Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Комната, в которой меркнет любая конспирология

-2

Если фильм «Комната смерти» объединить с «Игрой» Дэвида Финчера и сериалом «Неизвестные лица», то получится глобальная и совершенно безрадостная сюжетная конструкция, повествующая о манипуляции как заветном средстве, кое имеет место быть почти в любой вариации «теории заговора».

Никакого намека на вульгарную конспирологию с её хихиканьем и весёлым потиранием ручек – всё безгранично мрачно и сурово. И самое важное – отличное от привычных многим «камерных триллеров», хотя фильм в силу ограниченности локаций и напоминает театральную постановку.

Пятеро незнакомых между собой людей оказываются в кабинете а-ля переговорная в офисах фирм средней руки. Им предстоит ответить на некоторые тестовые вопросы, после чего добровольно принять участие в эксперименте, за что должны получить по двести пятьдесят долларов. За обычную процедуру сумма более чем исчерпывающая.

Только вот «процедура» оказалась не слишком обычной. Ибо почти сразу же, так сказать, с полоборота участников начинают убивать. Без предупреждений, без оглашений, без намеков. Бац!!! И лишь затем предложено поиграть, дабы кто-то остался в живых.

Действие изредка прерывается наблюдениями за «кукловодами», что вовсе не маньяки, а вполне рациональные люди, чем-то напоминающие доктора Лайтмана в исполнении Тима Рота из сериала «Обмани меня». Они же кого-то наметили в Избранные, смертельный эксперимент лишь должен подтвердить или опровергнуть их догадку.

И зрителю придётся поломать голову: кто же именно из оказавшихся в «комнате смерти» должен остаться в живых? Логика привычного действия полностью нарушена. Даже «правила игры» - это лишь фикция. Ну, какие могут быть правила, когда речь идет о хмурой и безнадежно строгой конспирологии?

Вам будет казаться, что осуществляется отбор самого живучего, склонного в экстремальных ситуациях проявлять инициативу. Почти в духе стартового эпизода сериала «Первая волна», когда пришельцы тестировали землян, выявляя представителей типа, наиболее склонных к сопротивлению (каждый семнадцатый).

Но в данном случае фильм был бы лишь повторением конструкции, предложенной в многочисленных «испытуемых триллерах»: «Экзамен», «Метод Гронхольма», «Пятеро неизвестных», «Смертельный лабиринт». Да даже «Куб», в конце концов. Однако в «Комнате смерти» нельзя разгадать шараду, ибо все её элементы – это путь в колею.

Кадр из фильма «Комната смерти» (2004)
Кадр из фильма «Комната смерти» (2004)

Из указанной комнаты вообще нельзя выбраться без последствий, поскольку «оставь надежду, всяк сюда входящий». В итоге при просмотре этой кинокартины вас волнует не столько судьба её героев, сколько поиск ответа на вопрос: что же здесь происходит?

Кадр из фильма «Комната смерти» (2004)
Кадр из фильма «Комната смерти» (2004)

Многие говорили, что «Комната смерти» (как фильм) явно опоздала с датой выхода на экраны. Нет, не опоздала, так как лента не описывает «Процесс», но даёт подсказки, зачем он собственно нужен.

Кадр из фильма «Комната смерти» (2004)
Кадр из фильма «Комната смерти» (2004)

Нередко в конспирологических триллерах манипуляция подается как самоцель. Однако даже в этом случае должен быть скрытый смысловой пласт, в котором предполагается наличие хорошо замаскированной Мета-Цели. То есть нет любопытства самого по себе, даже злой любознательностью в итоге что-то движет, есть какие-то мотивы.