Найти в Дзене

Разбираем шедевры. "Москва слезам не верит"

Оглавление
"Москва слезам не верит"
"Москва слезам не верит"

Премьера фильма состоялась 11-го февраля 1980-го года.

Режиссер: Владимир Меньшов

Год выпуска: 1979

Страна: СССР

Производство: "Мосфильм"

Количество серий: 2

В главных ролях: Вера Алентова, Алексей Баталов, Ирина Муравьёва, Александр Фатюшин, Раиса Рязанова, Борис Сморчков

Фильм посмотрело 84,5 миллиона зрителей. В 1980-м году картина удостоилась премии "Оскар" Американской киноакадемии как лучший иностранный фильм.

Считается шедевром отечественного и мирового кинематографа и очень любим зрителями. Регулярно демонстрируется по телевидению.

Обычный зритель, как правило не слишком внимательно смотрит фильм и не разбирает его подробно, как это делает критик. Именно поэтому то, что хорошо встречено публикой, не всегда соответствует определению "шедевр".

Шеде́вр (фр. chef-d’œuvre, нем. Hauptwerk, Meisterwerk, Meisterstück — главный труд, основное произведение) — оценочная эстетическая категория, означающая принадлежность рассматриваемого предмета к некой высшей степени совершенства: уникальное, непревзойденное творение, непревзойдённое достижение искусства, мастерства. Шедеврами чаще всего называют произведения изобразительного искусства и архитектуры, реже — науки и техники.

Попросту говоря, шедевр это безупречно сделанное произведение искусства.

Теперь разберемся конкретно с этим фильмом. В нем две серии, спорных моментов более чем достаточно, так что займемся только отдельными фрагментами.

Конечно все самое интересное происходит во второй серии.

Эпизод №1 Знакомство с Гошей

Катерина едет вечером с дачи Антонины на электричке. Катина машина в ремонте, у нее стучит карданный вал, поэтому она едет только общественным транспортом.

Сидит Катя ближе к концу вагона у окна, спиной по направлению движения поезда. В темноте иногда мелькают огни, дающие нам возможность сориентироваться.

В электричке
В электричке

Почти сразу раздается шум. Появляется Он. Тот самый, в грязных ботинках и замызганных брюках. Георгий Иваныч. Зная содержание фильма, мы в курсе, что Георгий Иваныч едет в Москву до конечной. До Курского вокзала. Туда едет и бабуля, чей самовар он так любезно согласился дотащить до ее родственников, которые, очевидно ее встретят на вокзале.

Что же мы видим? Георгий Иваныч, зайдя в вагон с тяжеленным самоваром, зачем-то идет в обратную сторону движению поезда, двигаясь через весь вагон. Казалось бы, что мешало ему притулиться на первом же сиденье? Ничего. Свободных мест полно, садись, не тащи тяжесть далеко. Нет, он упрямо идет, пыжась на ходу. Может он углядел Катю и хочет сесть именно к ней? Тоже нет. Из-за самовара ему не видно, кто сидит в другой части вагона.

Он произносит странную фразу.

"Все, дальше не иду".

Как будто бабушка просила его идти как можно дальше.

Несет самовар
Несет самовар

Далее наш герой ставит самовар на сиденье, а сам весело устраивается через проход, поближе к одетой в деревенском стиле Кате.

Быстро оценив женщину, он решает кадрить ее, причем оригинальным способом. Сует ей под нос свои грязные ботинки и такие же брючины.

Грязнуля.
Грязнуля.

Гоша наплел Кате всякой ерунды, признался, что пьющий и нахально попытался перейти сразу на "ты". Кате это не понравилось, да и выходить пора. Приехали.

Она быстро уходит, за ней идут другие пассажиры,

Георгий Иваныч хватает самовар. Теперь у него задача сбагрить антиквариат встречающим родственникам бабули и догнать Катю.

Пора бежать.
Пора бежать.

Задача невыполнимая. Даже десяток идущих между Катей и Гошей пассажиров сделают это невозможным. Плюс пассажиры с других вагонов будут вклиниваться и еще больше отдалять Гошу от Кати.

К особенностям Курского вокзала можно отнести тот факт, что платформы там не упираются в здание, а идут параллельно ему. То есть. выходящий пассажир не идет к вокзалу общей толпой, а двигается к ближайшему тоннелю и по нему попадает в здание вокзала.

Катя, имея фору и не имея самовара под мышкой и плетущейся сзади бабушки, конечно первой пришла в здание, вышла из него и пошла к остановке автобуса. Гоша, безнадежно отставая, нашел на вокзале родственников бабушки, отдал им самовар и пошел в метро. На этом все. Так было бы в реальности.

В фильме все по-другому. Катя выходит из здания вокзала и сразу ей наперерез выскакивает такси, где уже сидит Гоша. Как он сбросил самовар, отделался от бабушки, оббежал здание вокзала и наняв такси так ловко перегнал Катю, история умалчивает. Реализма тут нет. Придумали эффектный ход, но не подумали о правдоподобности этого эпизода.

Перегнал.
Перегнал.

Итог: неправдоподобно, нелогично, непродуманно.

Эпизод №2 С работы домой

Катя после работы забегает в универсам. Машина по-прежнему в ремонте, свадеб и юбилеев не предвидится, так что надо купить что-то не слишком тяжелое и объемное, чтобы было реально дотащить до дома пешком.

И что же мы видим? Все наоборот.

Большая тележка набита битком.

Затаривается.
Затаривается.

Присмотревшись и приблизив кадр поближе мы видим 8 банок в тележке.

Четыре стоят, причем одна из них, еле видна, ее крышка чуть-чуть торчит слева из-за стоящей в центре банки. Еще четыре банки лежат на боку. Девятую банку с горошком Катя кладет в тележку на наших глазах. Девять! И все не майонезные, а довольно большие. Тут и мужик надорвется нести.

Кроме этого в той же тележке полно каких-то пачек и упаковок.

Еще добавляет.
Еще добавляет.

Кате этого мало. Еще она добавляет в закрома кусок колбасы граммов на 800 веса.

Колбаса.
Колбаса.

Но и этого маловато для семьи из двух человек. В тележку отправляется еще и бутылка минеральной. Как Катя попрет это все на себе без машины? Узнаем ли мы эту тайну?

Попьем дома минералку.
Попьем дома минералку.

Конечно узнаем. Прямо сейчас.

Следующий кадр вводит в ступор. Катя вполне себе уверенно движется к своему дому. Магазина сзади не видно, да и не принято было тогда в спальных районах размещать универсамы прямо во дворах. Как же она проделала такой долгий путь с таким весом?

Да все просто. Сумки стали легче. Все до одной банки таинственным образом испарились. Мы видим относительно легкую сумку, не очень тяжелую авоську с луком и еще какой-то ерундой и бумажный пакет, взятый в охапку.

Полегчало.
Полегчало.

Потому и идет она не согнувшись, а вполне прямо.

Встречают.
Встречают.

Георгий Иваныч благородно принимает груз. Для того, чтобы его нести, усилий много не надо. Даже пальцы от веса не оттопырились у грузчика. А пакет вообще почти воздушный.

Мало купила на троих.
Мало купила на троих.

Но дальше становится еще загадочнее. При входе в квартиру обнаруживаются посторонние продукты в авоське. Их не было в универсаме, не было и в самой авоське возле дома. Они нарисовались уже в квартире.

Чудеса!

А самое главное, они очень приметные и если хотели, чтобы ляп был особенно хорошо заметен, лучшего чем оранжевый фрукт не найти. Точно идентифицировать это не удалось. Варианта два. Или это крупные мандарины или помидоры оранжевого цвета.

Для мандаринов они слишком разные по размеру, хотя такое бывает. Для помидоров слишком оранжевые, да и не суют помидоры в самый низ, их можно раздавить. Я все-таки склоняюсь к тому, что это помидоры.

Все это оказалось вперемешку с луком, плюс еще консервная банка. Откуда она взялась?

Принес кормилец.
Принес кормилец.

Александра с легкостью принимает эту поклажу, из чего мы делаем вывод, что дотащить такое из магазина мог не только штангист, но и любая, даже слабосильная девушка.

Прими груз.
Прими груз.

Что тут скажешь? Налицо съемка в три приема с большими перерывами. У съемочной группы не могло быть столько склерозников в составе. Или могло? Почему же никто не запомнил, что было куплено в магазине? Зачем Кате нужно было набирать эти банки, именно когда машина в ремонте? Почему все испарилось у дома и откуда взялись оранжевые мандарины/помидоры?

Итог: полная несогласованность сцен, логические нестыковки.

Эпизод №3 Пикник

Данный фрагмент фильма можно условно разделить на две части. Шашлык и презентация Гоши.

Гоша пригласил Катю и Сашу на пикник. Как мастер на все руки он готовит шашлык к жарке.

Насадил.
Насадил.

Насадив мясо, лук и помидоры на шампуры он несет эту красоту своему приятелю. Осталось только прожарить.

Принес.
Принес.

Дело сделано. Начинается раздача. И что мы видим? Лук и помидоры таинственным образом исчезают. Это просто мясо на шампуре.

Раздача.
Раздача.

Опять сцену снимали в два приема и в разное время. Первый раз отсняли с овощами, скушали шашлык и поднатужившись, отрешившись от всего, забыли про лук и помидоры.

Через какое-то время, снова стали снимать эту сцену, снова стали жарить шашлык, но овощей на этот раз не было, раздали героям то, что было. Вот и нарисовался классический склерозный ляп.

Получите.
Получите.

Следующая часть это презентация Гоши. Его друг, по предварительному сговору нахально врет, что у Георгия Иваныча сегодня день рождения. И начинает рассказывать о нем. Что мы слышим? Если тезисно.

1. Удивительной скромности человек.

2. Золотые руки.

3. Слесарь с большой буквы "С".

4. В прошлом году аппендикс вырезали.

5. Диссертация человека в кепке на 70% благодаря Гоше.

Двинул речь.
Двинул речь.

Чуть позже Гоша признается, что все это был спектакль. День рождения липовый. Ему, мол, неудобно себя нахваливать, а тут им так квалифицированно, красиво все объяснили.

Да, кое-что рассказали, но разве все объяснили? А как же:

Возраст Гоши.

Адрес Гоши.

Точный адрес работы Гоши.

Наличие детей.

Фамилия Гоши.

Выходит, что товарищ как-то неловко и однобоко пробубнил что-то про аппендицит и золотые руки, да и все. Когда Гошу стали искать, данных для поиска почти не было. Им ничего квалифицированно не рассказали про него.

Ситуация не относится к ляпам, скорее это сценарная странность, когда надо было что-то сказать, но так, чтобы потом было трудно искать беглеца.

Резюмируя все вышеизложенное, а также принимая во внимание, что разобрана только малая часть нестыковок и ляпов, выносится вердикт. Фильм, мягко говоря, снят очень небрежно. В самых простых ситуациях, когда надо было отслеживать реквизит, переходящий из кадра в кадр, когда надо было доработать сценарные промахи, чтобы показанное не выглядело фантастикой, этого никто не сделал. Шедевры так тяп-ляп не снимают. Фильм конечно любим зрителями, получил "Оскара" (скорее всего по соображениям политкорректности и из-за популярной темы феминизма), но сделан, увы, с целым ворохом ошибок. Как-то так.

Спасибо за внимание. Ставьте лайки, если понравилось.

Читайте также:

Разбираем шедевры. "Верные друзья"