Найти в Дзене
Наука и фантастика

Аэрофутурист Иван Кетов

Оглавление
Джованни Кетофи. Пикирующие самолеты
Джованни Кетофи. Пикирующие самолеты

Удивительными всё-таки бывают людские судьбы. В списке итальянских аэрофутуристов на первой позиции в итальянской Википедии значится трехэтажное имя: Джованни Кетофи - псевдоним Ивана Константиновича Крейнарта, или Ивана Кетова (Giovanni Chetofi, pseudonimo di Ivan Konstantinovič Krejnart - Ivan Ketov).

Дёргаем за ниточку и начинаем разматывать.

Отец - политэмигрант

Отцом нашего художника был человек с двойным набором имен: Константин Михайлович Кетов - он же по рождению Иван Андреевич Крейнерт (1880, Саратов - 1948, Рим). Из поволжских обрусевших немцев, Кетов получил техническое образование, но сильно увлекся революционными идеями, участвовал в каких-то предосудительных делах и в 1902 году был приговорен к восьми годам ссылки в Сибирь. Сумел бежать за границу, где и остался насовсем. Второй его родиной стала Италия, где он занялся журналистикой и сделался главой Гоголевской библиотеки в Риме, куда собирались пообщаться все русские, жившие в Италии, итальянцы, любившие русскую культуру и заезжие гости из страны Советов.

Женился он на русской, тоже эмигрантке, даме с художественными интересами (к сожалению, ее имя составителям справочников неизвестно).

"У старинушки три сына"...

Вопреки сказочному стереотипу, ни один из них не был хуже остальных, включая Ивана.

Братья художника

Иван Кетов, который стал художником, был старшим из трех (родился в 1916, умер около 1968).

Средний брат - Серж (Сергей) Кетов (1918-2005) - архитектор и инженер. Пока жил в Италии, увлекался идеями футуризма, после 1945 переехал во Францию. Там он проявил себя в том числе и как дизайнер.

Паоло (Павел) Кетов (1921 - 1996) - младший из братьев, инженер-изобретатель, электронщик. В 1958 и 1965 изобрел два прибора, синтезирующих музыкальные звуки, чем заслужил признание и дружбу композиторов, работавших в сфере электронной музыки.

Павел Кетов (слева) и Джон Итон (справа) демонстрируют в 1965 году изобретение Кетова - синтезатор Syn-Ket. Источник: https://120years.net/tag/paolo-ketoff
Павел Кетов (слева) и Джон Итон (справа) демонстрируют в 1965 году изобретение Кетова - синтезатор Syn-Ket. Источник: https://120years.net/tag/paolo-ketoff

Артистические наклонности Паоло Кетова проявились еще в юности, когда он снялся в эпизодической роли в фильме Джорджо Феррони "Опьянение небом" (или "Опьянение полетом", L' ebrezza del cielo, 1940).

Фильм повествует о юных жителей провинциального городка Асьяго, которые бредят полетами, сами строят простенький самолет, потом отправляются воевать в Испанию (естественно, на стороне генерала Франко), а по возвращении домой становятся кумирами сердец.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Сам фильм можно посмотреть в сети, он милый и трогательный, хотя, конечно, пропагандистский (как и советские фильмы тех лет).

Наконец - старший брат, Иван.

Аэрофутурист

Иван Кетов учился в Риме сценографии и живописи. Заинтересовался футуризмом, принял участие во "второй волне" этого движения, развивавшегося уже в русле господствовавшей тогда идеологии "дуче" Муссолини.

Как художник, выставлялся под итальянизированным псевдонимом "Джованни Кетофи".

Джованни Кетофи, он же Иван Кетов.
Джованни Кетофи, он же Иван Кетов.

Ивану мало было изображать самолеты и летчиков. Он сам выучился летному делу и в 1938 году получил соответствующий патент. В живописи Кетова 1940-х годов очень сильны милитаристские и агрессивные ноты.

Джованни Кетофи. Пикируя. 1940
Джованни Кетофи. Пикируя. 1940
Джованни Кеттофи. Пилот.
Джованни Кеттофи. Пилот.

Я бы не сказала, что его картины так уж футуристичны. Про мне, сошло бы за соцреализм.

И особого восторга у меня они не вызывают. Ну, не гений кисти. Хотя судьба всей его семьи заслуживает внимания.

---

Про итальянский футуризм и его любовь к полетам: Итальянский аэрофутуризм: штурмуя небеса

Про Ольгу Бильери: Художница, лётчица, аэрофутуристка

--

В моей космоопере "Хранительница" основной способ перемещения по планете Тиатара - легкие флаеры. Есть рейсовые, есть частные (можно водить самому или нанять профессионального водителя), есть наёмные (с водителям или без него). То, что в первой трети 20 века казалось дерзкой мечтой, в фантастике стало бытовой реальностью. Видимо, потому у меня в романах нет художников-аэрофутуристов. Есть лишь музыканты-звездоплаватели.

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.

Новый, еще не оконченный роман, "Возвращение Улисса", выкладывается в режиме черновика на Литрес и Литмаркет.