смерти» объединить с «Игрой» Дэвида Финчера и сериалом «Неизвестные лица», то получится глобальная и совершенно безрадостная сюжетная конструкция, повествующая о манипуляции как заветном средстве, кое имеет место быть почти в любой вариации «теории заговора».
Никакого намека на вульгарную конспирологию с её хихиканьем и весёлым потиранием ручек – всё безгранично мрачно и сурово. И самое важное – отличное от привычных многим «камерных триллеров», хотя фильм в силу ограниченности локаций и напоминает театральную постановку.
Пятеро незнакомых между собой людей оказываются в кабинете а-ля переговорная в офисах фирм средней руки. Им предстоит ответить на некоторые тестовые вопросы, после чего добровольно принять участие в эксперименте, за что должны получить по двести пятьдесят долларов. За обычную процедуру сумма более чем исчерпывающая.
Только вот «процедура» оказалась не слишком обычной. Ибо почти сразу же, так сказать, с полоборота участников начинают убивать. Без предупреждений, без оглашений, без намеков. Бац!!! И лишь затем предложено поиграть, дабы кто-то остался в живых.
Действие изредка прерывается наблюдениями за «кукловодами», что вовсе не маньяки, а вполне рациональные люди, чем-то напоминающие доктора Лайтмана в исполнении Тима Рота из сериала «Обмани меня». Они же кого-то наметили в Избранные, смертельный эксперимент лишь должен подтвердить или опровергнуть их догадку.
И зрителю придётся поломать голову: кто же именно из оказавшихся в «комнате смерти» должен остаться в живых? Логика привычного действия полностью нарушена. Даже «правила игры» - это лишь фикция. Ну, какие могут быть правила, когда речь идет о хмурой и безнадежно строгой конспирологии?
Вам будет казаться, что осуществляется отбор самого живучего, склонного в экстремальных ситуациях проявлять инициативу. Почти в духе стартового эпизода сериала «Первая волна», когда пришельцы тестировали землян, выявляя представителей типа, наиболее склонных к сопротивлению (каждый семнадцатый).
Но в данном случае фильм был бы лишь повторением конструкции, предложенной в многочисленных «испытуемых триллерах»: «Экзамен», «Метод Гронхольма», «Пятеро неизвестных», «Смертельный лабиринт». Да даже «Куб», в конце концов. Однако в «Комнате смерти» нельзя разгадать шараду, ибо все её элементы – это путь в колею.
Из указанной комнаты вообще нельзя выбраться без последствий, поскольку «оставь надежду, всяк сюда входящий». В итоге при просмотре этой кинокартины вас волнует не столько судьба её героев, сколько поиск ответа на вопрос: что же здесь происходит?
Многие говорили, что «Комната смерти» (как фильм) явно опоздала с датой выхода на экраны. Нет, не опоздала, так как лента не описывает «Процесс», но даёт подсказки, зачем он собственно нужен.
Нередко в конспирологических триллерах манипуляция подается как самоцель. Однако даже в этом случае должен быть скрытый смысловой пласт, в котором предполагается наличие хорошо замаскированной Мета-Цели. То есть нет любопытства самого по себе, даже злой любознательностью в итоге что-то движет, есть какие-то мотивы.