Бывает и так, что нежелательное поведение связано с тем, что у ребенка что-то не получается, а также был ранее опыт неуспешности, этим может быть вызван, например, негативизм к занятиям.
Что же делать, чтобы вернуть ребенку веру в свои силы, а заодно избежать нежелательного поведения?
Дробить задачу на более мелкие шаги, давать подсказку и по мере освоения навыка уменьшать свою помощь, хвалить и поощрять за каждое совершенное с меньшей помощью действие.
Помощь взрослого, она же подсказка может быть разной.
Это может быть физическая помощь полная или частичная, подсказка жестом, демонстрация того, что и как необходимо сделать, визуальная подсказка ( с помощью картинки или серии картинок). Чем меньше ребенок попадает в ситуацию неуспеха, тем лучше для его мотивации к этой деятельности.
Также неудача у ребенка может быть связана с тем, что ему непонятна инструкция, она слишком длинная, запутанная. Так бывает если есть проблемы с пониманием обращённой речи, с удержанием информации в оперативной памяти. В таком случае стоит делать инструкции на первых этапах максимально четкими, короткими и точно понимать, знает ли ребенок то, о чем его просят. А затем, когда будут освоены одношаговые просьбы постепенно усложнять задания.
В целом навык понимания обращённой речи- это одно из опорных умений, которые нужно развивать в первую очередь. И лучше всего это делать в естественной среде, на том, что окружает ребенка ежедневно.
Может показаться, что всё это важно только для специалистов, но многому учат и родители. Например навыкам самообслуживания, помощи по дому, выполнению разных мелких поручений, инструкций, то что нужно каждый день.
Обучение этим адаптивным навыкам очень важно: в первую очередь ребенок должен мочь выразить свои потребности, проблемы ( уметь например показать, если у него что-то болит), по возможности, так как ситуации бывают разные научится обслуживать себя, понимать окружающих и помогать им по крайней мере в простой работе. Без этой базы обучение так называемым академическим навыкам (буквы, цифры, животные и т.д.) мягко говоря не разумно, оно ничего не даст для повседневной жизни ребенка и его семьи.
Я бы даже сказала, что ключ к успеху , это когда занятие со специалистом решает какие-то проблемы семьи и ребенка, когда специалист является маяком, указывает направление движения, показывает и объясняет что и как надо делать, действует в тесной связке с семьёй, и то, что даёт специалист уходит в жизнь, а не остается только в рамках кабинета. Вот тогда происходят значимые измения.
P.S. В галерее приведу пример, как можно дробить задачу на шаги и использовать визуальную подсказку для формирования навыка сделать себе еды.