Мемуары Сельмы Лагерлёф - первой женщины, получившей Нобелевскую премию, автора книги про Нильса и гусей, я хотела почитать давно. И, наконец, купила, полагаясь на хорошие отзывы.
Говорили, что эту книгу хорошо читать в праздники. Действительно, это доброе чтение, чем-то похожее на Эмиля Астрид Линдгрен. Тоже Швеция, середина XIX века, отдаленный богатый хутор, много детей, много гостей, простая жизнь, хлебосольная гостеприимная семья.
Всего книг про Морбакку три. В это издание включены две части, причем вторая "Записки ребенка" и третья "Дневник Сельмы Оттилии Ловисы Лагерлёф". Сельме в Записках 10-12, а в Дневнике - 15 лет. Но на чтение отсутствие первой части не влияет. Вторая часть написана от первого лица, как воспоминания, а третья - в форме дневника. Первая же часть, которую я прочитала в эл. виде называется "Морбакка" и написана от третьего лица. Сельме там всего 3 года, это раннее детство и воспоминания о родителях и бабушках-дедушках и более отдаленных предках.
Повествование нелинейно, как и память. Яркие моменты, связанные с праздниками, самым сильным морозом, осушением пруда, отношениями с родителями. Большую роль играет религия. Девочка сознательно подавляет негативные эмоции. Так, она красочно описывает гнев в виде чудовища и не разрешает себе больше не только проявлять его, но даже испытывать (что сказали бы современные психологи))
Детство и ранняя юность кажутся Сельме золотым временем. Она счастлива, хотя описывает не только позитивные моменты. Интересно восприятие ребенка. Видимо, она долго вела дневники, потому что воссоздать такое во взрослом возрасте, понимая все нюансы поведения взрослых, сложно. Еще один интересный момент - рассказ о повседневной жизни перемежается с легендами, предчувствиями, снами, рассказами служанок и бабушек о былых временах.
Ложка дегтя
Сельма превозносит своего "папеньку". Несмотря на то, что он со временем пристрастился к вoдoчке и пил ее по рюмочке уже с утра, и за обедом. Зато был такой веселый, так любил подурачиться с детьми. Сначала хозяйство было крепким и папенька скупал земли, доходы прирастали.
Но затем, аккурат когда он решил надстроить второй этаж, удача покинула, понадобились деньги то туда, то сюда, а огромные строительные фермы так и стояли образно говоря "в огороде". То хозяин кидался осушать пруд, тратя огромные деньги, то строить скотный двор на таком месте, где фундамент нельзя проложить было. Многочисленные ошибки привели к разорению и продаже имения.
А описание папенькиных именин, размах которых достигал невиданных размеров. 100 гостей и не в ресторане, а у вас дома - вы можете себе такое представить? Зато сколько счастья у детей)
Или вот случай, когда Сельму в 12 лет заставили поехать на бал, и именно папенька. Она плакала целые сутки (!) без перерыва, потому что была хромая, а кто же будет с такой танцевать. Но папенька был неумолим. А зачем? Да чтобы ей весело было, и пора выходить в свет.
Домашние театры, пение, домашнее обучение - это все даже слишком подробно. Описание столицы, куда ходили, что видели читать было не слишком интересно.
Но это, скажем так, 30%, остальные 70 явно были не зря) Прибавьте к этому мягкий юмор и воспитание прошлого века. Все же книга очаровательна)