Найти тему
Наука и фантастика

Итальянский аэрофутуризм: штурмуя небеса

Оглавление

Итальянский футуризм - краткое, но очень яркое явление в истории искусства, представленное в поэзии, музыке и в живописи.

Джерардо Дотторе. Аэропланы, паруса, озеро. 1926
Джерардо Дотторе. Аэропланы, паруса, озеро. 1926

Этим явлением я тоже отчасти занимаюсь в своей профессиональной сфере, поскольку читаю спецкурс по итальянской музыке 20 века - а куда же там без футуристов? И, как всегда, одни интересы нередко пересекаются с другими. Ибо одной из любимых тем футуристов стал порыв в небо. Эпоха была еще совсем не космическая, но аэропланы и летчики выглядели героями и торжествующей современности, и светлого будущего.

Некоторые факты ради ликбеза

1909 - поэт Филиппо Томмазо Маринетти опубликовал в Париже "Манифест футуризма"

Там, в частности, провозглашалось:

Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой — красотой скорости. Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы; ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, — она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской.
Мы хотим воспеть человека у руля машины, который метает копьё своего духа над Землёй, по её орбите.

Ружена Заткова. Портрет Маринетти в образе солнца. 1922.
Ружена Заткова. Портрет Маринетти в образе солнца. 1922.

В 1911 художник Умберто Боччони (1882-1916) вместе с рядом единомышленников (Карло КаррА, Лумиджи Руссоло, Джакомо Балла, Джино Северини) опубликовал "Манифест футуристической живописи".

В 1912 композитор Франческо Балилла Прателла выпустил в свет брошюру "Музыка футуризма" (или "Футуристическая музыка"). Дизайн обложки сделал Боччони.

Балилла Прателла. Футуристическая музыка.
Балилла Прателла. Футуристическая музыка.

Были и другие манифесты и брошюры, выпущенные различными деятелями итальянского футуризма (включая уже названных здесь). Все они общались, иногда дружили и сотрудничали, обменивались идеями и составляли одно движение. Некоторые обладали разносторонними талантами - в частности, Балилла Прателла был не только музыкантом, но и поэтом, а Луиджи Руссоло - еще и художником.

Луиджи Руссоло. Восстание. 1911.
Луиджи Руссоло. Восстание. 1911.

Аэрофутуризм

Понятия "аэропоэзия" и "аэроживопись" ввел всё тот же Маринетти, но существовал они уже в начале 1910-х годов в творчестве активно действовавших итальянских футуристов, в том числе музыкантов.

Небеса манили тогда многих. Лётчики были обожаемыми героями, самолёты одним своим видом кружили головы девушкам. Союз человека и техники выглядел реальной перспективой ближайшего будущего.

Особенно урожайным оказался роковой (военный) 1914 год

Маринетти опубликовал в Милане большую, восторженно-сумбурную, поэму "Аэроплан папы Римского" (L'aeroplano del Papa. Romanzo profetico in versi liberi) - двумя годами ранее она была издана на французском языке в Париже.

Титтульный лист итальянского издания
Титтульный лист итальянского издания

В 1914 году Луиджи Руссоло, изобретатель множества шумовых инструментов, представил публике две пьесы, в том числе "Convegno d'airoplani e d'automobili" ("Встреча аэропланов и автомобилей"). Я знаю о ней только по названию, слышать не доводилось, записи не нашла.

А его коллега, Франческо Балилла Прателла, создал в том же году поэму "Авиатор Дро" (L' Aviatore Dro), которую сам положил на музыку, использовав в том числе шумовые инструменты Руссоло.

Произведение было поставлено в 1920 году в Театре Россини в Луго и вызвало живой интерес публики, поскольку речь в сюжете шла о памятном местном событии: один состоятельный житель этого города проигрался в карты, пошел в летчики и трагически погиб во время полета. Вторая постановка состоялась лишь в 1996 году. Полной записи мини-оперы нет, но фрагменты послушать можно - в частности, фрагмент, где взлет самолета имитируется при помощи шумовых инструментов Руссоло.

В 1919 году летчик и живописец Феделе Адзари затеял невиданное шоу: демонстрацию полетов на аэропланах, расписанных его собратьями по искусству.

Феделе Адзари. Воздушный театр футуризма. 1922-26
Феделе Адзари. Воздушный театр футуризма. 1922-26

Однако аэропоэзия и аэроживопись как художественные концепты возникли позже, в 1931 году, и тоже были сформулированы Маринетти, но подхвачены и развиты другими итальянскими футуристами.

В основе обоих явлений - восторг перед мощью техники, способной вознести человека в небо, и ощущения человека, управляюшего самолетом или летящего в нем над землей.

Художников, отдавших дань этому увлекательному направлению, было очень много (перечень, например, дан тут).

Сегодня я покажу картины лишь одного из видных представителей второй волны итальянского футуризма.

Полёты фантазии Джерардо Доттори

Джерардо Доттори (1884-1977) - художник родом из Перуджи, где прожил большую часть жизни, и где его очень чтят. К футуризму примкнул еще в 1911 году и оставался верен этой эстетике до конца. Аэрофутуризм оказался ему близок еще и в силу пересечения с религиозными мотивами: в некоторых картинах Доттори футуристические приемы связаны с мистическими или христианскими сюжетами.

Джерардо Дотторе. Портрет, озаглавленный "Бальбо" (видимо, фамилия летчика). Начало 1930-х.
Джерардо Дотторе. Портрет, озаглавленный "Бальбо" (видимо, фамилия летчика). Начало 1930-х.

Джерардо Дотторе. Авиатор. 1928
Джерардо Дотторе. Авиатор. 1928

Вариант, сходный по композиции с "Авиатором", но несколько другой по смыслу. Тут уже ощущается нечто космическое.

Доттори. "Перелетчик" (Trasvolatore). 1932
Доттори. "Перелетчик" (Trasvolatore). 1932

Самолеты на картинах Доттори иногда становятся подобием ангелов, витающих над прекрасной итальянской землей.

Доттори. "Самолеты, небо, озеро". 1932. Внизу - пейзаж родной Перуджи.
Доттори. "Самолеты, небо, озеро". 1932. Внизу - пейзаж родной Перуджи.
Доттори. Название этой картины не знаю, но она созвучна приведенной выше.
Доттори. Название этой картины не знаю, но она созвучна приведенной выше.

И просто красивое, слегка астрономическое.

Доттори. Tramonto lunare.
Доттори. Tramonto lunare.

--

Всё-таки напоминаю, что "чукча - писатель".

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.

Новый, еще не оконченный роман, "Возвращение Улисса", выкладывается в режиме черновика на Литрес и Литмаркет.