Найти тему
Т-34

«Жить и жить хочется, но эту жизнь, дорогая Маруся, нужно завоевать в жестокой борьбе...» — политрук Алёшин Александр Михайлович

— За Родину! Смерть немецким извергам! — старший политрук Алёшин поднял бойцов в атаку.

Это было 7 марта 1943 года на Курском направлении, одном из основных направлений, где развернулось широкое наступление Красной Армии, вырвавшей в Сталинградской битве стратегическую инициативу у врага. Это был жестокий бой, один из многих, какие вели советские войска, начавшие массовое изгнание фашистских полчищ с советской земли.

Майор Алёшин Александр Михайлович, кадровый офицер Красной Армии, — наш земляк. В посёлке Жерновка Новозыряновского сельсовета учился он в начальной школе. Рос, работал. Как и многие его товарищи, тянулся к знаниям. Но учиться в школе долго не пришлось — черпал знания из жизни, из книг. В семнадцать лет окончил 4-х месячные курсы счетоводов при Барнаульском комбинате кооперативного образования, получил свидетельство о присвоении квалификации счетовода среднего сельпо, которая приравнивалась к шести классам общеобразовательной школы. До 1936 года работал в Новозыряновском сельпо, а позднее, незадолго до призыва в армию, бухгалтером-ревизором Сорокинского райпотребсоюза. 13 октября 1936 года родные и друзья проводили его в армию, откуда к мирному труду Александр Михайлович не вернулся.

В 1939 году, окончив политическое училище РККА, в звании младшего политрука получил назначение в роту одного из стрелковых полков. Служил в Сибири и Средней Азии. Война застала в Семипалатинске, где он в то время был политруком полковой школы. А через два месяца воинская часть отбыла на фронт. Боевое крещение старший политрук Алёшин принял под Тулой. Вскоре он был награждён первой боевой наградой — медалью «За отвагу», стал заместителем командира полка по политической части.

Наградной лист о представлении к ордену Красной Звезды (награжден медалью «За отвагу) старшему политруку Алёшину Александру Михайловичу, военному комиссару 3-го отдельного стрелкового батальона 134-й курсантской стрелковой бригады 13-й армии Брянского фронта. Дата документа: 27.11.1942. Источник: pamyat-naroda.ru
Наградной лист о представлении к ордену Красной Звезды (награжден медалью «За отвагу) старшему политруку Алёшину Александру Михайловичу, военному комиссару 3-го отдельного стрелкового батальона 134-й курсантской стрелковой бригады 13-й армии Брянского фронта. Дата документа: 27.11.1942. Источник: pamyat-naroda.ru

С фронта семье (жена Мария Устиновна Алёшина после отправки воинской части на фронт с тремя детьми вернулась в Сорокино) писал не частые, но полные справедливого гнева к фашистским захватчикам и веры в скорую победу письма. В одном из них, отправленном 8 сентября 1942 года, он писал:

«Здравствуй, дорогая, любимая Маруся!... Фашистские мерзавцы разлучили нас с вами, не дали возможности жить нам вместе, вместе с народом строить счастливую жизнь. Кровавые злодеи вторглись на нашу территорию, топчут родные поля, уничтожают наши цветущие города и сёла, убивают женщин и детей, стариков и матерей... За период войны я насмотрелся, что наделали гитлеровские мерзавцы. Дорогая Маруся, за всё отомстим этой банде: за сожжённые, разорённые города и сёла за замученных наших отцов и матерей, сестёр и братьев; за кровь, за слёзы, за муки и пытки — за всё отомстим палачам. Бойцы моей части героически сражаются уже продолжительное время на фронте, бьются до последней возможности за каждый метр родной земли. Много уже бойцов и командиров прославили себя в боях.

Приближается 25-я годовщина Великой Октябрьской революции. Этот грядущий праздник мы встретим с гордо поднятыми знамёнами, овеянными славой побед».

А 5 декабря 1942 года он написал:

«Уже свыше 17 месяцев огненная линия разрезает нашу Родину, пожарище войны бушует на её просторах. Кровожадный враг напрягает все усилия, чтобы сломить наше сопротивление, отнять у нас всё, созданное народом.

Нынешняя война — невиданная в истории война. Враг ставит своей целью захват наших земель, политых нашим потом, захват нашего хлеба и нашей нефти... Не бывать этому! Разве для этого строили мы новые города и сёла, железные дороги, создавали у себя крупную социалистическую промышленность. Заклятый враг старается всем этим воспользоваться.

Не бывать этому никогда! Мы, советские воины, взяв в руки грозное оружие, будем сражаться до тех пор, пока не будет уничтожен последний немецкий захватчик на нашей земле. За это время мы прошли огненную годину, за это время мы научились воевать с коварными захватчиками. Гитлеровские палачи на нашем участке фронта десятками, сотнями нашли себе могилы.

...Сижу в траншее и вспоминаю тебя, детей, прошлую свою жизнь. Жить и жить хочется, но эту жизнь, дорогая Маруся, нужно завоевать в жестокой борьбе. Недалёк тот день, недалёк тот час, когда будет уничтожен гитлеровский захватчик на родной земле, и снова мы встретимся с вами, будем жить на свободной земле, воспитывать детей».

7 марта 1943 года коммунист, замполит полка А. Алёшин последний раз поднял в атаку бойцов.

— За Родину! Смерть немецким извергам! — услышали бойцы призывный клич своего политрука, старшего товарища, любимого командира.

Они поднялись, повинуясь его партийной воле, его вере в них, в победу. Шквал минометно-пулеметного огня ударил навстречу. Стонало, трещало, ухало в сыром весеннем воздухе. Земля дрогнула и вздыбилась шатрами взрывов. Замполит полка, поражённый осколком мины в живот, упал в нескольких десятках метров от траншеи, ведомые им бойцы не дошли до него. Только в девятой попытке удалось добраться до политрука, но спасти товарища они уже не смогли: пулемётная очередь оборвала его жизнь.

Раньше похоронки пришло в Сорокино письмо от капитана Мочалова.

«Алёшин Александр Михайлович 7 марта 1943 года, — писал он, — в боях с немецкими захватчиками погиб геройской смертью за великую социалистическую Родину. Дважды награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Он самый лучший мой друг. Похоронили его с музыкой. Фотосъёмки похорон Александра Михайловича высылаю Вам. После его геройской смерти вещи также отправил по почте в Ваш адрес».

Последние фотографии мужа Мария Устиновна так и не получила: затеряла их где-то, фронтовая почта. Письма Александра Михайловича, его фронтовых товарищей, вырезку из армейской газеты, где среди награждённых значится дорогое имя, а в правом углу рукой командира полка красным карандашом отдано указание «передать жене Алёшина», Мария Устиновна хранила 36 лет. Сейчас эти священные реликвии переданы в районный краеведческий музей. Память же её хранит всё, как будто потеряла она любимого человека вчера. Помнит она его таким, каким он прошёл через жизнь.

— Он был всегда жизнерадостный, весёлый, ласковый, заботливый, любил пошутить. Я его никогда не видела раздражённым, сердитым. Таким он остался в моей памяти. Детей очень любил, они отвечали ему тем же...

Она умолкает... Трудно говорить... и через 36 лет.

Е. НАЗАРОВ (1979)