В одном из предыдущих постов Пятая причина нежелательного поведения: у меня не получается я писала о такой причине плохого поведения, как неуспешность в выполнении чего-либо. Это один из вариантов избегания требований, так как у такой проблемы может быть множество источников. Чаще всего, конечно, эта причина ассоциируется с занятиями, именно там ребенок больше всего вынужден подчиняться требованиям взрослого, а не действовать по своей воле.
Такое избегание может быть связано с разными причинами: задание слишком сложное, непонятное, нечеткая многословная инструкция, не хочется повторять неудачный опыт, есть негативный опыт общения с педагогом, негативная реакция родителей или критика несовершенных действий ребенка, проблема может лежать и в плоскости особенностей диагноза ребенка, например у детей с РАС есть нарушение социального взаимодействия. Есть проблемы с мотивацией взаимодействия с другими людьми. Или проблемы могут возникнуть из-за незрелой эмоционально-волевой сферы ребенка, ему сложно даётся саморегуляция, он быстро устает, истощается.
Эта же проблема может возникнуть и в других случаях взаимодействия со взрослыми, и родителям случается давать детям те или инструкции, просить выполнить что-либо из ежедневных рутин.
Что можно предпринять в этом случае?
Что особенно важно?
Важны мотивация ребенка, понимание им предложенной задачи и соответствие её возможностям ребенка.
Ребенку в независимости от возраста и диагноза или отсутствие такового должен быть интересен педагог, ему должно быть хорошо с ним. Причем выполнять роль педагога может и родитель, если дело, например, касается, каких-то навыков самообслуживания.Если образно, ребенок должен бежать к педагогу , а не от него. При таком подходе, когда ребенку по той или иной причине интересен и важен этот человек и знания усваиваются гораздо лучше. Важно найти эту мотивацию: для кого-то это будет печенька, для кого-то возможность поиграть с замечательной коробкой со всякими разностями, для кого-то мыльные пузыри, кому-то будет интересна музыка или совместное время проведенное с педагогом, а для кого-то сам процесса обучения, познание нового именно с этим конкретным педагогом будет в радость. И когда у ребенка данный педагог будет ассоциироваться с чем-то приятным, хорошим, стоит потихоньку давать простые инструкции, постепенно усложняя их, особенно это необходимо для детей с РАС, так как у них как правило нет естественной мотивации для сотрудничества со взрослым. Создание ситуаций успеха, поощрение правильных действий, даже похвалой, всегда действует в перспективе лучше, чем наказание в любой форме.
Не менее важно также, чтобы задача была ясна ребенку и требуемое не выходило за рамки его возрастных, физиологических, интеллектуальных возможностей.
Чтобы понять исходный уровень ребенка необходима диагностика его навыков.
У каждого специалиста она может быть своя, а специалисты прикладного анализа поведения обычно используют Программу оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями (VB-MAPP), подробнее о ней здесь
https://autism-frc.ru/early-help/metody/1420 или Оценку базовых речевых и учебных навыков ( ABLLS-R), подробнее здесь https://autism-frc.ru/early-help/metody/1421
Инструкция должна быть понятной ребенку. Лучше всего начинать с простых инструкций, а затем по мере освоения навыка её усложнять. Но если уже возникла проблема, стоит разбить инструкцию на мелкие шаги, возможно, дополнить визуальной поддержкой ( например, картинкой).
Существует технология безошибочного обучения, в ходе которого по мере освоения навыка уменьшается подсказка взрослого. Сначала это может быть полная физическая помощь, в конце уже, например фотоинструкция, обозначающая порядок действий, и в итоге автономные действия ребенка.
Некоторые дети плохо понимают речь или не умеют/ плохо умеют читать. Поэтому в таком случае устные инструкции и письменные задания могут вызвать нежелательное поведение.
Эту проблему можно решить, добавив к устной инструкции демонстрацию того, что нужно сделать, или символ, обозначающий требуемое действие, или жест-подсказку.
Хороший вариант, эффективно снижающий нежелательное поведение, возникающее именно при предъявлении заданий, предоставление выбора без выбора ( например, ты будешь писать синей или зелёной ручкой; можно съесть салат или макароны; есть вилкой или ложкой; вытирать с доски тряпкой или губкой; надевать красную или желтую майку). Но этот прием стоит применять только, если нет других проблем с выполнением именно этой инструкции (ребенок точно умеет и понимает, что нужно сделать).
Ещё один вариант предоставления выбора- это позволить ребенку выбрать задания, можно разделять их на группы, маркировать по цвету: обязательные и вариативные ), использовать визуальное расписание с размещением планируемых заданий.
Важный момент: если имеется проблема с избеганием требований стоит искать способы пресечь такое поведение.
Сделать это можно, выяснив, с чем конкретно связан отказ от деятельности и устранив данную причину. Если ничего не предпринять, такие действия будут повторяться и в дальнейшем, так как любой человек склонен избегать, то что кажется ему по какой-то причине неприятным.
Также очень важным является, не только борьба с нежелательным поведением, но и поощрение хорошего поведения, когда ребенок идёт на контакт, выполняет требуемое, это стоит отметить, вознаградить, а не воспринимать, как должное и само собой разумеющееся. Даже простая похвала может окрылить ребенка и вдохновить двигаться вместе с вами дальше.
P.S.
Ниже примеры наших карточек с заданиями и поощрениями для визуального расписания. Спасибо Анна Юрченко за идеи, предложенные нам пару лет назад.
Ещё карточки для формирования навыка мытья ( визуальная опора).