Найти тему
VK Play

Игры, которые запомнились нам в 2023 году

Оглавление

Личные итоги года редакторов и авторов VK Play Media

2023 год порадовал нас играми так, как не порадовал 2022. Интересные инди-релизы, высокобюджетные хиты — сложно было не найти себе что-нибудь по вкусу. Как и в прошлом году, мы отдельно выбираем игру года от издания среди наиболее высоко оцененных нами новинок, а отдельно — рассказываем о личных итогах. Кто сколько часов провел в Baldur’s Gate 3, кто готов защищать Alan Wake 2, кто не мог оторваться от Counter-Strike 2 — обо всем расскажет этот материал.

Наталья Одинцова, главный редактор VK Play Media

-2

Самое яркое впечатление года – Baldur’s Gate 3. Вроде бы вот только что смотрела на стартовый экран, как вжух – счетчик внутриигрового времени говорит, что в мире Фаэруна я провела под 200 часов (и судя по Интернету, это далеко не рекорд). Внезапно оказалось, что организму критически не хватает фэнтези-приключений — таких, чтобы на каждом шагу попадалось что-нибудь интересное. Тут — загадочная башня, давно покинутая владелицей, там — облюбованные бандитами руины, в которые можно проникнуть и обычным путем, и с помощью обмана. В этой деревне — банда огров, готовых не только подраться, но и заключить с героями контракт, в этой таверне — ведьма-манипуляторша, за тем кустом — ученая, которая настаивает, что ей нужен младенец одной из местных разумных рас. В Baldur’s Gate 3 хватает и моральных дилемм, и комических эпизодов, и грустных — это та игра, которую приятно проходить и хочется обсуждать.

Еще я очень много играла в The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom. Хотя эта «Зельда» не так уж далеко ушла от предыдущей, мне очень понравилось экспериментировать с механиками и конструировать самые разные штуки, пускай и не настолько эпичные, как те, которые делали умельцы на Youtube. Final Fantasy XVI тоже заняла место в сердечке — даже обидно было, когда авторы ближе к концу махнули рукой на дворцовые интриги и все свели к проискам сверхъестественных сил. Но все же магия Final Fantasy — вот она, никуда не делась.

Илья Маховиков, руководитель новостного отдела VK Play Media

-3

Как фанат игр Remedy я остался в полном восторге от Alan Wake 2. У финских разработчиков получился красивый, жуткий и запутанный триллер, который постоянно чем-то удивляет и заставляет фанатов сходить с ума от предположений. А еще это самая амбициозная попытка сделать единую игровую вселенную – и пока удачная.

Много положительных эмоций оставила The Finals. Это лучший сетевой шутер со времен Titanfall 2 благодаря огромному количеству тактических возможностей и разрушаемости окружения. Новинка требовательна к команде – крайне желательно играть с друзьями. Зато она позволяет вытворять совершенно безумные вещи, заставляет ежеминутно вскрикивать от восторга и задыхаться от смеха во время особо идиотских, на почему-то работающих стратегий.

-4

Из раннего доступа вышел Ready or Not, духовный наследник SWAT. Мне очень понравилось, как он вынуждает кооперироваться и не прощает ошибок. Обычно такие шутеры все равно позволяют играть расслабленно, но тут прямо-таки приходится корчить из-за себя спецназовца и делиться с напарниками точными данными. Ready or Not сильно прокачивает вас для других сетевых игр: вместо воплей «сзади» и «справа» вы привыкаете говорить что-то вроде «запад, окно, первый этаж».

Из инди-игр хочется отметить El Paso, Elsewhere и Dredge. Первая – эдакий Max Payne за три копейки с классным сюжетом. Вторая – симулятор рыбака, где под водой скрываются всякие ужасы и монстры: не мог оторваться, пока не прошел.

Данил Сытник, редактор VK Play Media

-5

2023 подарил мне сразу три игры, которые могут претендовать на звание «самой лучшей» в своей категории или жанре. Так, долгожданный ремейк Resident Evil 4 не просто не разочаровал, но еще и превзошел все мои ожидания: игра положила на лопатки как оригинал, так и вообще все части легендарной серии, предложив чертовски увлекательный геймплей и достигнув наконец-то идеального баланса между «ой, как жутко» и «ух, как весело». Обновленную RE4 я прошел 8 раз.

Armored Core 6: Fires of Rubicon тоже украла сотню часов моего свободного времени, о чем я ни разу не пожалел: не помню, когда последний раз играл в настолько же уникальный экшен, который невозможно было сравнивать ни с какой другой игрой в плане игрового процесса, структуры и сюжета.

Наконец, великолепная Baldur's Gate 3 сделала нечто крайне важное: вернула меня в молодость, навеяв воспоминания о временах, когда я бесконечно сидел за ПК, скрупулезно исследуя каждый пиксель какой-то очередной CRPG. После ее прохождения я почувствовал себя как воскрешенный Гэндальф Белый в «Двух Башнях», которому Арагорн напомнил его имя: память о прошлых предпочтениях нахлынула на меня потоком, и в этом ручье я нашел какую-то давно потерянную частичку старого себя.

Евгений Лысенко, редактор VK Play Media

-6

Только ленивый еще не пожаловался на нехватку времени на все крутые блокбастеры в такой богатый на крупные релизы год. Но глядя на список высоко оцененных хитов, которые лично я успел пройти, понимаю, что не разделяю большей части восторгов. Тот же Spider-Man 2 захватил на время прохождения сюжета, но совершенно выветрился из головы уже через день.

Зато Final Fantasy XVI, к которой было множество претензий во время игры и которой, видимо, не повезло с продажами, оказалась первой за долгие годы большой RPG, пройденной вместе со всей побочкой. И оглядываясь назад на весь год, с теплотой вспоминаю именно FFXVI.

Но главной игрой года для меня остается вышедшая еще в начале 2022-го Gran Turismo 7, а реальное удовольствие от новинок я получил внезапно в American Arcadia. Это короткий и яркий платформер-антиутопия от создателей Call of the Sea. С характерными для студии головоломками и пусть ожидаемыми, но все равно интересными сюжетными поворотами.

Ну и стратегия Pioneers of Pagonia стала приятной альтернативой серии The Settlers, которую Ubisoft завела куда-то не туда. Но пока игра еще в раннем доступе и сильно ограничена в возможностях развития поселения.

Тарас Сухов, редактор VK Play Media

-7

2023 год отметился сразу двумя ремейками культовых хорроров. Осовремененные версии Resident Evil 4 и Dead Space получились ничуть не хуже оригиналов. И пусть авторы выбрали разный подход к воссозданию классики, каждая игра по своему прекрасна.

Capcom удалось не только сохранить дух оригинальной Resident Evil 4, которая занимает особое место в серии, но и привнести множество новых элементов. Отдельно стоит похвалить и серьезно переработанное дополнение Separate Ways. Оно вывело историю Ады Вонг на совсем другой уровень и заполнило пробелы основной кампании.

-8

Переосмысление же Dead Space в геймплейном плане слабо отличается от оригинала, впрочем, серьезные изменения пошли бы скорее во вред. Хотя оригинальная Dead Space в свое время многие ключевые элементы позаимствовала у Resident Evil 4, ее базовая формула не особо-то и устарела с 2008 года. Чего не скажешь про визуальную часть, которую в ремейке подтянули до лучших современных стандартов. Мрачные и неуютные коридоры «Ишимуры» пугают даже больше, чем выскакивающие из вентиляции некроморфы.

Что касается других релизов, то пройти мимо шедевральной Baldur's Gate 3 не было абсолютно никакой возможности. Правда, открытием 2023 года лично для меня игра стать не смогла. Несмотря на более сотни наигранных часов, весь «вау-эффект» остался еще в 2020 году, когда игра впервые появилась в раннем доступе Steam.

Максим Еремеев, руководитель видеонаправления VK Play Media

-9

В этом году отличных игр было так много, что во многие я попросту не успел поиграть, но то, до чего все же дошли руки, очень порадовало. Достаточно вспомнить, например, Alan Wake 2, которая буквально взорвала мне голову мастерским сочетанием разных средств выразительности, не на шутку увлекла проработанным сюжетом и захватила новым подходом к геймплею.

Немало времени провел я и в Baldur’s Gate 3, которую, впрочем, пока так и не успел пройти до конца. Впрочем, это не помешало мне влюбиться в игру и посвятить ей несколько десятков часов. А мои новогодние каникулы с хорошей вероятностью будут посвящены именно попыткам достичь наконец ее финала.

-10

Но больше всего эмоций мне подарил в этом году онлайн. Во-первых, мы с друзьями с головой погрузились в Diablo 4. Во-вторых, наша компания всерьез увлеклась Barotrauma — кооперативной игрой про исследование инопланетного океана. Такого мастерски выполненного совместного геймплея я, кажется, еще просто не видел. В-третьих, я по чистой случайности залетел в Fortnite и не вылезаю оттуда до сих пор, запуская игру всякий раз, когда поиграть во что-то хочется, но больше ничего как-то не привлекает. Особенно меня покорили камео персонажей из самых разных вселенных. До такой степени, что я не удержался и купил пару скинов из «Черепашек-ниндзя», чтобы бегать за Донателло и Эйприл.

Вячеслав Шутов, новостной редактор VK Play Media

-11

Совершенно безумный год. Настолько, что было почти невозможно выбрать какого-то одного любимчика. В начале года, еще до выхода The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom, я был уверен, что она с легкостью станет моей персональной игрой года. Да, «Зельда» оказалась потрясающей и затянула на сотню часов, но затем совершенно внезапно появились еще две игры, оставившие после себя впечатления на долгие годы.

Я обожаю игры Larian еще со времен первой Divinity: Original Sin — это один из лучших кооперативных опытов, которые может предложить индустрия. Но что Baldur’s Gate 3 окажется настолько масштабной и крутой, мне кажется, до релиза не ожидал никто. Я так полюбил этот мир и своего героя, что до сих пор грущу и скучаю по своим друзьям — Астариону, Минску, Шэдоухарт, Карлах и особенно по Шкрябу! Такой привязанности к своему отряду я не ощущал со времен Persona 5.

А в октябре с двух ног в мою жизнь ворвалась Alan Wake 2. В свое время мне очень нравилась первая часть, но Quantum Break и Control я на дух не переношу, поэтому настроен был скорее негативно. В итоге одной только первой главы хватило, чтобы я без остатка погрузился в эту безумную историю. Да, у игры есть некоторые проблемы вроде неспешного геймплея, но это все можно простить за великое множество крутых моментов, которые можно бесконечно разбирать с друзьями, пытаясь найти ответы на все вопросы, оставленные после себя новым творением Remedy.

Георгий Ядвидчук, редактор VK Play Media

-12

В 2023 мне крайне «везло» на игры — Hogwarts Legacy вроде и душевная, но очень скомканная, Diablo 4 вроде и интересная, но до сих пор сырая и нуждается в полировке, EA Sports FC 24 вроде и классная, но до декабрьского патча вызывала зачастую фрустрацию. И так практически можно было сказать про все. Были только три игры, которые, несмотря на техническое состояние, смогли вернуть мне прежний азарт.

Одна из них Baldur’s Gate 3 — RPG, в которой сам путь и приключение важнее любых результатов. Впервые за долгое время я не думал, как мои действия отразятся на спутниках или сюжете. Поскольку именно здесь всегда интересно попробовать что-то новое, а не лезть в руководство, чтобы выбрать самый добрый и правильный вариант. У каждого пути свои интересные последствия. И темный один из таких.

Лучшие похмельные игры — 2024

Вторая игра — Cyberpunk 2077. После всех обновлений и патчей я по-прежнему получаю удовольствие от происходящего. Дополнение не только усилило текущий сюжет, но и грамотно связало все остальные части в единое целое. Вдобавок сами бои и их постановка стали интереснее — вся игра словно превратилась в «Джона Уика».

Ну а третьей я бы назвал Marvel Snap, которая в этом году вышла в Steam и показала соревновательный режим в формате башен из Mortal Kombat. Мало того, что состязания с пользователями помогли мне скоротать время в периоды бессонницы, так еще и игра вернула меня в эпоху Hearthstone 2013-2015 года, когда я не пропускал любительские турниры (даже в отпуске в Германии состязался с Себастьяном Xixo Бентертом — легендой немецкой сцены — в каком-то местном клубе), а сами матчи дарили множество потрясающих эмоций.

Тимур Шерзад, автор VK Play Media

-13

Обычно я в силу привычки экономить деньги стараюсь не проходить новые ААА-игры. Исключением стала Red Dead Redemption 2 в 2018 году, а также все, что выходило в Game Pass. Благодаря нему я практически на старте запустил Starfield.

Основная проблема игры — карта. Множество пустых звезд и планет грузит мозг. Огромное количество мусорного контента очень плохо сочетается с людьми, которые любят исследовать буквально каждый угол. Но если путешествовать только по списку миссий, игра преображается. Она и вправду огромна, и не только в смысле бесконечных пустых пространств. Локаций много и они самые разнообразные.

Starfield куда как больше подошли бы принципы работы карты из The Outer Worlds — несколько разных планет, на которые можно перемещаться при помощи космического корабля. Это избавило бы от нелепого ощущения микроскопичности городов, в том числе «микромегаполисов» в жалкие пару километров длиной. Так можно было бы, как в Mass Effect, нарисовать красивые «задники», создающие ощущение, что эти небоскребы не обрываются, резко переходя в дикую природу, а уходят далеко за горизонт.

«НАСАпанк» приятен для глаз. Взгляд дизайнеров был устремлен не только в рафинированное античеловеческое будущее, но и в ламповое, уже прожитое и отрефлексированное в рамках материальной культуры прошлое. В игре немало ретрофутуристичных элементов — они радуют глаз. Отдельное спасибо хочется сказать за «оружие старой Земли» — «Ремингтон» 12-го калибра и «Кольт» образца 1911 года у меня всегда под рукой.

А вот какая от сеттинга «будущего» польза, так это то, что не так раздражает фирменный подход Bethesda к различиям полов. Вернее, их старательное игнорирование. Женщины в пропорции 50/50 в «линейной пехоте» резали глаз в Fallout и TES. Хотелось кричать: «Не верю!». Причем прекрасный пол оказывался на подобных ролях даже в архаичных группировках вроде обвешанных костями дикарей или в устроенных по принципу средневековых орденах. В случае со Starfield это уже не так режет глаза. Просто потому, что будущее — и черт знает, что и как там будет обстоять через сотни лет.

Марк Кузин, автор VK Play Media

-14

В этом году количество игр, в которые удалось поиграть и до которых еще предстоит добраться, оказалось непривычным. Вспоминая предыдущие несколько лет, когда были сплошные переносы, кажется, что можно наконец вздохнуть спокойно. Все нормализовалось. Выделить что-то одно сложно, поэтому сперва нужно отдать дань уважения тем играм, которые наверняка не получат никаких наград, но тем не менее отличные.

Во-первых, ремейк Dead Space — это захватывающий хоррор, который геймплейно не устарел совершенно никак. С большим удовольствием прошел ремейк в начале года и перепрошел в конце. Добраться до конца Jedi Survivor не хватило терпения, и вместе с тем это обязательный пункт в списке «на каникулы». Hogwarts Legacy, Dead Island, Sea of Stars, ремейк Resident Evil 4, Lies of P, Diablo IV, Super Mario Bros. Wonder и многие другие — прекрасные игры, каждую из которых можно рекомендовать без каких-либо зазрений совести.

И все же есть две игры, которые не просто «сожрали» сотни часов, но и продолжают настойчиво требовать больше внимания. Игры, которые не хочется покидать, которые по-разному, но все же уверенно удерживают интерес. Во-первых, это Baldur’s Gate 3, которую удалось пройти в компании друзей. Во-вторых, это Street Fighter 6, которая после пятой части воспринимается чуть ли не как новое перерождение сериала. Именно она стала для меня, наверное, главным событием в этом году и, надеюсь, продолжит быть бессменным спутником в следующем. Файтинги — это здорово. Street Fighter — это навсегда.

Александр Крыков, автор VK Play Media

-15

Лучшая игра года для меня – Venba. Это трогательный визуальный роман о мигрантах-индусах в Канаде, приправленный простенькими гастрономическими задачками. Приготовление завтрака помогает рассказать о любви к мужу, конфликт вокруг «слишком пахучих» блюд – подчеркнуть жажду сына стать «своим» в школе, изучение старых обрывков рецептов – отблагодарить мать за её жертвы. Персонажи взрослеют, стареют и умирают, и в них легко разглядеть и себя, и друзей, и родных – так много жизненных и прекрасно написанных сюжетных линий авторы уместили в трёхчасовую игру. Нашлось место и для политики, и для поп-культуры, и для всех самых важных человеческих чувств. Venba ощущается как замечательный, незабываемый фильм, в котором ты поучаствовал вместе с героями. И её сразу хочется пройти ещё раз, чтобы опробовать альтернативные реплики и не упустить ни малейшей детали.

A Space for the Unbound – другая игра с экзотическим сеттингом и понятными каждому темами. Атмосфера магического реализма и нежная дружба на грани романтики тут сочетаются с декорациями Индонезии 1990-х годов, когда страна демократизировалась, а старшеклассники приобщались к японским играм и западному кино. Геймплей тут насыщенней, нежели в Venba, и ближе к традиционным квестам, однако история всё равно приоритетна, эмоции персонажей понятны, а их поступки интересно примерять на себя.

-16

Среди же более традиционных игр мой победитель – RoboCop: Rogue City. Это увлекательная киберпанк-RPG в духе Deus Ex и одновременно зрелищный боевик с социальной критикой под стать культовому фильму Пола Верховена. Нелинейный сценарий, качественное наполнение уровней, фирменная атмосфера, неплохая система прокачки, интересные перестрелки, классные тексты и выдающаяся озвучка (с участием самого Питера Уэллера, который здесь играет больше и лучше, чем даже в оригинале) – всё это Rogue City. По ходу финальных боёв в городе ты прямо-таки готов жилы рвать ради персонажей, ставших родными, и потому я без преувеличения счастлив, что «Робокоп» вопреки всем предрассудкам получил тёплый приём. Это лучшее явление года.

Владислав Безруков, автор VK Play Media

-17

Вся редакция VK Play ждала от меня в этих итогах Counter-Strike 2, но сегодня речь пойдет не о ней. Этот шутер навсегда в моем сердце, но в этом году было много достойных игр, которые хотелось бы выделить больше.

Мой топ-1 в 2023 поделили между собой Cyberpunk 2077: Phantom Liberty и Alan Wake 2. Первая вдохнула глоток свежего воздуха в одну из любимых игр за все время. Сюжетное DLC по-настоящему переродило Cyberpunk 2077. Дополнение подарило интересную историю и увлекательный геймплей, а также незабываемые эмоции. Это именно то, что я хотел увидеть изначально в экшене от CDPR. С нетерпением жду сиквел в надежде, что студия учтет все ошибки, допущенные на релизе Cyberpunk 2077.

Лучшие игры 2023 года

С первым Alan Wake я познакомился достаточно поздно. Мне удалось пройти только ремейк, и даже до него я добрался только спустя год после его выхода, но это не помешало погрузиться в мрачную и пугающую вселенную Сэма Лэйка. Сиквел я ждал больше остальных игр 2023 года. Пройти быстро его не удалось, но это и к лучшему. Я полностью насладился игровым процессом без особой спешки. На мой взгляд, Alan Wake 2 — одна из лучших сюжетных игр не только этого года, но и нескольких предыдущих.

Под конец года я добрался до ремейка Dead Space. Космические хорроры всегда занимали отдельное место в моем сердечке. Обновленная версия культовой игры поразила своей красотой и атмосферой. Бегаю, собираю ресурсы и частенько пугаюсь всяких монстров. Что еще надо от такой игры, еще и в красивой обертке?

Сергей Цилюрик, автор VK Play Media

-18

Лучшая для меня игра этого года вышла в самом его начале. Hi-Fi Rush — это всё, о чём можно быть только мечтать: комедия, работающая и вербально, и невербально; харизматичные персонажи, хорошо раскрывающиеся по ходу сюжета; геймплей, сочетающий бодрый экшен и ритм-игру; яркий мир, качающийся в такт происходящему; наконец, отличный саундтрек с NIN и The Prodigy.

Также в январе я прошёл лучшую игру прошлого года — Chained Echoes, удивительную инди-JRPG, в которой всё сделано правильно, и даже рядовые бои ощущаются насыщенными и увлекательными. Она в одиночку возродила во мне веру в жанр!

Западные RPG мне нравятся заметно меньше, но Baldur’s Gate 3, несмотря на мучительно долгие и многочисленные бои и посредственный основной сюжет, я прошёл с интересом — ради таких диалогов и таких напарников можно и потерпеть. А долгожданная Final Fantasy XVI — первая за дичайшее количество времени новая номерная «финалка», которую прошёл взахлёб и с огромным удовольствием.

Из небольших игр в этом году порадовали процедурные градостроительные стратегии Terra Nil и Against the Storm, а также небольшая визуальная новелла Videoverse, идеально передавшая общение на форумах в начале нулевых.

Илья Цуканов, автор VK Play Media

-19

Мир видеоигр в 2023 году мне напоминает ночной клуб, танцпол которого слегка разворотило шаром для сноса зданий, а диджея тошнит кровью — но зато звучит такой заводной микс, что все продолжают танцевать. Мы всё глубже погружаемся в кризис, студии закрываются, проходят массовые увольнения, никто не понимает, что за дичь будет твориться в 2024-м, — зато вышло дочерта хороших игр.

Я учился скрытному бегу с гранатомётом и огнемётом в Aliens: Dark Descent. В The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom строил планеры, где не было руля, так что приходилось скакать по ним, чтоб хоть как-нибудь управлять. Руководил ЧВК во франкоязычной Африке в Jagged Alliance 3 (даже не пытайтесь искать параллели с реальностью в этом предложении). Творил военные преступления в роли корпоративного раба в Armored Core VI. Кидался гномами по заветам Арагорна в Baldur’s Gate 3. Постоянно не попадал в ритм в Hi-Fi Rush. Благодаря El Paso, Elsewhere осознавал, что если девушка — вампир, это красный флаг для отношений. Расстреливал преступников в пах в RoboCop: Rogue City. Уверовал во всемогущество кирпичей в Amnesia: The Bunker. Обмазывался эстетикой 90-х в Lunacid и Pizza Tower.

А ещё я в этом году устроил марафон неофициальных частей «Как достать соседа» и погрузился на такое дно индустрии, что остальные пройденные игры в 2023-м начали смотреться ещё выигрышнее.

Дмитрий Злотницкий, автор VK Play Media

-20

Вторая Baldur’s Gate — одна из самых моих любимых игр, которую я прошел не раз и считаю одной из главных жемчужин жанра RPG. Конечно же, третью часть я ждал с большим нетерпением — игру приобрел давным-давно, но не начинал, ожидая финального релиза. И, когда он состоялся, Baldur’s Gate 3 отодвинула для меня на второй план все остальные примечательные новинки этого года, которых, конечно, было немало. У Larian получилась практически идеальная, по крайней мере, для меня, ролевая игра — с интригующим магистральным сюжетом, множеством запоминающихся и вариативных дополнительных заданий, героями, вызывающими искренние эмоции, интересными битвами и внушительным масштабом, благодаря которому в Baldur’s Gate 3 легко можно провести и сотню часов, и больше.

Еще отмечу Cyberpunk 2077, до которого я добрался только в этом году. И, наверное, это было удачным решением — весь негатив, который был связан с техническими недоработками и портил впечатление от игры на старте, уже устранили. Так что теперь уже спокойно можно наслаждаться миром, историей, квестами — а все это в игре на высоте. Да и дополнение Phantom Liberty привнесло в Cyberpunk 2077 немало новых ярких моментов.