Найти тему

Sony: R1 против F828 - сравнение дизайнов

Оглавление

Выясняю, какая из камер лучше с точки зрения фотографического дизайна. Первый просьюмер с крупным датчиком изображения Sony R1 или его предшественник с инновационным корпусом - Sony F828? Очевидно, что сегодня можно задуматься о том, какую камеру приобрести для неторопливой творческой фотографии. F828 или R1? Или - обе? :D

Если у вас есть идеи по изменению (добавлению) критериев оценки фотографического дизайна камер - пишите в комментариях к статье. Перепишу, пересчитаю :)
Мои Sony F828 (слева) и Sony R1 (справа)
Мои Sony F828 (слева) и Sony R1 (справа)

Стоимость на вторичном рынке

Стоимость рабочей камеры Sony F828 на Авито на момент написания статьи стартует от 3500 рублей. Sony R1 - от 4000 рублей. В принципе, стоимость этих камер сегодня одинакова. Баллы не начисляются.

Размеры и вес

Крупные и тяжёлые фотокамеры. F828 ненамного легче R1 (906 грамм против 995 грамм) и чуть более компактен, благодаря чему входит в кофры, где R1 не помещается или помещается неохотно (обратите внимание на удобный, но сильно выдающийся ЭВИ).

F828 мог быть ещё более компактен по длине, но уникальная шарнирная конструкция корпуса препятствует этому. F828 мог быть легче, но его металлический корпус достаточно тяжёл сам по себе.

Не буду выделять какую-либо камеру по этому критерию сравнения.

Материалы корпуса

Sony F828 выполнена в металле, Sony R1 имеет полностью пластиковый корпус. Обе камеры окрашены в чёрный цвет. Качество выбранных материалов достаточно высокое, но особенно оно впечатляет в случае с F828. Были случаи деформации пластика R1 при нагреве, что маловероятно в случае F828. В ваших руках R1 ощущается "дешевле" своего предшественника.

Начисляю Sony F828 один балл.

Удобство хвата

Крупные камеры имеют априори хорошие рукоятки. Тут всё достаточно индивидуально, но для меня обе рукоятки недостаточно хороши. Впрочем, использование камер под килограмм веса предполагает активное использование второй руки, поддерживающей объектив.

F828 имеет хороший козырёк над средним пальцем и ощутимый зацеп для большого пальца. С другой стороны, на R1 более глубокая рукоятка и большой палец удобно размещать в углубление между ней и основным корпусом.

Не буду выделять какую-либо камеру по этому критерию сравнения. Тут существенных различий нет.

Sony F828 (слева) и Sony R1 (справа)
Sony F828 (слева) и Sony R1 (справа)

Датчик изображения

Разные по размеру и типу датчики изображения.

Sony F828 имеет CCD-датчик в размере 8,8 x 6,6 мм (так называемые 2/3 дюйма) на 8Мп. Кроп-фактор 4. Соотношение сторон 4:3.

Sony R1 имеет CMOS-датчик в размере 21,5 x 14,4 мм на 10Мп. Кроп-фактор 1,67. Соотношение сторон 3:2.

Не буду транслировать сюда мифы о лучшей цветопередаче CCD-датчиков - будет время и сравню камеры лоб в лоб в поле. Пока мало у нас здесь красок. Но размеры датчиков вы можете сравнить на рисунке ниже. Весьма наглядная картинка.

-3

Безусловно, чем крупнее датчик изображения тем лучше. Особенно - при сходном числе пикселей. Это неизбежно сказывается на динамическом диапазоне и шумовых характеристиках.

С другой стороны - на камере с большим датчиком изображения есть необходимость сильнее закрывать диафрагму для достижения той же глубины резкости и этой камере нужна более массивная оптика. Впрочем, как мы уже знаем, R1 оказывается не намного больше и тяжелее своего предшественника - F828, имеет отличный широкий угол и теряет лишь 80 мм с длинного конца. Отличная работа по миниатюризации.

Sony R1 заслуженно получает два балла по этому критерию сравнения: за размер и тип датчика изображения.

Вместе с тем, Sony F828 получает один балл за уникальную возможность убирать ИК-фильтр перед датчиком изображения, что даёт интересные возможности для ИК-cъёмки. R1 уже лишена такой возможности.

Соотношение сторон - 4:3 или 3:2 - это на любителя. Мне ближе 3:2.

Объектив

Sony F828, по данным одного авторитетного западного технического обзора, разрешает чуть более 5Мп. Не могу не согласиться с результатами исследования - мне тоже кажется разрешение объектива недостаточным. Хроматические аберрации присутствуют почти всегда.

Объектив Sony R1 выглядит как хорошо сделанное домашнее задание: он отлично отрабатывает углы на 24 мм, не даёт выраженных хроматических аберраций, вполне может отработать датчик изображения на 10Мп (пусть и фактическое разрешение чуть меньше в сравнении с системными камерами на 10Мп и фикс-объективами).

Напомню некоторые характеристики объективов.

Sony F828: 28–200 мм экв. (7-кратный зум), F2.0–F2.8. Резьба 58 мм.

Sony R1: 24–120 мм экв. (5-кратный зум) F2.8–F4.8. Резьба 67 мм.

Sony R1 заслуженно получает три балла по этому критерию сравнения: за отличные 24 мм (экв.), резкость и отсутствие хроматических аберраций.

Изменение фокусного расстояния

Оба объектива имеют механическое кольцо зума с удобным резиновым покрытием. Это позволяет быстро и точно установить фокусное расстояние.

Не буду выделять какую-либо камеру по этому критерию сравнения.

Sony F828 (слева) и Sony R1 (справа)
Sony F828 (слева) и Sony R1 (справа)

Тип и точки фокусировки

Обе камеры имеют отличный джойстик для переключения режимов фокусировки и выбора произвольной точки фокусировки. Система помощи при фокусировке на R1 представлена яркой оранжевой лампой, относительно полезной при съёмке. А вот Sony F828 имеет специальную систему лазерной фокусировки, отлично справляющуюся с задачей при недостаточном освещении.

Sony F828 получает один балл за эффективную систему лазерной фокусировки.

Ручной фокус

Обе камеры имеют удобную систему ручной фокусировки с контролем по увеличенному на весь экран фрагменту и отдельный элемент управления – фокусировочное кольцо на объективе (работает по проводам).

В случае с Sony F828 есть ползунковый переключатель FOCUS (две позиции - авто и ручной). Sony R1 предлагает более сложную систему переключателя (три позиции - авто, макро и ручной) с кнопкой активации автофокуса (как на фотоаппаратах Panasonic FZ). К сожалению, переключатель на R1 не очень удобен, а кнопка активации автофокуса на моём аппарате срабатывает только при установки на ручную фокусировку (прошивка? загрязнение?). Т.е. кнопка не может использоваться для блокировки фокуса в авто-режимах.

Не буду выделять какую-либо камеру по этому критерию сравнения.

Затвор

F828 – от 30 секунд до 1/2000 секунды. R1 - от 30 секунд до 1/2000 секунды. Плюс к тому, в "М" R1 можно установить в режим BULB. Будет ли это так полезно для фотолюбителя? Не буду выделять какую-либо камеру по этому критерию сравнения, т.к. основные значения одинаковы.

Управление выдержкой и диафрагмой

Здесь всё обыкновенно – через соответствующие режимы. Sony F828 имеет один управляющий диск. Для изменения значения диафрагмы в режиме "М" нужно зажать и удерживать кнопку экспокоррекции. Sony R1 имеет два управляющих диска, но оба - под большой палец.

Sony R1 получает один балл по этому критерию сравнения.

Sony F828 (слева) и Sony R1 (справа)
Sony F828 (слева) и Sony R1 (справа)

Установка светочувствительности

На фотокамере F828 светочувствительность вводится только через быстрое меню и ограничена значениями ISO64-800. Sony R1 имеет отдельную кнопку для установки светочувствительности у кнопки спуска затвора и предлагает ISO160-3200. Оба фотоаппарата предлагают настройку AUTO в PASM-режимах.

Sony R1 получает два балла по этому критерию сравнения: отдельная кнопка на корпусе и расширенный диапазон значений, который предоставляет более крупный датчик изображения.

Режим экспозамера

В целом камеры способны осуществлять все известные способы экспозамера кроме усреднения замера по нескольким вручную выбранным зонам. К сожалению, на обеих камерах невозможно привязать точку замера к точке фокусировки - неприятное ограничение при профессиональном использовании.

Не буду выделять какую-либо камеру по этому критерию сравнения.

Ввод экспокоррекции

Отдельной кнопкой в случае F828. Нужно удерживать её нажатой и вращать управляющий диск. В случае R1 есть более удобный элемент управления - отдельный управляющий диск на задней спинке аппарата. Решение F828 менее удобное, но более защищённое от случайного изменения. Диапазон поправки от -2 до +2eV.

Не буду выделять какую-либо камеру по этому критерию сравнения.

Блокировка экспозиции и фокуса

Камеры не предлагают отдельных кнопок блокировки фокуса. Фокус блокируется традиционным полунажатием кнопки спуска затвора, а экспозиция - кнопкой AE LOCK под большой палец.

Не буду выделять какую-либо камеру по этому критерию сравнения.

Здесь всё достаточно обычно. Есть отдельная кнопка на корпусе. Предлагаемые настройки на обоих камерах одинаковые, но на Sony R1 есть преимущество - возможность вспомогательным диском выбрать для каждой настройки степень коррекции значения от -3 до +3.

Sony R1 получает один балл.

Встроенный ND-фильтр

На обе камеры можно без проблем установить любые фильтры, в т.ч. - ND-фильтр. Диаметры резьбы на объективах стандартные. Встроенного ND-фильтра нет. Баллы не засчитываются.

Видоискатель

Обе камеры оснащены электронным видоискателем на 235000 пикселей. У появившейся позже R1 здесь нет прогресса. В любом случае, ЭВИ недостаточно чёткие для осуществления эффективной ручной фокусировки.

Оптического (согласованного или зеркального) видоискателя нет - значит, необходима помощь при кадрировании по монитору в условиях недостаточного освещения. Такую помощь предлагает лишь Sony F828 с его функцией NigthFramming.

Начисляю Sony F828 один балл.

Основной монитор

Обе камеры оснащены монитором на 134000 пикселей. Немного разные размеры: диагональ монитора Sony F828 составляет 1,8 дюйма, в то время как у Sony R1 - 2 дюйма. Но это несущественная разница.

Конечно, монитор R1 оригинально расположен, что затрудняет съёмку фотоаппаратом над головой. Однако, шарнирная конструкция F828 вполне может имитировать "шахтный" монитор на R1. Другое дело - R1 куда удобнее пользоваться "от пояса" при создании фотографий в портретной ориентации. И для себяшек R1 подходит куда лучше. Опять же - конструкция монитора R1 менее надёжна, чем шарнирная конструкция F828.

Считаю, что камеры равны по этому критерию и не начисляю какой-либо из них дополнительные баллы.

Sony F828 (слева) и Sony R1 (справа)
Sony F828 (слева) и Sony R1 (справа)

Вспомогательный дисплей

Тут всё куда проще - Sony F828 имеет крохотный вспомогательный дисплей с зелёной подсветкой и минимумом выводимой туда информации. Пусть вы не будете часто им пользоваться, но он всё-таки есть. Sony R1 вспомогательного дисплея не имеет.

Sony F828 получает один балл за инициативу :)

Включение / выключение камеры

Подпружиненный рычаг Sony F828 мне кажется более надёжным элементом управления, нежели переключатель у кнопки спуска затвора на Sony R1.

Обе камеры оснащены отличными индикаторами питания. Но на R1 индикатор питания двухцветный и "спящий" режим обозначается красным свечением. Я бы, конечно, выбрал другой цвет, т.к. для окружающих всегда может казаться что на "спящую" R1 вы скрытно пишите видео. Я бы подумал именно так, пусть R1 и не умеет снимать видео.

Не буду выделять какую-либо камеру по этому критерию сравнения.

Sony F828 (слева) и Sony R1 (справа)
Sony F828 (слева) и Sony R1 (справа)

Кнопка спуска затвора

Одинаково удобная. Никаких замечаний. Не буду начислять баллы по этому критерию.

Диск режимов съёмки

На фотокамере Sony F828 нарушен приоритет съёмки (режимы настроек и просмотра вынесены на диск). При этом диск F828 свободен от пиктограмм сюжетных режимов. На фотокамере Sony R1 полностью реализован приоритет съёмки. В любом положении диска выбора режимов фотокамерой можно снять фото. Здесь даже нет видеорежима.

Sony R1 заслуженно получает один балл за приоритет съёмки.

Sony F828 (слева) и Sony R1 (справа)
Sony F828 (слева) и Sony R1 (справа)

Форматы записи снимков

Обе камеры умеют снимать в RAW. Но на Sony F828 есть проблемы с необработанным форматом – он почти идентичен JPEG, практически ничего не добавляя к изображению и лишь тормозит камеру. Совсем другое дело - Sony R1. Здесь RAW-формат полностью себя оправдывает. За что R1 и получает дополнительный балл.

Выбор размера и качества снимка

Только через быстрое меню. Баллы не засчитываются.

Настройка внутрикамерной обработки JPEG

Практически одинаковы на обеих камерах. Да, Sony R1 имеет дополнительную настройку контраста - некую A.G.C.S.-систему. Но её работу нужно ещё посмотреть в деле. Не буду начислять баллы по этому критерию.

Внутрикамерная обработка RAW

Невозможна. Баллы не засчитываются.

Съёмка серий, производительность

Всё очень средненько: никакой серийной съёмки в RAW. Серия из трёх кадров JPEG для R1 и семи кадров для F828. Sony F828 получает один балл за буфер на 7 кадров JPEG.

Брекетинг

Фотокамеры предлагают лишь экспозиционную вилку. Не буду начислять баллы по этому критерию.

Установка таймера съёмки

Фотокамеры имеют отдельную кнопку для запуска таймера. Нет таймера на 2 секунды. Не начисляю баллы по этому критерию.

Встроенная вспышка

Одинаково. Коррекцию силы срабатывания вспышки можно установить через быстрое меню. Не начисляю баллы по этому критерию.

Подключение внешней вспышки

На обе камеры можно ставить вспышку любого производителя с центральным контактом. Башмак горячий. Единственное, на F828 башмак находится по центральной оси объектива, а на R1 смещён на рукоятку справа. Из-за шарнирной конструкции F828 блок объектива с установленной вспышкой обязательно нужно удерживать левой рукой.

Не буду начислять баллы по этому критерию.

Стабилизация изображения

Отсутствует. Баллы не засчитываются.

Sony F828 (слева) и Sony R1 (справа)
Sony F828 (слева) и Sony R1 (справа)

Съёмка панорам

Специального режима нет. Баллы не начисляются.

Съёмка видео

Несмотря на прогрессивный датчик изображения, Sony R1 не может снимать видео. В своё время это объяснялось проблемой перегрева аппарата, которую инженеры решить не смогли (вы в это верите?). Забавно, что Sony F828 на CCD-датчике способен снимать видео 640 x 480 точек, 30 кадров в секунду со звуком и без ограничения по времени. За что и получает балл.

Аккумулятор

Одинаковые используемые аккумуляторы, которые можно без проблем купить до сих пор. Вы получаете точную информацию об оставшемся заряде. Специальных батарейных ручек к камерам не выпускалось. Единственное отличие - F828 имеет легко заменяемую батарейку даты, что в плюс. На R1 внутренняя батарейка уже сдохла.

Sony F828 получает один балл за заменяемую батарейку даты.

Карты памяти

Обе фотокамеры поддерживают два типа карт памяти: CF и MemoryStick. Это повышает надёжность этой камеры при отказе одного из слотов. Баллы не начисляются.

Элементы запланированного устаревания

Не обнаружено. Баллы не снимаются.

В результате я получил следующий результат: Sony F828 - 8 баллов; Sony R1 - 11 баллов. Преимущества R1 очевидны. Их два, но они крайне значимы: датчик и объектив. Все дополнительные баллы R1 приобрёл только благодаря крупному датчику и нормальному объективу, что позволило превозмочь все достоинства F828.

Мои Sony F828 (слева) и Sony R1 (справа)
Мои Sony F828 (слева) и Sony R1 (справа)

Sony R1 стала не просто новой просьюмеркой Sony и хорошо сделанной домашней работой. По сути она ознаменовала собой появление нового класса устройств - беззеркалок - идея которых тогда витала в воздухе. F828 нельзя называть так: здесь обычный для компактного фотоаппарата датчик. R1 же оснащена датчиком стандартного для системной камеры размера (близкого к популярному тогда APS-C). Это полностью меняет впечатление от использования камеры. В наших руках оказывается уже не обычная просьюмерка, а беззеркалка со встроенным объективом.

Пусть первая в мире беззеркальная системная фотокамера появится только в 2008 году - Panasonic Lumix DMC-G1. Мы знаем точно - именно Sony, вместе со своей R1, как никогда близко оказалась к этому шагу ещё в 2005 году. Нужно было поступить просто: создать версию R1 с отделяемым объективом. Но, по инерции, была создана скучная зеркальная фотокамера Sony A100 - усовершенствованный аналог Konica Minolta Dynax 5D. Нужно было быть смелее, Sony!

В следующей статье сравню фотокамеры "в поле". Уже даже интересно, насколько будет заметной разница между двумя размерами и типами датчиков.

Больше замечательных фотографий со старых цифровых камер

Все старые цифровые фотокамеры из моей коллекции одним списком