Найти тему
Блог Рязаночки

"Узоры ткачества" из "Юного техника" 1972 года

Многие думают, что в советские времена в журналах ничего не писали о ручном ткачестве. Писали, но очень мало. Все больше вязание да шитье.

В некоторых старых деревенских домах и сейчас еще можно
увидеть нарядные узорные полотенца, которыми крестьяне украшают стены, «красный угол», зеркала, портреты. Ткаными узорами отделывали женские передники, подолы и рукава рубах, сарафаны, юбки. Особенно нарядную одежду надевали деревенские женщины на покос или весной на первый выгон скота.
В такие дни зеленые луга словно расцветали ослепительно переливающимися красками узоров.

Узорчатыми полотенцами в старину невеста одаривала жениха на свадьбе, на таком же богатом полотенце подносили хлеб-соль почетным гостям. Не менее
нарядными были и скатерти, которыми покрывали стол в празд-
Все эти вещи, как правило, ткали сами женщины на деревянных самодельных — станках. Искусству узорного ткачества обучались с детства, навыки передавались из поколения в поколение.

Если вас заинтересует узорное ткачество, сделайте маленький настольный станочек, изображенный на рисунке.

-2

Валик 1, называемый навоем, служит для навивки на него нитей основы, валик 2 — для навивки готовой ткани. Оба валика установлены в боковинах станка и снабжены храповиками З и 4 с собачками.

Все нити основы между валиками 1 и 2 должны быть продеты в отверстия-глазки ремизок 5 и 6. Глазки образуются из нитяных петель, вдетых друг в друга. Нити для петель — катушечные № 10 или корд— тонкий
шнурок. После ремизок нити основы должны быть пробраны в
гребень 7 (его называют бердо), вставленный в раму, которая называется батаном. Бердо проще всего изготовить из отрезков сталистой проволоки, укрепленных в батане на расстоянии 2 мм друг от друга. Батан крепится к боковинам свободно и поэтому может двигаться вперед и назад.

-3

Ремизки скреплены между собой сверху и снизу тесьмой, перекинутой через валики 8 и 9. В одну ремизку пробираются четные нити основы, в другую --
нечетные. При тканье одна резмизка поднимается, другая опускается. При этом половина нитей основы тоже поднимается, другая опускается. Между под-
нятыми и опущенными нитями образуется зев. Батан при этом откинут к ремизкам. Через зев прокидывается челнок с уточной нитью. Затем эта нить прибивается батаном к краю ткани. Перед прокидкой следующей уточной
нити положение ремизок меняется, а батан вновь откидывается к ремизкам
Когда наработанная ткань будет мешать движению батана, отпустите обе собачки, удерживающие храповики, намотайте готовую ткань на валик, оставив
лишь небольшую её часть, закрепите сначала заднюю собачку, натяните основу и потом закрепите переднюю собачку. Теперь можно работать снова.
Валики 10 и 11 — вспомогательные. Через первый проходит основа, сходя с навоя, а через второй — готовая ткань, прежде чем попасть на вал 2.
Челнок — узкая линейка чуть покороче ширины станка концами, вырезанными ласточкиным хвостом. Нить утка наматывается во всю длину челнока во
много оборотов до отказа. Челноков нужно иметь несколько, по числу применяемых цветов утка.

-4

Этот станок напоминает ткацкий станок для детского творчества. Такие станки я никогда не видела в рязанских магазинах в 1980-е годы.

-5

Успех вашей работы во многом будет зависеть от правильной
подготовки к ней. Прежде всего нужно насновать основу — для нее подойдет катушечная нить № 30, 20 или 10, можно взять и нитки крошё. Сделайте из дерева сновальную раму — она показана на рисунке. Нить завязывается узлом на первом колышке, обходит соседний колышек, ведется к другой стороне доски, обводится вокруг колышка, затем снова в обратную сторону. Так доходим до последних двух колышков, стоящих рядом, делаем вокруг них восьмерку, ведем нить обратно до первых двух колышков и в конце тоже делаем восьмерку. Так мы насновали две нити основы. Продолжаем в том же порядке, пока не наснуем нужное число нитей. После этого закрепляем последнюю нить там же, где была закреплена первая. Кончив сновку, вдеваем в восьмерки толстый шнур и завязываем с обеих сторон узлом. Теперь можно осторожно снять основу с колышков и, чтобы не спутались нити, сразу же сделать из нее косу (так, как вяжут крючком петли «веревочки», но только руками).
В таком виде основу можно хранить долго.

-6

Навивать основу на валик-навой лучше всего вдвоем, а при
недостаточном опыте даже втроем. Один держит косу, постепенно отпускает ее, равномерно натягивая основу, второй вращает валик, наматывая на него основу, третий держит редкий гребень-полубердо шириной с навой.

Еще до начала навивки нити должны быть разобраны по порядку. Для этого замените шнуры, проложенные в восьмерки, двумя тонкими отполированными
лучинками. Основа должна быть туго натянута, тогда нити легко разберутся. Разделите их на пучки, каждый из них проденьте через зуб полуберда, распределяя основу равномерно по ширине. Потом петельки каждого пучка наденьте на тонкий металлический пруток, который закрепите на навое двумя очень маленькими гвоздиками — пруток должен поддерживаться ими с одной
стороны. Только после этого можно начинать навивку. Навивать нужно очень медленно, стараясь, чтобы нити ложились на навой строго перпендикулярно
ему, ровно, без бугров.

После этого уже пробирайте нити сначала в ремизки, потом в бердо. Делается это крючком типа вязального, но`крупнее его, с остро направленной бородкой.
Проборка ведется чаще всего (продолжение на скане страницы)

-7

Журнал "Юный техник". Апрель, 1973 год.

-8

Все равно недостаточно картин. Чертеж станка есть, но все равно не совсем понятно, как сновать и начать ткать. Мало кто видел, как ткали на станках.

Ермолин Рем Николаевич (Россия, 1926 - 2004) «У старого станка» 1983
Ермолин Рем Николаевич (Россия, 1926 - 2004) «У старого станка» 1983

Все равно не ткали в городских квартирах, только в деревнях и то ткали половики из старой одежды.

Раньше ещё опубликовала статью из другого журнала "Юный техник - для умелых рук" за февраль 1984 года.