В начале 20-го столетия стал модным босяцкий жанр, корнями уходящий в «песни воли и неволи», «острожные» и «каторжные». В литературе и кино всё чаще появляются отверженные люди — жертвы социальной несправедливости, бунтари. Пожалуй, самый известный пример — пьеса Максима Горького «На дне». Вскоре появляется и эстрадная песня на эту тему. Сочетание мелодий из репертуара одесских ресторанов с текстами о трагичной судьбе породило жанр блатной песни.
Один из канонических примеров жанра — «Мурка». Окончательное криминальное реноме закрепилось за ней в 1979 году после выхода сериала «Место встречи изменить нельзя». В сцене, когда Шарапов в логове бандитов пытается сойти за своего, герой исполняет именно «Мурку».
Первоначальный же вариант песни был романтичным, но, что характерно для городского романса, трагичным.
Здравствуй, моя Мурка, Мурка дорогая!
Помнишь ли ты, Мурка, наш роман?
Как с тобой любили, время проводили
И совсем не знали про обман…
Лирический герой — обманутый муж — рассказывает, как вывел неверную жену на чистую воду.
Как-то, было <дело>, выпить захотелось,
Я зашёл в шикарный ресторан.
Вижу — в зале бара там танцует пара —
Мурка и какой-то юный франт.
Подкараулив Мурку и её любовника у выхода из ресторана, герой устроил сцену ревности с риторическими вопросами о причинах неблагодарности и неверности.
Ты меня любила, а потом забыла
И за это пулю получай!
Песня быстро стала народной, сюжет и текст неоднократно менялись неизвестными авторами. И вот уже Мурка — Маруся Климова, двойной агент, который «подсажен» к бандитам. Раскрытый обман карается смертью.