Найти тему

Избегание требований как причина нежелательного поведения

В одном из предыдущих постов Пятая причина нежелательного поведения: у меня не получается я писала о такой причине плохого поведения, как неуспешность в выполнении чего-либо.  Это один из вариантов избегания требований, так как у такой проблемы  может быть множество источников. Чаще всего, конечно, эта причина ассоциируется с  занятиями, именно там ребенок больше всего вынужден подчиняться требованиям взрослого, а не действовать по своей воле. 

Такое избегание  может  быть связано с разными причинами: задание слишком сложное, непонятное, нечеткая многословная инструкция,  не хочется повторять неудачный опыт, есть негативный опыт общения с педагогом, негативная реакция родителей  или критика  несовершенных действий ребенка, проблема может лежать и в плоскости особенностей диагноза ребенка, например у детей с РАС есть нарушение социального взаимодействия.  Есть проблемы с мотивацией взаимодействия с другими людьми. Или проблемы могут возникнуть из-за незрелой эмоционально-волевой сферы ребенка,  ему сложно даётся саморегуляция, он быстро устает, истощается.

Эта же  проблема может возникнуть  и в  других случаях взаимодействия со взрослыми, и родителям случается давать детям те или инструкции, просить  выполнить что-либо из ежедневных рутин.

Что можно предпринять в этом случае?

Что особенно важно?


Важны мотивация ребенка, понимание им предложенной задачи и соответствие её возможностям ребенка.


Ребенку в независимости от возраста и диагноза или отсутствие такового 
должен быть интересен педагог, ему должно быть хорошо с ним.   Причем выполнять роль педагога может и родитель, если дело, например, касается, каких-то навыков самообслуживания.Если образно, ребенок должен бежать к педагогу , а не от него. При таком подходе, когда ребенку  по той или иной причине интересен и важен этот человек и знания усваиваются гораздо лучше. Важно найти эту мотивацию: для кого-то это будет печенька, для кого-то возможность поиграть с замечательной коробкой со всякими разностями, для кого-то мыльные пузыри, кому-то будет интересна музыка или совместное время проведенное с педагогом, а для кого-то сам процесса обучения, познание нового именно с этим конкретным педагогом будет в радость. И когда у ребенка данный педагог будет ассоциироваться с чем-то приятным,  хорошим, стоит  потихоньку давать простые инструкции, постепенно усложняя их, особенно это необходимо для детей с РАС, так как у них как правило нет естественной мотивации для сотрудничества со взрослым. Создание ситуаций  успеха, поощрение правильных действий, даже похвалой, всегда действует  в перспективе лучше,  чем наказание в любой форме.

Не менее важно также, чтобы
задача была ясна ребенку и требуемое не выходило за рамки его возрастных, физиологических, интеллектуальных возможностей.


Чтобы понять исходный уровень ребенка необходима диагностика его навыков.

У каждого специалиста она может быть своя, а специалисты прикладного анализа поведения  обычно используют Программу оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями (VB-MAPP), подробнее о ней здесь
https://autism-frc.ru/early-help/metody/1420 или  Оценку базовых речевых и учебных навыков ( ABLLS-R),  подробнее здесь https://autism-frc.ru/early-help/metody/1421

Инструкция должна быть понятной ребенку.  Лучше всего начинать с простых инструкций, а затем  по мере освоения  навыка её усложнять. Но если уже возникла проблема, стоит разбить инструкцию на мелкие шаги, возможно, дополнить визуальной поддержкой ( например, картинкой). 

Существует технология безошибочного обучения,  в ходе которого по мере освоения навыка уменьшается подсказка взрослого. Сначала это может быть полная физическая помощь,  в конце уже, например  фотоинструкция, обозначающая порядок действий,  и в итоге  автономные действия  ребенка.

Некоторые дети плохо понимают речь или не умеют/ плохо умеют читать. Поэтому в таком случае устные инструкции и  письменные задания могут вызвать нежелательное поведение.  

Эту проблему  можно решить, добавив к устной инструкции демонстрацию того, что нужно сделать, или символ, обозначающий требуемое действие, или жест-подсказку.

Хороший вариант, эффективно снижающий нежелательное поведение, возникающее именно при  предъявлении заданий, предоставление выбора без выбора ( например, ты будешь писать синей или зелёной ручкой; можно съесть салат или макароны; есть вилкой  или ложкой; вытирать с доски тряпкой или губкой; надевать красную или желтую майку). Но этот прием  стоит применять только, если нет других проблем с выполнением именно этой инструкции (ребенок точно умеет и понимает, что нужно сделать).

Ещё один вариант предоставления выбора- это позволить ребенку выбрать задания, можно разделять их на группы, маркировать по цвету: обязательные и вариативные ), использовать визуальное расписание с размещением планируемых заданий.


Важный момент: если имеется проблема с избеганием требований  стоит искать способы  пресечь  такое поведение.

Сделать это можно,  выяснив, с чем конкретно связан отказ от деятельности и устранив  данную причину.  Если ничего не предпринять,  такие действия будут повторяться и в дальнейшем, так как любой человек склонен избегать, то что кажется ему по какой-то причине неприятным.

Также очень важным является, не только борьба с нежелательным поведением, но и поощрение  хорошего поведения, когда ребенок идёт на контакт, выполняет требуемое, это стоит отметить, вознаградить, а не воспринимать, как должное и само собой разумеющееся. Даже простая похвала может окрылить ребенка и вдохновить  двигаться вместе с вами дальше.

P.S.
Ниже примеры наших карточек с заданиями и поощрениями для визуального расписания. Спасибо
Анна Юрченко за идеи, предложенные нам пару лет назад.

Ещё карточки для формирования навыка мытья ( визуальная опора).