Премьера фильма состоялась 20-го апреля 1954-го года.
Режиссер: Михаил Калатозов
Год выпуска: 1954
Страна: СССР
Производство: "Мосфильм"
Количество серий: 1
В главных ролях: Василий Меркурьев, Борис Чирков, Александр Борисов
Фильм посмотрело 30,9 миллиона зрителей.
Считается шедевром отечественного кинематографа и очень любим зрителями. Регулярно демонстрируется по телевидению. Имеет высокие оценки на основных ресурсах и положительные отзывы критиков.
Шеде́вр (фр. chef-d’œuvre, нем. Hauptwerk, Meisterwerk, Meisterstück — главный труд, основное произведение) — оценочная эстетическая категория, означающая принадлежность рассматриваемого предмета к некой высшей степени совершенства: уникальное, непревзойденное творение, непревзойдённое достижение искусства, мастерства. Шедеврами чаще всего называют произведения изобразительного искусства и архитектуры, реже — науки и техники.
Попросту говоря, шедевр это безупречно сделанное произведение искусства.
Теперь разберемся конкретно с этим фильмом. Наиболее интересным представляется, собственно, плавание на плоту по реке. Им и займемся, но сначала зафиксируем один классический ляп, сделанный по системе "тяп-ляп".
Животновод Саша Лапин приезжает в больницу к старинному другу, хирургу и профессору Чижову. Лапин занимается разведением породистых лошадей. Всех своих красавцев он приволок с собой в виде пачки фотографий. Чижов хочет похвастаться таким знаменитым другом и зовет коллег посмотреть фото.
Пачка фото пока еще у него в руке.
Вот он передает ее в руки коллег.
Буквально через пару секунд справа внизу в кадре появляется рука генерал-лейтенанта уже с фотографией. Телекинез точно.
Он весело продолжает движение к Чижову, определенно узнавая лошадь на фото. Откуда у него оно?
Налицо крайне небрежная съемка в очень простой сцене. Товарищу офицеру всего-то надо было подойти к толпе поближе и взять из пачки одно фото. Вместо этого он чешет к Лапину сразу с фотографией, которую ему опрометчиво дал кто-то из съемочной группы раньше времени. Лихо!
Теперь разбираем начало плавания.
Хирург Борис Чижов по кличке Чижик и животновод Сашка по прозвищу Кошачий барин решили обдурить академика Василия Нестратова по прозванию Индюк и посадить на плот, вместо каюты "люкс" на пароходе. Академика такой расклад не устроил. Он спускается на плот, чтобы забрать свой красный чемодан.
Чемодан взят в руку и Вася идет с ним к трапу.
Друзья спешат убрать трап, чтобы Индюк не слинял.
Следующий кадр вроде как должен показать, что Вася метнулся к убранному трапу, но мы с удивлением видим, как Вася опять наклоняется к чемодану. Он его еще не взял! Во дела!
А вот он уже второй раз идет с красным чемоданом. Первый раз с другой камеры не считается. Он тренировался.
И идет он почему-то не к маленьким воротам, куда удобно сунуть чемодан, а потом самому попытаться залезть, хоть это для него и непросто. Он идет куда-то назад и апеллирует к публике. Мол, помогите вещи на пароход забросить.
Плот, между тем, крайне удачно для Васи разворачивает. Залезай - не хочу. Но Вася вприпрыжку бежит на другую сторону плота, подальше от ворот и опять кого-то просит.
И, наконец, оборачиваясь и видя, что выход с плота открыт, вылезай с него, он чего-то ждет, ничего не предпринимая.
Сцена не такая уж и сложная. Пароход стоял у пристани. Плот привязан. Снимай на здоровье. Дабы парни успели убрать трап, надо было делать это быстрее или, сделать так, чтобы Вася замешкался. Например, споткнулся или, что еще лучше и правдоподобнее, его чемодан надо было забросить в палатку. Так он потерял бы больше времени и упустил возможность трусливо сбежать. Вместо этого мы видим неловкость друзей, а вот Вася с двух ракурсов, дважды поднимает чемодан и дважды его несет. Ужас. И плот так неудачно развернуло в ненужную с логической точки зрения сторону, хотя легко сделать так, чтобы он как раз отдалился от борта.
Налицо крайне неубедительная, с детскими ошибками снятая сцена, где не хватило фантазии грамотно расположить актеров на плоту и сделать их действия более логичными. Эх!
Теперь смотрим основную сцену на реке.
Друзья начинают петь песню.
Мимо проплыла лодочка, напомнившая об их детстве. Пока звучит песня, мы видим, что берега близко, река не очень широкая, а Вася сидит спереди по левую сторону от руля. Ощущение, что плот или стоит на месте или плывет, но палаткой, а не рулем вниз.
Проходит 15 секунд, за время которых пение не прерывалось, то есть не было временных промежутков. Плот плывет теперь точно вниз по течению и его быстро догоняет тот самый пароход "Ермак", с которого они и сошли на свой плот. За это время река стала раза в два шире, лодочка с ребятами пропала из виду, а Вася пересел по правую сторону от руля. Непоседа-академик.
Пока исполняется всего лишь один припев, пароход успевает почти сравняться с плотом, обходя его правым бортом. Сравнивая с предыдущим фото мы понимаем, что судно сделало резкий маневр и сместилось в центр реки. Когда только они успели так вырулить? Да и академик, сидевший в кресле справа от руля, снова оказался на другой стороне плота. Пошли, как говорится, косяки.
Следующий кадр показывает, что пароход и правда обходит плот правым бортом. Руль у плота впереди, палатка сзади, Вася машет кораблю с левой стороны, значит, плот от корабля справа. И видно, что они уже на одном уровне.
Вроде бы все логично, но, присмотревшись мы видим, что вода позади плота почему-то отдаляется. Такое впечатление, что его медленно тащат на буксире в обратном направлении.
Но и это еще не все. Слева внизу в кадр лезет неизвестная лодка, наверное та, про которую они поют. И, скорее всего, та, которая была до появления парохода.
Оператору только этого не хватало. Посторонний объект в кадре, да еще и между пароходом и плотом, чего быть не могло. Он просто не успел бы туда приплыть за те секунды, что пели припев песни. Бедный оператор старается уйти камерой вправо, чтобы лодку не стало видно и Вася очень удачно поднимает стопу, чтобы было удобно оставаться целиком в кадре, а посторонний объект можно было оттуда убрать, но тот тоже не лыком шит и упрямо движется в сторону плота, оставаясь на виду. Ясно, что сцену с появлением ностальгической лодки снимали дольше, а потом разделили на две части. Сначала нам показали конец этого отрезка, когда она уплыла от плота, а потом при монтаже в фильм сунули первую часть, ее приближение. Избежать этого кадра было нельзя, ведь там академик махал в сторону парохода.
Следующий кадр тоже непрост. Наташа и Катя стоят на борту парохода. Народу маловато. Сверху кто-то есть и все. На их палубе только лодка висит. Смотрим на воду и все понятно. Пароход стоит на месте. Скорее всего он пришвартован носом к пристани, а сзади виден берег, чтобы создать иллюзию реки. Получается, что пароход будто плывет прямо от берега? Ведь женщины стоят спиной к корме и весело смотрят вперед по ходу движения, хотя плот уже позади.
Дополнительно обращаем внимание на угол наблюдения за плотом. Ясно, что плот уже отстал далеко от парохода, хоть они и смотрят не туда.
Саша, кажется, увидел Наташу, а мы видим, что плот стоит на месте, а вода течет куда-то назад.
Вот он распрямился, а берег-то рядом. И плот никуда не плывет. Может бензин кончился?
Мельком снова показывают двух женщин на борту, а потом Саша окончательно расправил позвоночник. Все заняло секунды. Река за его спиной стремительно течет мимо. Они опять стоят на месте. Эх!
Берег таинственным образом умчался куда-то назад. Мы понимаем, что плот непростой. Это плот-телепортатор.
Теперь показывают движущийся пароход. Это дает нам много интересного. Люди на палубе появились. Наташа и Катя смотрят на плот не под таким острым углом. Плот явно поддал ходу и снова приблизился к пароходу, хотя тот быстро плыл по реке.
Ну и стоит отметить отдельно, как испарилась висевшая сзади пассажирок лодка. Как она там может теперь висеть, если это вообще другой борт парохода, а на этом месте лестница, а внизу вращается колесо? Лодку-то мы все-таки находим в кадре, только она висит не за спиной двух пассажирок, где нос корабля, а со стороны кормы. Пароход-трансформер.
Дальше становится еще загадочнее. Запахло Эдгаром По. Мистикой.
Саше показалось, что на борту Наташа и он отчаянно бросается к другой стороне плота, чтобы поближе посмотреть на пароход.
Но "не получается", как сказала бы Людмила Прокофьевна Калугина из "Служебного романа". Плот плыл рулем вперед. Пароход плот обогнал. Слева обогнал. С той стороны, где сидел и сидит Вася. И смотреть Наташу надо с той стороны, в какую смотрит сейчас Чижик, за спину Васе.
Ну или пароход неожиданно сдал назад, чтобы послушать уже закончившуюся песню. Или, чтобы посмотреть на самих певцов и на повара, который только что жестко пересолил суп.
Следующий кадр еще чуднее. Все-таки сдал пароход "Ермак" назад. Опять плывет мимо плота. Странно, что Саша бежал к палатке на прошлом кадре. Надо было идти к Васе и смотреть оттуда. Совсем они нас запутали.
Кстати, видно, что плот опять стоит на месте. Вода течет, а плот, да и берег с той стороны, совсем не движутся. Устали парни грести.
Ну и надо отметить резкое изменение ландшафта. С той стороны берега уже горы. Во как! Пока песню пели, до гор доплыли. Или до высоких холмов. Не к добру это.
Саша взял гитару и не спеша пошел к рулю плота. Хоть теперь диспозиция правильная. Пока он шел с музыкальным инструментом наперевес, "Ермак" весело умотал вперед. Понятно, что он шустрый по сравнению с плотом, который вообще стоит на месте.
Снова нам показывают Наташу и Катю, те прекрасные кадры, что были сняты на стоящем на месте пароходе.
Наташа бежит к корме, ведь пароход "Ермак" уже второй раз подряд обгоняет упрямый, никуда не плывущий плот. Хотя мы видим лестницу наверх и знаем с общего плана, что это как раз нос парохода. Там и холмистый берег виден хорошо. Мда...
И дама какая-то у перил стоит. До конца забега осталось с десяток метров.
Саша продолжает петь лирическую песню, которую Наташа узнала, несмотря на то, что даже с такого не гигантского расстояния при шуме движущегося колеса услышать в принципе ничего невозможно. Ладно, будем считать, что колесо в этот момент замешкалось и отдельные ноты были пропеты в относительной тишине, что и позволило угадать мелодию, совсем как в телепередаче.
Так вот, Саша стоит спиной к палатке на корме, но смотрит он почему-то не в сторону парохода, который должен быть там, куда указывает гриф гитары, а в обратную сторону.
Тут только один вариант. Саша в волнении отвернулся от парохода. Ему было неприятно играть и петь, пока молотит движущееся колесо.
Наташа бежит к корме. На этот раз это и правда будет корма, да и пароход действительно плывет, а не стоит. Лестница наверх таинственно испаряется, зато на ее месте появляется знакомая лодка, висящая за бортом. Эх!
Наташа прибегает на корму. Другая женщина, которая только что там стояла, попросту испарилась. Ну правильно, снимали-то в другое время, в другом месте, да и пароход тогда стоял, а все действия были на противоположном борту.
С этой веселой сценой все.
Ну что тут скажешь. Все ясно. Натянули сову на глобус. Сцена сложная, съемки на реке парохода и плота, причем пароход гнал как угорелый, а плот еле плыл или вообще стоял на месте. А главное, о чем никто не знает и я не знал, пока не взялся. Трудно успеть спеть две песни, пока пароход обгоняет плот. И их должно быть минимум две. Первая веселая, которая по сюжету привела троих друзей в клуб речников, куда их и позвали, вдохновившись их мастерством пения на реке. Другая, Сашина о любви нужна была, чтобы Наташа ее услышала. Вот и получается, что пароход должен обгонять плот минимум 5-6 минут за время пения пусть и неполного двух песен. Плюс разговоры между ними. Правда, на самом деле, "Ермаку" хватило бы и двух минут, чтобы мимо проскочить.
Кроме того, конструкция парохода, его допотопная колесная тяга, явно не способствовала прослушиванию чужих музыкальных номеров. Шум от колеса стоит такой, что можно свой собственный голос не услышать.
Конечно создатели фильма прибегали к разным уловкам для того, чтобы снять эту сцену как-то реально, но сделали это слабенько. Путали все время диспозицию актеров, парохода, плота, берегов. Путали даже борта, им не удавалось скрыть от внимательного зрителя, что плот или пароход вообще стоят на месте. Часто показывали воду, как ориентир для нас. Выглядело это все неважнецки.
Лучше было бы со всех точек зрения, если бы пароход обогнал плот, встал у какой-нибудь пристани, а потом плот медленно проплыл мимо причалившего парохода и парни без труда спели бы две свои песни. Шум не мешает, плот идет медленно и с нужной стороны. Пароход вертеть не надо, пассажиров переставлять не надо, двумя разными реками жонглировать не надо. И сняли бы все это быстрее и дешевле. И при старании не менее эффектно.
Теперь еще один логический ляп на реке.
Трое друзей побывали в Осокино, где живет и работает Наташа. Борис сделал Кате операцию и они ушли вниз по реке.
Плот налетел на небольшой каменистый остров. Пока друзья разевали рты, он уплыл от них.
Наташа из Осокино на катере мчится вниз по реке искать плот. Попадает на пристань.
На этой самой пристани она узнает, что плот найден. Нам показывают катер, который его притащил и сам плот.
Теперь вопрос знатокам. Где эта пристань находится? Понятно, что ниже Осокино по реке. Но где по отношению к острову, на котором в тот момент куковали три Робинзона? Если пристань ниже острова, то Наташа, двигаясь на катере, увидела бы верных друзей. Если пристань выше, а остров ниже по течению, тогда друзья увидели бы катер, который тянул бы их плот вверх к пристани. Да и те, кто перегоняли плот мимо острова, не могли бы не заметить на этой мели троих полуголых людей. Ночью тоже никто бы не погнал этот плот, да и мы видим, что дело было днем. Единственный вариант, если бы Наташа добралась до пристани по берегу, но нам показали, что по воде, да и глупо искать пропавших на реке не речным транспортом. В общем, логическая ошибка. Такого не могло быть.
И как это всегда бывает, в процессе был найден еще один ляп из разряда логических, который бросался в глаза, но при этом оставался незамеченным.
Снова тут замешан остров.
Друзья плыли по реке, спорили и проморгали момент, когда плот налетел на остров. Краем он наехал прямо на каменистый берег в узкой части острова и никак не хотел сниматься с этой мели.
В поисках подходящего кола, чтобы столкнуть плот с мели, друзья поперлись на другую часть острова. Пароход, который плыл мимо, поднял волну и плот сам снялся с мели.
Друзья бросились за плотом, но он уплыл. Меня никогда не удивлял этот момент, хотя что-то нелепее трудно представить. Плот уплыл обратно туда, откуда приплыл! То есть пошел вверх по течению! Сорвись он с мели и плыви мимо острова вниз, он так и так прошел бы мимо друзей и был бы ими замечен. Но плот по сценарию надо было дружно проворонить. Обязательно. Вот он и умотал в обратную сторону, подальше от своих хозяев. Чудо невиданное.
Еще из мелкого, но нереального. Оказавшись на острове, друзья говорят, что можно переплыть на берег, но до ближайшего населенного пункта километров 40. Когда они успели так далеко отплыть от Осокино? 40 км при скорости плота километра 2 в час это почти сутки плавания. Неужели они сутки молчали, а потом начали спорить про побег Нестратова из Осокино? Ясно же, что спор начался почти сразу, после отплытия и во время спора было столкновение с мелью.
Еще момент, когда на барже Нестратов говорит, что они не ели 40 часов. Опять 40. То есть, нас хотят убедить, что друзья сидели на острове около 1,5 суток и за это время на такой оживленной судоходной реки никто мимо не проплыл? Нереально.
Ну и еще любопытный момент. Увидев баржу, друзья бросаются в воду. А мы видим, как баржа движется сама и, скорее всего, по течению, а не вверх по реке. А вот катер, который ее должен был тянуть, почему-то стоял на месте и расстояние между ними стремительно сокращалось. Странно.
Еще интересно, что остров, с которого они поплыли к барже, перестал быть каменистым. Превратился в песчаную косу. Трансформация. Опять нас обдурили.
Баржа какое-то время двигалась. Когда парень играл на балалайке, движение, пусть и минимальное было. Скорее всего за счет течения.
Со всех остальных ракурсов баржа просто стояла у пристани. Никто больше не напрягался изображать плавание вверх по течению.
Три товарища не успели даже толком поесть, а тихоходная баржа уже прибыла в Осокино. Вот вам и 40 километров шутя проплыли минут за 15. Эх!
Казалось бы хватит уже ляпов на реке, но их вылезает такое невероятное количество, что мимо пройти нельзя.
В ночь перед остановкой в Осокино плот как-то подозрительно шустро плывет вниз по реке, как будто его тянут подводным канатом. Или, что проще, пленку крутят побыстрее. Ну, хоть рулем вперед плывут, как положено.
Утром плот резко сбавляет скорость и еле движется. Теперь руль сзади. Очень удобно палаткой таранить пристани. Река тут очень узкая.
Верные друзья просыпаются и спорят насчет ботинок Чижика. Река по-прежнему узкая. Сам плот якобы плывет, а на самом деле стоит на месте у одного берега и хорошо виден противоположный.
И тут же показывают реку. Она разлилась за одну секунду и стала шире раза в три. Снимали-то фильм то на Оке в Тарусе, то в низовьях Дона. Вот и было жонглирование реками. О том, что узкая река вдруг расползалась за мгновения вширь, никто и не думал. Не говоря уже о том, что потом река снова станет узкой, когда появится остров. И так сойдет.
К сожалению, и этот ляп на реке не был последним. Нашелся еще один. Возвращаемся на пристань к началу плавания на плоту.
Три товарища (как у Ремарка) идут на пароход. По расположению лестницы на второй палубе мы понимаем. что нос слева, а корма справа. Наклон у лестницы как раз по ходу движения. Вход на пароход ближе к носу.
Они заходят внутрь и Вася совершенно правильно показывает, что нос с каютой "люкс" слева.
Но друзья намерены его обдурить и говорят, что "люкс" на корме и ведут его вправо.
Пройдя десяток шагов они выходят на противоположную палубу и тут же идут... назад, куда Вася и показал, на нос. Только теперь они идут снаружи.
Пройдя тот же десяток шагов, чтобы фактически оказаться напротив входа на пароход, только с другой стороны, они внезапно оказываются уже на краю парохода, да еще и на корме, а не на носу. Здорово нас запутали.
Подводя итог разбору ляпов при съемках, мы понимаем, что фильм можно было сделать лучше, просто более профессионально выполняя свою работу. Запоминать, фиксировать на бумаге расположение объектов, четко и логично расставлять людей в кадре. Первый ляп с фотографиями лошадей вообще верх разгильдяйства. У пристани снимали - опростоволосились. А вот съемки на самой реке сложны невероятно, но можно было тут постараться, раз задача трудная. Не постарались. Некоторые из ляпов просто логические. Тут и в самом сценарии проблема и съемки непонятные и невнятные.
В целом, выходит, что хороший и интересный фильм сняли не так качественно, как мы думали. Расчет был на быструю смену кадров и невнимательность зрителя. И уж конечно никто не предполагал, что когда-нибудь разные дотошные бездельники смогут чисто технически делать стоп-кадры и мастерить с них скриншоты, чтобы потом разбирать работу гениев. На этом все.
Спасибо за внимание. Ставьте лайки, если понравилось.
Читайте также:
Разбираем шедевры. "Москва слезам не верит"