Вещи за борт
Игра, в которой нравственный выбор проявляется в борьбе между личностными и интеллектуальными предпочтениями. Сюжет игры представляет собой ситуация, когда в тонущей лодке одному человеку предстоит постепенно освобождаться от вещей по степени их важности. Изюминка игры заключается в том, что вещи – это живые люди, и таким образом олицетворенные в людях «живые» вещи получают возможность убеждать, умолять, просить, грозить, манипулировать – в общем, применять любые методы психологического воздействия с целью максимально долгого пребывания в лодке и суперцелью – остаться последней не выброшенной за борт вещью.
Все начинается с создания словесного игрового банка, когда ребятам предлагается написать любое имя существительное. В качестве конкретизирующей привязки можно использовать какое-либо правило. Скажем, написать слово на первую букву своего имени или фамилии. (У нас в лагере для подобных ситуаций за каждым человеком закреплена персональная буква.)
Итак, игровой словесный банк создан. Лучше, если ребята не будут знать, для чего. Тогда не будет сознательных привязок к морской тематике, и игра приобретет более творческий характер. Вот, например, список предметов, который был использован нами в одной из игр, к материалам которой мы с вами вскоре обратимся: финиш, мимика, ножницы, ягуар, идиот, дискриминация, юнга, жадина, кондиционер, человек, правило, карусель, бабочка, спокойствие, лесополоса, енот, лак.
Далее тем или иным способом играющие разделяются на несколько команд, которые поместятся в отдельные «шлюпки». После того, как команды рассядутся, причем, по возможности так, чтобы была возможность для общения в кругу, для большего погружения в эмоциональное состояние самораскрытия можно провести небольшую визуализацию. Попросить ребят прикрыть глаза и представить себе следующий проговариваемый ведущим текст:
«Вы находитесь на палубе большого комфортабельного корабля. Яркий солнечный день. Легкий свежий ветерок приятно обвевает ваше лицо и играет волосами. Капитан корабля предлагает вам совершить небольшую прогулку на шлюпке. По легкому трапу вы спускаетесь и садитесь на свободное место. Рядом с вами есть и друзья и еще не очень знакомые люди, но вам весело и комфортно. Вы смотрите в изумительно чистое синее небо и видите высоко над головой парящую белоснежную чайку. Она почти не машет крылами, а скорее парит в небе и становится все ближе и ближе. Вам приходит в голову мысль, что чайка – это ваша мечта, и по мере того, как приближается чайка, вам кажется, что ваша мечта становится все реальнее и осуществимее…»
Пусть еще минуту ребята посидят с закрытыми глазами, оставшись наедине со своей мечтой, а следом вы приглашаете их открыть глаза. Уместно будет задать несколько вопросов о том, как кому удалось представить предложенную визуализацию и после пары минут обсуждения предложить ребятам рассказать друг другу в шлюпках о своих мечтах. Вытягивать на откровенность не стоит, да это и невозможно, ибо общение пойдет в небольших группах, можно только заметить, что от степени открытости вполне возможно будет зависеть дальнейшая игровая судьба каждого участника.
После того как ребята пообщаются и расскажут друг другу о своих мечтах, ведущий предлагает в каждой шлюпке выбрать человека, которому экипаж больше всего доверяет. Доверие, кстати, во многом зависит от степени откровенности и открытости в предыдущем задании. Этого человека мы назовем «матрос – чистая душа». Тут есть ссылка на морскую тематику, но главное – указание на высокую степень доверия, которой пользуется этот человек. У нас это оказались четыре девочки – Ксюша, Катя, Лина и Вика. У меня, конечно, не было реальной возможности точно понять мотивы, по которым они были выбраны, но, зная их, могу сказать, что все они достаточно открыты и глубоки в общении.
После выборов начинается второй и основной этап игры. Всем, кроме матросов -чистых душ, ведущий раздает слова из игрового банка. И далее сообщает о трагических обстоятельствах пожара на корабле, когда в суматохе, каждый из четырех спасшихся матросов брал с собой первые попавшиеся предметы, которые и оказались с ним на борту. Но после нескольких суток плавания лодка стала давать течь и ему волей-неволей придется начать избавляться от лишних вещей.
У каждой «вещи» есть возможность доказать свою необходимость и полезность перед матросом – чистой душой. Тут нужно ребятам дать минуту-другую на вживание в образ своей вещи, а затем предложить высказаться перед своим матросом. После того как все выскажутся, матросы принимают решение и отправляют за борт одну из вещей. Затем снова беседа в шлюпках и новые вещи отправляются за борт… и так до тех пор, пока в шлюпках кроме самого матроса - чистой души не останется по одной не выброшенной вещи.
Нравственная подоплека игры достаточно сложная.
Особенно это касается матросов - чистых душ, которым предстоит делать нелегкий нравственный выбор. В борьбу вступают мотивы личностного предпочтения и интеллектуально-игрового. Как поступить в такой ситуации, когда близкий тебе человек олицетворен в явно ненужной на борту вещи, да еще и не смог убедительно и эмоционально высказаться? Или просто откровенно «давит» на то, что «мы же друзья»?..
Наши «чистые души» поступили следующим образом:
Вика последовательно избавилась от финиша, лака, щавеля и ножниц, оставив при себе мимику, объяснив это тем, что, только с помощью мимики можно наладить общение с дикими племенами, высадившись где-то на острове вдали от цивилизации.
Ксюша оставила себе прирученного ягуара, как лучшего друга и защитника.
Катя – газовую печь с понятным назначением.
И, наконец, Лина, избавившись от всей доставшейся ей техники (карусели, робота, кондиционера) оставила лесополосу с тем мотивом, что в будущем из нее можно будет построить корабль. (Видите: в игре сильны сюрреалистические мотивы - какая лесополоса в шлюпке!?)
Но все им было очень не просто – об этом свидетельствуют их «засветки чувств» по итогам игры:
«Мне не очень понравился конкурс. Мне было тяжело кого-то выкидывать, а кого-то оставлять. Ведь каждый предмет по-своему нужен. Все справедливо». Лина.
«Мне было тяжело, потому что я думала, что на меня обидится народ. Что им будет обидно, и они не будут со мной общаться…». Вика.
«Это решение досталось мне очень тяжело. Моя команда самая лучшая из 4-х команд. Выкинуть предметы было тяжело, под каждым предметом подозревался человек (личность). Выбрав меня «доброй душой», каждый из команды надеялся, что я его оставлю. Но из вещей, которые были, я сделала правильное решение. Даже если команда мной не довольна. И мне очень обидно». Катя.
Да, девчонки, вам было трудновато. Но и те, кого вам пришлось «выкидывать», тоже испытывали не очень приятные чувства. Для любой отправляемой за борт «вещи» - это достаточно неприятная стрессовая ситуация, с которой нужно суметь примириться. Ведущий должен настаивать на том, чтобы сразу после ухода со шлюпки еще до итогового обсуждения, каждый выплескивал свои эмоции на бумагу. Тут много поучительного среди попыток ребят справиться с фрустрирующими чувствами:
«Я не согласна с тем, что меня выкинули из шлюпки. Ради Ксюши я бы не жадничала и все делала, чтобы выжить вместе с ней. Мне кажется, что меня выкинули зря». Галя.
Да, Гале было явно было не по силам долго продержаться на шлюпке со словом «жадина», хотя, видимо, она пыталась сделать жадность частью характера Ксюши, что могло бы помочь ей выжить. Не получилось…
«Я не согласна с тем, что меня выкинули со шлюпки. Щавель не очень тянет на дно, он очень легкий. Так же его можно есть, если ты голоден. Можно положить в карман и вспомнить о родной земле. Ведь он там растет». Маша.
Маша привела все свои аргументы, которыми убеждала «чистую душу». Маша, пойми, тут дело не в одной логике. Скорее всего, ты была не слишком близка своей «чистой душе».
Теперь перейдем к другим способам рационализации как защитного механизма, помогающего справиться с фрустрацией. У некоторых «выброшенных» мальчиков – объяснение в женской солидарности:
«Выбыл. Я считаю, что карусель сделана из железа, и она будет тянуть на дно. Просто остались все девчонки. И в основном все ненужные предметы кроме дерева». Павел.
«Я не знаю. Меня вообще не спросили. И я не успел оправдаться. Девочка оставила подружку. Подумаешь, утонул я…». Дима.
«Я б надеялся остаться, но она кривая, я ее в темном переулке!!! Она не чистая душа, а кривая душа, ее и сжечь на костре». Денис.
«Наша «Добрая душа» не оправдала моих надежд, но я не обижаюсь. Это ее мнение, она так решила, значит, так и будет. Хотя я возмущен. Это все женская солидарность. Но я думаю, что это правильный выбор». Кирилл.
У Кирилла от возмущения – логический сумбур. Хотя есть примеры и достаточно адекватного восприятия своего ухода. И даже у мальчиков. Правда, больше у девочек:
«Чистая душа» оказалась хладнокровной нелюбительницей животной ауры. Я пытался оправдаться, давя на добрую сторону Лины, якобы я – енот, живая душа. Но ей, судя по всему, лучше всего было избавиться от меня.
P.S. Вообще, прикольное было занятие. Мне понравилось». Мурат.
«Я не расстроилась, что меня выбросили второй. Лак действительно не столь важная вещь, чтобы везти ее с собой на берег. Но я хорошо себя аргументировала и думала, меня оставят. Но расстройства нет». Женя.
«Я согласна с тем, что меня выкинули, потому что я тоже имею вес. Я согласна еще с тем. Что Вика правильно сделала, что оставила Лену-мимику. Она не имеет никакого веса. Я считаю, что Вика сделала правильно». Аня.
Разумеется, самые радужные чувства у оставленных в шлюпках «вещей». Но может быть, у них будут «кошки скребать» на душе о других погибших или какие-то сомнения в достаточной мотивированности своего спасения?
«Я смогла убедить «чистую душу» в своей надобности и осталась с ней в шлюпке – пишет Таня-ягуар, - Замечательно! Это было не так сложно, но интересно». Таня.
«Мне очень понравилось, что я осталась. Ведь деревья в воде не тонут, а лодка тонет. Лина рассуждала очень правильно, и вообще я с ней подружилась». Люда.
«Мне кажется, меня оставили правильно, потому что я действительно нужная вещь (газовая печь). Я самая нужная вещь из представленных. Мне кажется, что дерево – это ненужная вещь на острове. Эксперты были нечестные и несерьезные. Вначале меня оставили, но потом убрали с корабля вторую. Эта игра мне не очень понравилась». Света.
Нет, - никаких сомнений в оправданности собственного выживания. Ну, что ж – это тоже важная информация к размышлению, о том, как игровая мотивация оказывается важнее нравственной.
Обратили внимание в засветке Светы на слова об экспертах? У этой игры еще было продолжение.
Итак, в результате всех выбрасываний остались четыре оставленные в шлюпках вещи – ягуар, мимика, лесополоса и газовая печь. Почему бы и им не дать прочувствовать фрустрационные чувства «выкидыша», которые могли бы уравновесить эйфорию по поводу их оставления.
К концу игры в нам в актовый зал подошли «ветераны»-старшеклассники, которые в прошлые годы были в нашем лагере, но в связи с возрастом приходят уже только в качестве «ветеранов». Я попросил их выступить в качестве экспертов, а оставшиеся «вещи» собрал в одной шлюпке и предложил им выступить в свою защиту. После небольшого совещания эксперты удалили оставшиеся «вещи» в следующей последовательности: 1 – ягуар, 2 – газовая плита, 3 – мимика. Единственной оставшейся невыброшенной вещью осталась лесополоса, которая и была признана победительницей в этой игре.
Кстати, постфактум уже подумал, что и «чистых душ» тоже можно было бы провести через эту неприятную, но важную в нравственном плане процедуру «выбрасывания». Раздать им четыре оставшихся незадействованных в словесном банке слова, предоставить выступить каждому, а затем общее голосование всех выброшенных ими ранее. Кто за то, чтобы оставить….? Кто за то, чтобы оставить…? У кого окажется более всего голосов, того и признать победителем. Попробуйте, коллеги!
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь