Предыдущая часть:
Как мы уже установили, Гулынки было родовым селом той ветви Вердеревских, к которой принадлежит Татьяна Анатольевна Тарасова. Там в 18 веке у Вердеревских была усадьба, помещичий дом, там проживала семья. Там жил и похоронен прямой предок Татьяны Анатольевны в 9 колене - Пётр Казьмич Вердеревский. Впоследствии Гулынки перешли к его внучке Александре Ивановне, в замужестве Головниной. То есть в боковую для Татьяны Анатольевны ветвь.
Сейчас в Гулынках нет следов усадьбы. Дольше всего сохраняются деревья, но это надо глядеть на месте, а не через интернетные фотографии. Сохранились здания школы и больницы, построенные владельцем Гулынок Александром Васильевичем Головниным, министром народного просвещения в эпоху "великих реформ", сыном вице-адмирала. Он, как и Татьяна Анатольевна, потомок Петра Казьмича Вердеревского - в 5 колене, но по другой ветви. А так это обычное русское село в Старожиловском районе Рязанской области, ранее входившее в Соболевскую волость Пронского уезда.
Интересна история церквей в Гулынках, которым Вердеревские владели как минимум с середины 16 века.
В первый раз тамошняя церковь упоминается в писцовых книгах 1628 года.
"За стольником Игнатием, Глебовым сыном, Вердеревским старая его вотчина полсела Гулынок на речке на Истье..., да в селе Гулынках на вотчинной на общей земле церковь Собора Пресвятой Богородицы деревянная..."
Игнатий Глебович Вердеревский - прямой предок Татьяны Анатольевны Тарасовой в 11 колене.
Престольный праздник 8 января н.с. В этот день чествуются все близкие Девы Марии. Посвящение Собору Пресвятой Богородицы - очень редкое. Скажем, сегодня из почти 45000 российских церквей такое посвящение имеют лишь 29. Возможно, Вердеревские выбрали такое редкое посвящение, чтобы подчеркнуть особую роль княжны Анастасии Ивановны Рязанской в истории их рода. Ведь именно благодаря женитьбе Салахмира на княжне и возникла фамилия Вердеревских.
Но затем ситуация кардинально меняется. Старая деревянная Богородичная церковь обветшала и Вердеревские в 17 веке (вероятно, при Казьме Игнатьевиче - прямом предке Татьяны Анатольевны в 10 колене) построили новую церковь, посвятив её ...Варлааму Хутынскому. По 1-й ревизии (октябрь 1720 года) по сказке старосты Григория Максимова за сержантом ЛГ Семёновского полка Петром Кузьмичом Вердеревским в селе Гулынках имелся помещичий двор в приходе церкви Варлама Хутынского.
Это также весьма неожиданное посвящение. Варлаам Хутынский - знаменитый новгородский святой. Он очень популярен на Севере: в псковских, новгородских, карельских, вологодских, архангельских краях. В средней полосе храмы ему не посвящали. В Рязанских местах не было больше ни одного храма, посвящённого Варлааму Хутынскому. Как говорится, "не плачут в Рязани по псковскому недороду". В Москве сегодня существует 3 придела Варлаама Хутынского, церкви ни одной. А всего в России преподобному Варлааму посвящено 41 церковь и часовня - менее 0,1%.
Отсюда понятно, что это посвящение было для Вердеревских не случайным. Свидетельств не осталось, но я могу высказать гипотезу, почему преподобный Варлаам пришёл в Гулынки Вердеевских.
И здесь надо вспомнить Семёна Фёдоровича Вердеревского, прямого предка Татьяны Анатольевны в 15 колене. В 1530-х годах он служил полковым воеводой в Рязани, затем в Пронске (Гулынки Пронского уезда), затем в Ряжске.
В 1522 году Василий III пожаловал Семёну Фёдоровичу Вердеревскому вотчину в Рязанском уезде и подтвердил жалованные грамоты, данные прежде Вердеревским. Думается, это пожалование произошло не случайно. Ведь годом раньше, в 1521 году Рязань сыграла выдающуюся, ключевую роль в истории Великого Княжества Московского.
В июне 1521 года крымский хан Мехмет-Гирей выступил в поход на Русь. 28 июня татары перешли Оку. Татары сбили заслон из русских войск под Серпуховом и, к собственному изумлению, вышли на прямую дорогу на Москву. Между ними и столицей никаких полков не было. Такой прорыв в глубинные, незащищённые русские территории случился впервые за последнюю сотню лет.
Население в панике бежало. Василий III перед лицом опасности проявил малодушие. Он бросил Москву, оставив оборонять ее своего шурина Петра. Сам Василий III бежал в Микулино под Волоколамск.
Москву оборонять было некому. Ужас и страх перед врагом были по всей Руси. Мехмет-Гирей же действовал стремительно. Татары сожгли Угрешский монастырь, посады Каширы и Коломны, дошли до знаменитого подмосковного села Воробьёва.
Василий III не видел иного выхода, как полная капитуляция. Он выдал Мехмет-Гирею кабальную грамоту, в которой обязывался быть данником татарам, какими были его предки, вновь платить ненавистный «выход». Мехмет-Гирей переживал триумф: он опять поставил Русь на колени, восстановил былые времена владычества Великой Орды. 12 августа Хан снял осаду Москвы и пошёл обратно в Крым с огромным полоном.
Но тут Судьба повернула колесо. И произошло это благодаря вмешательству Варлаама Хутынского. Святой умер в 1192 году и был канонизирован за 60 лет до описываемых событий, в 1461 году, в чине преподобного.
И вот, во время осады Москвы Мехмет-Гиреем слепой инокине Кремлёвского Вознесенского монастыря открылось видение: все святые и святители покидали Кремль.
Уходя из Фроловских ворот, они уносили с собой икону Владимирской Богоматери, но навстречу им вышли преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский и спросили: «Почему исходите из города этого?»
«Город сей прогневил Бога и наказан за то татарским нашествием», — отвечали святые.
Тогда преподобные Сергий и Варлаам стали умолять их смягчить гнев Божий. Святители отслужили молебен пред иконой Владимирской, осенили город крестом и вернулись в Кремль. После этого милость Божья вернулась к Москве. Поэтому почитание иконы Владимирской Божьей Матери происходит 23 июня, в память этого чуда. Фроловские же ворота Кремля были переименованы в Спасские и на них установлена икона, на которой Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский умоляют Христа о спасении Руси.
Итак, милость Божья на Русь была вымолена Варлаамом и Сергием. Как же развивались события дальше?
На обратном пути в Крым Мехмет-Гирей решил взять ещё полона и осадил Рязань, подвернувшуюся по дороге.
При приближении врагов рязанский князь Иван Иванович в ночь с 28 на 29 июля бежал в Литву, бросив город на произвол судьбы. Однако за оружие взялись простые горожане и рязанское войско во главе с воеводой князем Иваном Хабаром Добрынским Симским. Мехмет-Гирей надеялся захватить город обманом во время обмена пленными, но гарнизон был начеку. Тогда Хан стал укорять Хабара, что его господин, Василий III, уже покорился Великой Орде, и, значит, он, воевода Хабар, — бунтовщик против воли Великого Князя! Хабар изъявил желание ознакомиться с документом: мол, он не верит, чтобы Василий III мог написать такое. Мехмет-Гирей послал грамоту в Рязань, но Хабар её уничтожил.
Взбешенный Мехмет-Гирей оказался перед сложным выбором. Каждый день осады грозил осложнениями. И татары пошли прочь от Рязани. Хабар не только выиграл противостояние, но и смог уничтожить кабальную грамоту Василия III, выданную в минуту слабости. Катастрофа 1521 года неожиданно обернулась посрамлением Хана.
Пришедшему в себя Василию III оставалось только воздать всем по заслугам. Иван Хабар получил боярский чин. А Семён Фёдорович Вердеревский, служивший в рязанском войске под началом Ивана Хабара - вотчину в Рязанском уезде.
Таким образом, святой преподобный Варлаам Хутынский сыграл особую роль в жизни Вердеревских. Возможно, во время осады Мехмет-Гиреем Рязани для Семёна Фёдоровича, сражавшегося в составе рязанских осадных людей, события были особо напряжёнными... и избавление было чудом. И Вердеревские посвятили Варлааму церковь в своих рязанских владениях.
Напомню, что в 1720 году 1-я ревизия фиксирует в Гулынках церковь Варлама Хутынского деревянную. Вероятно, к этому времени она уже обветшала. И тогдашний владелец Гулынок, Пётр Казьмич Вердеревский (в 9 колене от Татьяны Анатольевны Тарасовой) строит новую церковь, тоже деревянную. Он посвящает её Собору Пресвятой Богородицы, а придел - Варлааму Хутынскому, сохраняя память о давних событиях в истории семьи. Церковь была освящена 6 ноября 1727 года, в день памяти преподобного Варлаама.
На этой церкви имелась памятная доска со следующим текстом:
"Царю Небесный, приими всякаго человека, славящаго Тя и призывающаго имя Твое на всяком месте, идеже бывает память имени Твоего. Освяти место оно и прослави прославляющаго Тя. Именем Твоим приемля их всяку молитву и обет и спаси нв по милости Сына Твоего в сей век и будущий и притекающия к Тебе со страхом и верою и надеющимся на Тя скорое подаждь заступление и помощь и сохрани любящих благолепие дома Твоего".
Эта деревянная церковь 130 лет поддерживалась и исправлялась Вердеревскими и их наследниками Головниными. Пока не пришла в ветхость. И в 1862 году тогдашний владелец Гулынок, министр народного просвещения Александр Васильевич Головнин ( в 5 колене от Петра Казмича Вердеревского, родственник Татьяны Анатольевны) - подал прошение о строительстве новой тёплой каменной церкви.
Он привязал это к освобождению крестьян от крепостной зависимости, решил посвятить новую церковь Святой Живоначальной Троице, сам нарисовал эскизы в русско-византийском стиле. На основании этих эскизов рязанский губернский архитектор С. А. Щёткин создал проект, и новая церковь в Гулынках была построена и освящена 17 апреля 1865 года, в день рождения Государя Императора Александра II.
Как видим, была полностью утрачена какая-либо связь с древней историей Вердеревских, с Варлаамом Хутынским. Поэтому мне было особенно приятно восстановить эту связь. Идея же новой церкви была - православие, самодержавие и народность, выдвинутая одним из предшественников А. В. Головнина на посту министра. Церковь производит театральное впечатление. Эта новая каменная церковь была закрыта в 1937 году и отдана под школу, а в 1940 году её сломали за ветхостью. Старинная деревянная церковь была разобрана в 1929 году.
В 2013 году в Гулынках построили небольшую часовню Живоначальной Троицы, сохранив посвящение, бывшее у каменной церкви. Часовня существует и поныне.
Такова церковная история Гулынок - родового поместья Вердеревских, от которых по женской линии ведёт своё происхождение Татьяна Анатольевна Тарасова. Продолжение следует.