Найти тему
КиноманИаК

"Холоп 2" (2024): каким получился сиквел успешного оригинала

Для режиссера Клима Шипенко 2019-й год стал особенно успешным, ведь в кинотеатральный прокат вышло сразу 2 его работы - "Текст" и "Холоп", снискавшие успех как у зрителей, так и у критиков. Но если "Текст" оказался просто успешным фильмом, единственный резонанс только вызвала та самая сцена с Кристиной Асмус, то вышедший к Новому Году "Холоп" поставил ряд рекордов, став даже на некоторое время самым кассовым российским фильмом в прокате. Можно много рассуждать про его секрет успеха, но на мой взгляд, здесь пересеклись сразу 3 темы: отсутствие долгое время нормальной комедии, связанной именно с русской историей, проблема с увеличившимся числом скандалов различных "мажорчиков" и прочих детишек "очень важных персон", считавших, что им позволено все (будем это называть социальным аспектом), а также поиск справедливости. Несмотря на немного заимствованную идею "Таинственного леса", в целом, Шипенко снял достаточно цельную историю про зарвавшегося мажора, которого отправили на перевоспитание в 19-й век, лейтмотивом стало "преступление и наказание", поиск той самой справедливости, и надо сказать, что сценарий справлялся с основной задачей - зрители своими глазами видели трансформацию обнаглевшего эгоиста в чуткого и понимающего человека, который смотрит на мир совсем по-другому. Да и надо отдать должное, что актеры старались, особенно сам Милош Бикович. Фильм ждал заслуженный успех. Понятное дело, что вопрос о сиквеле был решен почти сразу. Спустя 5 лет он вышел в прокат, попробуем разобраться, удалось ли ленте превзойти именитый оригинал или же стать его бледной калькой.

После событий первой картины проходит несколько лет. Герой Биковича живет своей новой жизнью, в которой он - управляющий эко-отелем (видимо, мажоры закончились и все поселение переформатировали под туристов), с Лизой из первого фильма у него ничего не получилось, да и как-то жизнь зашла в тупик. Гриша мало появляется на работе, из-за чего у его эко-отеля большие трудности, а очередная новая девушка с нелепыми "губами-утками" больше заинтересована в возможности съездить в Дубай за чужой счет, чем интересоваться Гришей как человеком. В это время за короткий промежуток времени ему встречается мажорка Катя, чья мать занимает должность важной чиновницы федерального уровня. В первый раз Катя в пьяном состоянии угоняет полицейский катер и въезжает в прибрежный ресторан, где находится герой Биковича, а затем оказывается в самолете из Абу-Даби, где устраивает пьяный дебош. Есть только один нюанс: официально на момент дебоша Катя должна отбывать наказание в тюрьме, чего, конечно же, не происходит, ведь ее мама-чинуша никак не хочет увидеть изъяны в собственной дочери и отмазывает ее, делая для показухи такое впечатление, будто Катя села.

Тогда Гриша, который теперь страдает от потребности исправить любую социальную несправедливость, решает перевоспитать Катю тем способом, который ранее из него самого сделал человека. Для этого он сначала идет на прием к чиновнице, где демонстрирует видеозапись пьяного дебоша Кати, предлагая помощь. Но чиновница привыкла решать вопрос деньгами, не видя в поведении дочери ничего такого предосудительного. Гриша решает собрать всю прежнюю команду, правда, игнорируя Льва Арнольдовича. По сути, он совершает похищение и проснувшаяся после пьянки Катя оказывается в роли крепостной дворовой девки, которой начинает выпадать та же участь, через которую прошел и Гриша. Только герой Биковича решает еще больше жестить и предлагает в качестве казни сжечь Катю. Но вовремя вмешивается отец Гриши и герой Охлобыстина Лев Арнольдович. Последний делает многозначительный вывод, что Гриша и сам еще не до конца вылечился, а вот концепцию истории надо поменять, ведь женщины чувствуют по-другому, поэтому надо воплотить не сценарий холопства и несправедливости, а сценарий волшебной сказки в стиле Диснея, где Кате уготована роль этакой Золушки.

-2

Этот ход кажется несколько сомнительным и в итоге он повлияет на жанровую составляющую. Кате объясняют, что она - дочь помещика, которой преподали урок, однако, чтобы сомнительное объяснение быстро забылось, в новой "семье" Лев Арнольдович предлагает сделать максимально токсичную атмосферу: должен быть слабый отец, негативно настроенная суровая мать и эгоистичная старшая сестра-фаворитка, из-за которой на младшую, роль которой и досталась Кате, никто не обращает внимание. Гриша же должен исполнить роль "прекрасного принца", точнее - жениха старшей дочери, который должен ухлестывать за Катей и провести "испытание любовью". Однако, у героя Охлобыстина появляется идея, чтобы Катя в итоге прошла испытание не любовью, а патриотизмом, из-за чего все усложняется, да и мать Кати уже активно ищет, куда пропала ее дочь.

-3

Из-за этого сюжетного хода жанрово фильм смазывается. Если первая часть была все же комедией, где любовная линия была одной из составляющих, то второй фильм некоторое время мимикрирует под комедию, а потом перетекает в мелодраму, хотя надо отдать должное, что в финальном акте получились забавные отсылки к Наполеону, "Нотр-Даму де Пари" и "Гусарской балладе". В новом фильме любовная линия становится основной, и это некоторое время напоминает что-то в стилистике Диснея, и о, чудо: не перетерпевшая особо никаких лишений, мажорка Катя начинает исправляться, что выглядит неправдоподобно, в сравнении с трансформацией героя Биковича в первой части.

-4

В фильме есть юмор в достаточном количестве, но за него теперь больше отвечает трио Самойленко (отец Гриши), Мироновой (продюсер Анастасия) и Охлобыстина (психолог Лев). Несколько раз фильм провисает в действии, хотя в общем смотрится вполне динамично. Несмотря на сценарные огрехи, меньшее количество шуток и слишком усиленную мелодраматическую линию, фильм все же является и сиквелом, и отдельным произведением, которое можно смотреть без первой части.

Конечно, по актерской игре Бикович немного сдал, он будто играет на автомате и не так живет своим героем, как было в первой части, однако, ему получается вполне неплохо тянуть лямку главного героя. Насчет Аглаи Тарасовой такого не скажу: она старается играть в кадре, но не верится, ее трансформация происходит без какого-либо надлома, по щелчку пальцев, и этому верить особенно не хочется. Не люблю ни Охлобыстина, ни Миронову, но здесь их второплановые герои прямо хороши и в какой-то момент кажется, что прописаны они лучше, чем основная пара протагонистов. Ольга Дибцева, Кирилл Нагиев и Софья Зайка тут сыграли даже лучше, чем в оригинале, правда, у их героев и больше экранного времени.

-5

По технической составляющей претензий нет: Шипенко оканчивал американскую киношколу, поэтому с операторской работой, монтажом, работой художника вопросов нет вообще. С музыкальной составляющей здесь есть замечания: если в первом фильме это была стилизованная народная музыка, то во второй части от этого избавились, плюс сама концепция показывает не простой народ и его традиции, а жизнь более привилегированной прослойки, у которой свой мирок. Использованная музыка в этом плане фильму особо не помогает, в отличие от оригинала. Режиссура самого Шипенко тоже особых нареканий не вызывает, если не считать нескольких проседаний фильма, а также перетекания окончательно в мелодраму.

-6

Кинокритики отнеслись к сиквелу неплохо, но рядом замечаний. У меня нет сомнений, что сиквел станет успешным: у "Холопа 2" есть все основания, чтобы по сборам подобраться к оригиналу, хотя побить его рекорд будет сложновато. Стоит ли идти на этот фильм? Учитывая нынешнее состояние проката и имеющихся конкурентов, скажу, что картина заслуживает просмотра в кино, т.к. из всех новогодних картин является наиболее адекватным зрелищем вместе с "Тещей", хотя повторюсь, что в фильме есть огрехи и до идеала здесь далеко.

-7

Рекомендую обзоры на другие новинки новогоднего сезона:

  • "Теща" (2023):

"Бременские музыканты" (2024):

"Иван Васильевич меняет все!" (2023):

"Иван Васильевич меняет все!" (2023): очередное "пробитие дна"
CinemaniaC1 января 2024

------------------------------------------------------------------------------------

Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.