Найти тему
Виктор Никитин

Лучшие риффы Кита Ричардса

Нет более грозного критика в современной музыке, чем Пит Таунсенд, гитарист группы The Who. Уж он-то точно в карман за словом не полезет. И он однажды заявил, в рок-музыке существовали только две классические рок-группы: его собственная и Rolling Stones. Он также с радостью согласился с тем, что его группа стоит на втором месте, отдавая дань уважения своим коллегам по цеху. Ключевая причина этого - здание риффов и мироощущения, созданное одним человеком, которым является Кит Ричардс. "Подобно древнему Риму рок-н-ролла, он, возможно, рушится в наши дни, но он все еще несокрушим и устойчив и остается вечно жизнеспособным". Красиво сказал Пит и с ним сложно не согласиться, хотя предвижу множество откликов критиков группы - кстати, и той и другой.
Несмотря на то, что вы, возможно, читали, Rolling Stones были построены не на сексе и наркотиках, а скорее на чистом рок-н-ролле; все остальное было второстепенным. Триумвират - Джонс-Ричардс-Джаггер- просто сформировался таким образом в силу неизбежности. Как группа, они были одержимы идеей освобождения, разрушая надуманные оковы консерватизма, в которых они выросли, и в большей степени их капитан, ведущий корабль в открытом море риффов, Кит Ричардс.

Гитарист теперь просто синоним рок‘н’ролла. Как и земля у нас под ногами, трудно вспомнить время, когда закаленный в боях гитарист группы не был частью структуры существования в той или иной форме, либо грохоча своей гитарой по радио, разрывая несколько дюймов колонки, либо комично отчитывая Элтона Джона. Однако чаще всего его можно представить с гитарой в руках, и ниже я приведу вам десять лучших рок-риффов гитариста - стрелка и снайпера.

Старый или молодой, Ричардс, скорее всего, уже записал саундтрек по крайней мере к одному из ваших самых запоминающихся треков благодаря своей сверхъестественной способности выбирать и исполнять некоторые из величайших риффов в мире классического рока всех времен. Такие риффы, от которых хочется бросить все ради гула генератора и размытых огней дискотеки, бросить свою работу на целый рабочий день и начать выступать круглосуточно по всей стране. Это вдохновение -его наследие, которым он гордится больше всего, а затем быстро объясняет, почему он и близко никого не подпускает из конкурентов.

Музыкант, родившийся в Дартфорде, вполне мог быть настолько британцем, насколько это возможно, с чванливостью кокни и саркастической улыбкой, и поджатой верхней губой (помните stiff upper lip?), снисходительно поглядывая на свое окружение сверху вниз, но он нашел свой музыкальный смысл по ту сторону "пруда", в заводях Американы. Как и многие подростки в 60-х, юный Ричардс поглощал все R & B пластинки, которые попадались ему на пути. Затем гитарист переосмыслил свою любовь к блюзу, смешав вдохновение таких музыкантов, как Мадди Уотерс, с мрачным мистицизмом Роберта Джонсона и энергией рок-н-ролльщика Чака Берри со своей собственной работой с гитарой. На самом деле, его страсть к корням всей этой музыки привела его к знакомству с Миком Джаггером.
Со страстью, основанной на настроении и овладении основами, Ричардс решил стать самым экономичным гитаристом на сцене. Может быть поэтому за это качество и стиль, его принимают за "неумеху"? Он избежал борьбы за звание “самого быстрого гитариста в мире”, отказавшись от конкуренции с такими виртуозами, как Эрик Клэптон и Джими Хендрикс, и вместо этого сосредоточился на создании энергии и мощи с помощью своих экшн-риффов. Это стремление избегать показухи и проникать прямо в суть хороших риффов, было скорее присуще ему, и он поддерживал его на протяжении немыслимого количества десятилетий.

“Я мастер риффов”, - написал Ричардс в своей автобиографии Life. “Единственная песня, которую я пропустил и которую сделал Мик Джаггер, была "Brown Sugar", и я снимаю перед ним шляпу. Тут он меня поймал. Я имею в виду, что я немного подправил в ней, но это были его слова и музыка”. Ричардс продолжает позже в книге: “эти важные, замечательные риффы, которые только что пришли, я не знаю откуда, откуда бы они ни пришли, они продолжают звучать и по сей день!”
“Это мое благословение свыше, и я никогда не смогу докопаться до их сути”, - добавляет он. “Когда вы слышите такой рифф, как "Jumpin‘ Jack Flash", вы испытываете огромное чувство восторга, порочного ликования. ‘Flash’ - это, по сути, "Satisfaction" наоборот. Почти все эти риффы тесно связаны. Но если бы кто-то сказал: ”Ты можешь снова сыграть только один из своих риффов", я бы сказал: "Хорошо, это будет "Flash"".

Хотя Ричардса никогда не будут считать самым опытным и лучшим гитаристом-виртуозом всех времен – превзойти Хендрикса и так сложно, – его следует считать одним из лучших создателей рок-н-ролльных риффов за всю историю. Фактически, он в значительной степени написал об этом книгу. Создать произведения, которые находят отклик на протяжении десятилетий, - немалый подвиг. И когда все сказано и все сделано, несомненно, именно непоколебимая энергия, которая все еще звучит в таких треках, как "Gimme Shelter", а не какая-то эгоистичная десятиминутная демонстрация мастерства гитариста, олицетворяет то, чем всегда был рок‘н’ролл. В этом отношении его вполне можно считать мастером своего дела.

10. ‘All Down the Line’

Эта восхитительная запись из альбома Stones "Exile on Main Street" может показаться, что все дело в слайд-гитаре Мика Тейлора, но на самом деле всю тяжелую работу выполняет рок-ритм Ричардса. Тейлор и Ричардс на короткое время объединились в волшебном партнерстве, и они прекрасно справились с этой структурой и оформлением песни.
Ричардс обеспечил основу, фундаментальную основу мелодии, а Тейлор выпустил на волю аккорды, от которых у вас мурашки бежали по спине. Это была постановка, в которой была представлена одна из лучших работ Stones. ‘All Down The Line’ заслуженно в этом списке. В других руках это не более чем песенка, но понимание Ричардсом дуэльных инструментов делает ее зажигательной.

9. ‘Can’t You Hear Me Knocking’

После ‘Wild Horses’ на Sticky Fingers всегда было сложной задачей создать что-то, что выделялось бы среди других, поскольку баллада сильно отличалась от фирменного звучания Rolling Stones. "Can't You Hear Me Knocking" один из любимых риффов Ричардса:

“На этой песне мои пальцы просто попали в нужное место, и я нашел несколько вещей в этой [пятиструнной, открытой G] настройке, о которых я никогда не подозревал. Думаю, я понял это еще тогда, когда записывал этот трек”.

Удача с этим треком продолжилась неожиданно, поскольку культовым финальным джем-сейшенам так и не суждено было быть записанными.

“А потом этот джем в конце – мы даже не знали, что они все еще записывают нас. Мы думали, что закончили, - продолжает Кит, - ”А они продолжали запись. Кто-то подсказал, ладно, приглушайте там – нет, подождите, еще немного, еще немного...” По сути, мы поняли, что у нас есть два музыкальных фрагмента: есть песня и есть джем".

К счастью, Ричардс принял в этом действенное участие и помог создать завораживающий вступительный рифф для "Can't You Hear Me Knocking", который войдет в анналы рока. Правда, он появился в студии случайно, что является доказательством того, насколько безупречно его предчувствие как гитариста.

8. ‘Honky Tonk Women’

Примечательным моментом в гитарной жизни Ричардса стал его переход на открытую настройку G; это в дальнейшем определило его звучание и превратило "Honky Tonk Women" в хрустящее ведерко восхитительности. Песня, в которой, казалось бы, ритм повторяется бесконечно, со всей развязностью и размахом туповатого ковбоя на танцполе, - это гарантированная жемчужина.
Об этом треке Ричардс сказал:

"Honky Tonk Women" - для нее идея пришла в Бразилии. Мик и я, Марианна Фейтфул и Анита Палленберг, которая в то время была беременна моим сыном. Что не помешало нам уехать в Мату-Грассо и жить на этом ранчо. Там одни ковбои, лошади и шпоры. И мы с Миком сидели на крыльце этого дома на ранчо, и я начал играть, по сути, дурачась со старой идеей Хэнка Уильямса. Потому что мы думали, что мы были как настоящие ковбои. Получилась "Honky Tonk Women.”

Он продолжил:

“Мы сидели у черта на куличках со всеми этими лошадьми, в месте, где, если спустить воду в туалете, все эти черные лягушки вылезают наружу. Это было здорово. Нашим девушкам это понравилось. Как бы то ни было, все началось с настоящего кантри-хонка, прикольной штуки. А потом, пару месяцев спустя, мы писали песни и записывались в студии. И каким-то образом, в результате какой-то метаморфозы, это внезапно превратилось в нечто болотистое, черное, блюзовое”.

Видно, как он с удовольствием рассказывает, как точно он уловил это глубокое южное рычание песни.

7. ‘Beast of Burden’

‘Beast of Burden’ - это не тот разухабистый Ричардс, к которому мы привыкли, но способность Кита создать "затуманенный, приглушенный рифф" и позволить ему стать фоном трека, а не заглушать его - урок, который могли бы использовать многие сегодняшние рок-звезды. Редко кто так делает сейчас. Сразу и не вспомнишь, кто еще так может. Командная работа воплощает мечту в жизнь, и здесь он с радостью позволил другим выйти на первый план. Его самоотверженность на этом фронте подчеркивается тем фактом, что это также одна из самых личных песен Ричардса:

“Те, кто говорят, что это, в частности, об одной женщине, они все неправильно понимают. Мы пытались писать для чуть более широкой аудитории, чем просто Анита Палленберг или Марианна Фейтфул. Хотя это не значит, что они не оказали никакого влияния”, - сказал он.

В заключение он добавил:

“Я имею в виду, что все, что рядом, то рядом! Я всегда чувствовал, что это одна из моих лучших соул-песен. Это было еще одно тесное сотрудничество между Миком и мной. Два влюбленных джентльмена извлекают друг из друга максимум пользы.

6. ‘Gimme Shelter’

Как правило, риффы Ричардса идут ровным курсом на протяжении всей песни. Однако, когда дело доходит до "Gimme Shelter", его работа становится столь же непредсказуемой, как и штормовое настроение, породившее эту песню, безусловно, одну из лучших у группы. Если у всех гитаристов есть своя собственная подпись, то здесь представлена подпись Ричардса, написанная курсивом "rage" (ярость).
Придумав этот рифф, он создает атмосферу целого мира. Задумчивая и плотная, песня описывает опасности нашего мира и в результате стала гимном контркультуры. В то время как блестящая постановка и исполнение могли бы превратить основной рифф Ричардса в кинематографическую мешанину звуков, но все равно это был порыв ветра, предвещавший бурю.
Кит говорит о своей работе так:

“Я написал "Gimme Shelter" в ненастный день, сидя в квартире Роберта Фрейзера на Маунт-стрит. Анита (Палленберг) в то время снималась неподалеку в фильме… Это был просто ужасный гребаный день, и на улице бушевала буря. Я сидел там, на Маунт-стрит, и над Лондоном бушевала невероятная буря, я такого не видел, так что я вошел в это настроение, просто выглядывая из окна комнаты Роберта и видел всех этих людей, у которых ветер вырывают зонтики из рук и которые бегут со всех ног в поисках убежища от дождя. И эта идея пришла мне в голову… Мои мысли бушевали в головах других людей, не в моих собственных. Это просто случилось в нужный момент. Просто все совпало”.

5. ‘Rocks Off

Первая песня с альбома "Exile" попала в этот список просто из-за отличного настроения, которое она обеспечивает. Это прото-панк в силу своей напряженной сущности и того факта, что Ричардс вкладывает в нее невероятную энергию. Возможно, это одна из песен, наиболее ассоциирующихся с группой, это трек, который мгновенно передает стиль Ричардса: простой и четкий.
В течение первых нескольких тактов вы не только понимаете, о чем этот трек, но затем он превращается в настоящий блицкриг, позволяющий группе развить его аранжировку. Эта идея, которая впоследствии была скопирована миллион раз, вдохновив легион новых групп.
Легенда гласит, что Ричардс заснул во время перезаписи гитарной партии, и звукорежиссер объявил, что на сегодня все. Того же звукорежиссера вытащили из постели в 5 утра, чтобы Ричардс проснулся и смог добавить свой гитарный трек для дальнейшего улучшения записи.

4. ‘Start Me Up’

Если бы существовал какой-то отдельный рифф, на который большинство людей могли бы указать как на один из собственных риффов Ричардса, это, несомненно, был бы вступительный рифф для "Start Me Up". Еще одно благословение от перехода Ричардса на open G tuning, это остается признаком безупречного слуха гитариста на мелодию. Вступительный рифф остается одним из самых знаковых в истории рок-н-ролла и, вероятно, останется таковым навсегда. Ричардс признался, что песня на самом деле является одним из его самых больших разочарований.

“Я был убежден, что эта песня в стиле регги. Все остальные были убеждены в этом. ”Это регги, чувак", - они говорили мне.
“Мы сделали так 45 дублей, - вспоминает Ричардс, - но потом, в перерыве, я просто сыграл этот гитарный рифф, даже особо не задумываясь об этом; мы сделали дубль, а затем вернулись к работе и сделали еще 15 дублей в стиле регги. Пять лет спустя Мик обнаружил этот рок-дубль в середине какой-то пленки и я понял, насколько он хорош”.

По этой причине песня остается занозой в заднице Ричардса:

“Тот факт, что я пропустил "Start Me Up" и в течение пяти лет не вспоминал о нем, является одним из моих самых больщих разочарований. Этот рифф просто вылетел у меня из головы. Но невозможно помнить обо всем - только это успокаивает”.

3. ‘Street Fighting Man’

Если и был один гитарист, готовый выступить против истеблишмента в 1968 году, то это был Кит Ричардс, и на Beggars Banquet он был обычным баламутом. "Street Fighting Man" показывает Кита в его самом грубом проявлении, передавая ощущение студента-бунтаря, о чем, собственно, и песня.

“Когда мы пришли в студию, мы просто не смогли воспроизвести звучание оригинального демо, которое я записал на кассету”, - признался Ричардс. “Мы прокрутили кассету через дополнительный динамик, и я подыгрывал ей на гитаре – мы просто вставили микрофон в акустическую систему и наложили его на дорожку с кассеты”.

В конце концов, после долгой возни с настройками, он признает, что даже он не знает, какой звук они взяли.

“Потому что я перепробовал восемь разных гитар, и какие из них были использованы в окончательной версии, я не могу сказать и сейчас”.

2. ‘Jumpin’ Jack Flash’

После заигрываний с психоделией Rolling Stones вернулись к року, нанеся сокрушительный удар под дых всем своим конкурентам властным риффом на "Jumpin‘ Jack Flash". Знаменитая песня, написанная о "садовнике Ричардса", является архетипической песней Stones.

“Мы не спали всю ночь [он и Джаггер]; небо только начинало сереть. Шел проливной дождь, если я правильно помню”, - пишет Ричардс. “Мы с Миком сидели там, и вдруг Мик встрепенулся. Он слышит какие-то громкие шаги, это тяжелое топотание за окном – хлюп, хлюп, хлюп. Он спросил. "Что это?" И я сказал: "Аа, это Джек. Это подпрыгивающий Джек ”."
“У нас была настроена моя гитара, и я начал дурачиться с этой фразой [поет] "Jumpin‘ Jack...", и вдруг Мик говорит ‘Flash’. Он только что проснулся и не сразу понял, что я пою. И вдруг у нас появилась эта замечательная фраза. Когда он проснулся совсем, мы записали все вместе”, - заключает он.

Мясистый, плотный и пропитанный соусом рифф Ричардса лучше всего звучит на том сингле 1968 года. Ричардс сказал о риффе: “он просто плавает там, в собственном соку”. Что тут скажешь?

1 ‘(I Can’t Get No) Satisfaction’

Кит Ричардс настолько талантлив что уверяет, что написал "Satisfaction’ во сне. Легенда гласит, что гитарист проснулся посреди ночи, записал убогую версию ставшего культовым риффа и снова заснул - есть запись, на которой Ричардс храпел в течение сорока минут, чтобы доказать что так оно и было.
Это фирменное звучание Ричардса, но, он по-прежнему считает, что его улучшил кто-то другой:

“Когда я писал песню, я не думал об этом конкретном риффе как о главном гитарном риффе. Все встало на свои места в RCA [студии звукозаписи в Лос-Анджелесе], когда Гибсон подарил мне одну из тех первых педалей с фуззом. На самом деле я думал об этой гитарной партии как о риффе для рожка. То, как в итоге это сделал Отис Реддинг, вероятно, ближе к моей первоначальной концепции песни. Это очевидный рифф”.

Он добавил:

“По крайней мере, Отис все сделал правильно. Так как я задумывал. Наша версия стала демо-версией для Отиса”.

Это смирение перед лицом магии - вот что обеспечило долговечность Stones. Ричардс лучше, чем любой другой музыкант, знает себя и то, что он собой представляет. Это оказалось бесценным качеством, и бесценное хранилище его риффов является ярким доказательством его мастерства.

=============

И как всегда спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.