Автор nekojiru
Святой Николай, а привычнее - Санта Клаус, одаривает хороших деток на Рождество. Но что же делать с детками плохими, непослушными? И опять-таки, чем пугать послушных деток, чтобы они и помыслить о проказах не смели?
В альпийском регионе для этого придуман отличный персонаж - Крампус. Красоты необыкновенной - рогат, харизматичен, покрыт бурой или черной шерстью, эдакий “рождественский черт”.
Его часто считают злым братом-близнецом святого Николая, а на многих открытках XIX века они изображены как парочка настоящих друзей, эдакий тандем по наказыванию/вознаграждению детей.
Но история у Крампуса куда более древняя, упоминается он еще в дохристианском немецком фольклоре как злой дух зимы. Само его имя происходит либо от немецкого «krampen» - «коготь», либо от баварского «кrampn» —мёртвое, высохшее.
Крампус появляется в ночь накануне Дня святого Николая (6 или 19 декабря в зависимости от региона), чтобы наказать непослушных детей. В разных версиях он наказывает по-разному. Самое малое - наградить ребенка углями вместо подарка. Но есть наказания и суровей - Крампус может отхлестать проказника березовыми прутьями или вовсе утащить с собой, чтобы сожрать на Рождество.
К XVII веку Крампус набрал немалую популярность, особенно нравилось взрослым наряжаться в овечьи шкуры и знатно пугать подрастающее поколение. Но не будем осуждать методы воспитания, принятые в предыдущие эпохи. Скажем только, что активно на борьбу с Крампусом бросились австрофашисты, а потом и нацисты, беспокоясь о нравственном и культурном развитии детушек. При них традиция была полностью запрещена.
Сегодня этот мрачный персонаж снова возродился и мы точно можем сказать, что нам нужны всякие ребята: и Водяные, и Кощеи, и Бабы Яги, и Крампусы, потому что вычеркивать кого-либо из фольклора глупо и преступно, ведь это часть истории и регионального разнообразия.