Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Старое ружье" (Франция-ФРГ) и "Похищение по-американски" (США): разные фильмы, разные мнения

Старое ружье / Le Vieux fusil. Франция-ФРГ, 1975. Режиссер Робер Энрико. Сценаристы: Робер Энрико, Паскаль Жарден, Клод Вейо. Актеры: Филипп Нуаре, Роми Шнайдер, Жан Буиз, Иоахим Ханзен и др. В СССР – с 17 января 1977. 30,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

-2

Робер Энрико (1931-2001) («Искатели приключений», «Секрет», «Орел или решка», «Красная зона», «Ветер с востока» и др.) один из самых известных французских режиссеров. Драма «Старое ружье», быть может, лучшая его работа. Ни до, ни после режиссеру не удалось достичь столь впечатляющего художественного результата.

В основе сюжета классическая фабула – мирный человек вынужден мстить...

При этом Робер Энрико сумел избежать штампов. Он тщательно воссоздал атмосферу последних месяцев оккупации. Камера Этьена Беккера трепетно передает ощущение безмятежного счастья врача, стремящегося вопреки всему остаться вне политики.

Кадры, где под волшебную музыку Франсуа де Рубе по лесной дороге крутят педали велосипедов улыбающиеся отец (Ф. Нуаре), мать (Р. Шнайдер) и дочь, невозвратимой ностальгией вспыхивают на экране всякий раз, когда обезумевший от горя герой вспоминает свое навсегда перечеркнутое нацистами прошлое.

Во второй половине картины у героя Нуаре почти нет слов: застывшая боль в глазах, интуитивно точные движения еще недавно расслабленного грузного тела, руки, крепко сжимающие оружие...

На первый взгляд может показаться странным, как актер с внешностью Филиппа Нуаре – несколько неуклюжий, лишенный спортивного и светского лоска – мог стать звездой. Однако стоит увидеть хоть один фильм с его участием и все сомнения отпадают безвозвратно. Обаяние и талант Нуаре захватывают мгновенно. Популярность пришла к актеру в 1960-х годах, после участия в фильмах Луи Маля («Зази в метро») и Рене Клера («Все золото мира»). Пожалуй, его самая крупная работа в 1970-е – роль врача в «Старом ружье», за которую он заслуженно получил приз «Сезар».

Филиппу Нуаре (1930-2006) удалось показать, как в его мирном и добром герое, стремящемся остаться в стороне от политики и войны, происходит трагический перелом: нацисты убивают его жену и дочь... И вот вчерашнее тихое счастье кажется далеким сном. Непослушными руками он берет старое ружье, и с каждым движением становится все собраннее, жестче, увереннее в своем праве на месть.

Проблема вынужденной, спровоцированной мести интересует авторов не только сама по себе, но и в контексте того влияния, которое оказывает насилие на главного героя. Он убивает жестоких убийц, насильников и палачей, но каждый выстрел дается ему невероятным напряжением воли, ибо всякий раз он видит перед собой не просто ненавистную мишень, но и человека…

Киновед Александр Федоров

Рецензии отечественных кинокритиков на этот фильм – как во времена СССР, так в XXI веке – как правило, положительные.

К примеру, С. Кудрявцев пишет, что Роми Шнайдер (1938-1982) в «Старом ружье» «поистине великолепна в роли жены, полна очарования и на редкость открыта, можно сказать, распахнута вовне навстречу жизни, излучая радостный свет, щедро даря улыбки и смотря на мир весёлыми, искрящимися глазами. Её лицо просто озарено любовью к мужу и дочери, к той счастливой довоенной поре, когда всё казалось преисполненным удивительного покоя и умиротворения. Но уже в эпизоде праздника в замке Жюльен застаёт Клару плачущей в подвале предчувствие тревоги, неясное беспокойство как будто нечаянно коснулись её своими крылами, позволив ощутить дуновение близкой трагической кончины» (Кудрявцев, 2006).

А кинокритик Евгений Нефёдов напоминает, что фильм «Старое ружье» «стал предметом полемики в первую очередь в самой Франции, где, к слову, вызвал и заметный зрительский резонанс: подход кинематографистов не всем показался бесспорным с этической точки зрения. Образ старого ружья, которое Дандьё достаёт из тайника и быстро очищает от смазки, при желании можно трактовать не только в социально-историческом (захватчики заставили взяться за оружие человека сугубо мирной профессии и кроткого нрава), но и в психологическом, чуть ли не фрейдистском ключе. Чем не символ агрессивных инстинктов, дремлющих в цивилизованном индивиде до поры до времени – до того момента, как сами обстоятельства вынуждают прибегнуть к насилию?! А под занавес – и забытый солдатом огнемёт становится в руках хозяина замка орудием возмездия: офицер СС слишком поздно понимает причину странной деформации собственного отражения в зеркале… Вместе с тем участь Жюльена в известном смысле олицетворяет судьбу всей страны, слишком быстро (и, чего греха таить, позорно) капитулировавшей перед Третьим рейхом – и отнюдь не проявившей монолитность в отношении нацистов впоследствии. Были герои Сопротивления, были сторонники гитлеровцев, но ведь подавляющее большинство населения – заняло выжидательную позицию, втайне надеясь, что беды и лишения, выпавшие на долю других народов, прежде всего на долю народа советского, обойдут их стороной» (Нефёдов, 2017).

Зрители XXI века вспоминают «Старое ружье и сегодня»:

«Фильм надо посмотреть всем хотя бы один раз. Вот такой она должна быть любовь, семья, отношения в семье... Актеры подобраны великолепно, лучше быть не может, Ф. Нуаре – тюлень безобидный, который превращается в разъяренного льва, когда потерян смысл жизни. Роми Шнайдер – моя любимейшая актриса, я ее себе такой и представляю в жизни…

Для меня это фильм не о войне, не о потерях и мести, а о том, что надо жить и любить здесь и сейчас...» (Новикова).

«Лично я воспринимаю этот фильм, как борьбу простого, можно сказать и заурядного, француза против фашизма. По фильму видно, что Жюльен не отличается ни внешними данными, ни физической силой. … Мужчина просто обязан защищать свой дом, свою женщину, своих детей» (Алефтина).

Киновед Александр Федоров

-3

Похищение по-американски / Фантастическая семерка / The Fantastic Seven. США, 1979. Режиссер Джон Пейсер. Сценарист Дэвид Шоу. Актеры: Кристофер Коннелли, Кристофер Ллойд, Боб Сигрен, Брайан Броудски и др. Прокат в СССР – с 7 января 1983. 30,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Джон Пейсер (1916-2002) за свою жизнь снял множество развлекательных телефильмов и сериалов. «Похищение по-американски» – тоже телефильм, но в СССР в 1983 году он был выпущен в кинотеатральный прокат, который оказался очень успешным.

Один из нынешних зрителей довольно живо отписывает ситуацию, в которой оказался этот приключенческий фильм в СССР: «для 30 миллионов советских зрителей, успевших за считанные недели пробиться на «взрослый» сеанс, он стал настоящим подарком. Стоит ли говорить о школьниках, которые всеми правдами и неправдами стремились попасть на «Похищение…», а потом взахлеб рассказывали о том, как «этот, ну, как его, кааак даст тому! А тот прямо в воду – бабах! А помнишь, как китаец доску разбил, а тот дурак поспорил и лбом об доску – трах! И фига! Нет, ребят, вы как хотите, а врезал он ему по-настоящему! Тот так полетел, аж музыкальный автомат проломил!» (Боб).

Впрочем, чему особо удивляться: фильмы такого типа снимаются пачками и сегодня, только с опорой на компьютерные спецэффекты. И широко идут – как в кинотеатрах, так и по телевидению, находя свою благодарную аудиторию…

Киновед Александр Федоров