Найти тему

Советская пластмассовая галантерея: как ее делали

Сейчас часто можно услышать, что русский язык чрезмерно засорен англоязычными терминами и потому теряет свою самобытность и изначальную красоту. Но наверное, даже самые горячие сторонники чистоты родной речи не знают, что привычный и давно знакомый всем термин "галантерея" появился в нашем языке во времена Петра I, заменив собой исконно-русское слово "щепетинье".

Именно под этим термином, происходящим от слова "щепетить" - наряжаться, украшать себя, на Руси продавались всевозможные галантерейные товары: предметы украшения и домашнего обихода небольшого размера. Изначально галантерейные промыслы базировались на изделиях народного художественного творчества - кружева ручного плетения, украшения из эмали, шкатулки из бересты и т.д.

После революции было решено создать целую отрасль галантерейной промышленности, появились первые государственные предприятия, которые особенно широко начали развиваться в первые послевоенные пятилетки. Для продажи галантерейных товаров в 40-50-е годы использовались не только магазины или их отделы, но и специализированные ларьки, киоски и даже передвижные тележки и переносные лотки.

Фото: https://meshok.net
Фото: https://meshok.net

Все товары такого плана подразделялись на галантерею текстильную, кожаную, металлическую и пластмассовую - вот об этой последней сегодня немного и поговорим.

Фото: pinterest.net
Фото: pinterest.net

Пластмасса была (и остается) одним из недорогих и очень удобных для производства разной бытовой мелочи материалов. Ее можно окрашивать в разные цвета, она имеет небольшой вес, легко принимает нужную форму и позволяет имитировать дорогостоящие поделочные материалы вроде янтаря, черепахового панциря, перламутра, слоновой кости - за все эти качества советская промышленность очень любила пластмассу, и конечно же, не упускала возможность выпускать огромное количество галантерейных товаров.

Брошь под янтарь. фото: meshok.net
Брошь под янтарь. фото: meshok.net
Брошь под янтарь. фото: meshok.net
Брошь под янтарь. фото: meshok.net

Одна из обширных категорий пластмассовой галантереи - это принадлежности для волос: бигуди, ободки, гребни, расчески, заколки и различные зажимы, фиксирующие прически.

Фото: https://meshok.net
Фото: https://meshok.net
Фото: https://meshok.net
Фото: https://meshok.net
Фото: https://meshok.net
Фото: https://meshok.net

Не отставали от них и женские/детские украшения: броши, бусы, браслеты, серьги, кулоны. И хоть пластмассовая бижутерия и считалась больше детской и подростковой, бывали в советской моде и такие периоды, когда взрослые женщины тоже с удовольствием украшали себя подобными аксессуарами.

-8
-9

Про мужчин, кстати, галантерейная промышленность тоже не забывала, выпуская различные курительные и туалетные принадлежности: мундштуки, портсигары, бритвенные приборы, запонки, несессеры и пр.

-11
-12
-13

Еще одна обширная категория подобной галантереи - это одежная фурнитура и товары для рукоделия: пуговицы, пряжки, пяльцы, крючки и спицы для вязания, футляры для иголок, грибки для штопки, наперстки, всевозможные застежки.

-14
-15
-16

К прочим товарам, которые не удалось поместить ни в одну определенную категорию, советская торговля относила футляры для очков, рожки для обуви, туалетные коробки, веера, пудреницы, мыльницы, футляры для зубных щеток, трости и т.д.

-17
-18
-19

Для производства подобной галантереи использовались, в основном, такие виды пластмассы, как художественный целлулоид, галалит, полистирол, оргстекло и другие. Изделия делали методом прессования, литья под давлением, резкой и штамповкой. Например, частые гребешки из целлулоида и некоторые виды мундштуков делали резкой: из материала вырезалась заготовка, которой потом придавали форму сверлением, обтачкой и фрезеровкой.

При горячем прессовании порошкообразную пластмассу (пресспорошки) засыпали в формы и помещали их под пресс. Там под нагревом порошки расплавлялись и, все еще находясь под давлением, остывали, принимая форму нужного изделия.

-20

Примерно похожим способом делали и литые галантерейные изделия: исходные ингредиенты засыпали в специальную технику, там под нагревом материал размягчался и в жидком виде поступал в прессформу, где остывал и принимал задуманный вид.

Ну а при штамповке лист пластмассы слегка размягчался подогревом, а затем из него при помощи штампа на прессе вырубали нужные изделия - чаще всего таким способом делали пуговицы.

Пластмассовая галантерея выпускалась первого и второго сорта: у первых должна быть блестящая полированная поверхность без впадин, бугорков, трещин и царапин; с чистыми и четкими рисунками, равномерной окраской и прочной склейкой деталей. У вторых допускались малозаметные дефекты: недостаточно гладкая полировка, небольшая разница в тонах окраски, некоторое количество инородных включений в поверхность изделия (незначительные крупинки/пылинки).

-21

Проверяли готовую галантерею неодинаково: например, от расчесок, курительных и туалетных принадлежностей отбирали 10% от всей партии, а у пуговиц - 3% каждого артикула. Если результаты показывали большое количество брака, то набирали дополнительно удвоенное количество образцов, если и среди них оказывалось много брака (более 3-4%), то всю партию считали бракованной.

Иногда некоторые пластмассовые изделия маркировали горячим штампом, нанося название фабрики, сорт и цену товара. Но даже если подобная маркировка предусматривалась производителем, перед отгрузкой в торговые сети все галантерейные товары упаковывались в отдельные коробки/пачки, на которых дублировалась информация о виде изделия, марке и цене, а также упоминался адрес предприятия-изготовителя, количество товара в упаковке, дата его выпуска, артикул.