Даже если голос певца может звучать так, будто он переутомлён, или полностью пропал, его часто можно восстановить в течение нескольких часов. Большая часть нашей работы в Complete Vocal Institute заключается в оказании «экстренной помощи». Это означает, что меня вызывают в студии звукозаписи или в концертные туры, где певцам нужна помощь либо с технически сложными задачами, либо из-за серьёзных проблем с голосом. То, что необходимо сделать, зависит от обстоятельств, но сначала я прошу певца обратиться к специалисту, который сможет поставить диагноз, осмотрев голосовые связки с помощью жесткого или оптоволоконного эндоскопа, а в идеале – стробоскопии.
- Часто врач сообщает, что он, на самом деле, не видит ничего плохого, хотя всем прекрасно слышно, что певец охрип и не может отработать концерт. В этом случае всего несколько часов работы по устранению зажима восстанавливают голос, словно ничего и не было. Однако поддержка потребует больше физической силы. Если певец силен и способен обеспечить эту дополнительную силу, нет причин, по которым концерт не должен состояться.
- Часто голосовые связки воспаляются и раздражаются, но выраженных признаков поражения нет. В этом случае устранение зажима также поможет избежать дальнейшего раздражения голосовых связок и позволит певцу отработать концерт.
- Иногда на голосовых связках появляются признаки напряжения, возможно, с развитием узелков. В этом случае мало что можно сделать, ведь голосовым связкам нужен отдых! В наши дни врачи могут прописать певцу лекарства и уменьшить отёк, чтобы он смог выдержать концерт. Этим не следует злоупотреблять, поскольку голосовые связки, в идеале, нуждаются в отдыхе, и болезненное состояние может затянуться или даже усугубиться, если вокалист продолжит петь.
Даже очень опытные певцы могут внезапно заработать зажим, иногда до такой степени, что не могут произнести ни звука.
Экстренная помощь по телефону
Иногда перед концертом не хватает времени, чтобы добраться до певца, поэтому приходится работать по телефону. Чтобы иметь возможность оказать неотложную помощь по телефону, полезно ранее поработать с певцом.
Причины проблем с голосом
Пересохшие слизистые оболочки, слишком много слизи и плохие системы мониторинга (системы громкоговорителей, используемые на сцене, чтобы певец мог слышать себя) могут создать впечатление, что голос не работает должным образом, и певец может сбиться с курса в отношении своей техники. Когда голос не реагирует нормально, певец часто компенсирует это зажимом. Зажим ещё больше мешает работе голоса, что опять-таки может привести к ещё большему зажиму.
Важно не сбиться с пути и не запустить этот порочный круг, в котором хорошая техника сменяется зажимом.
Важность физической силы
Часто проблемы возникают из-за того, что у певца заканчиваются силы. Если певец начинает уставать во время турне или во время длительных сессий в студии звукозаписи, ему не хватает необходимой силы, чтобы поддерживать ноты и избегать зажима. Многие певцы чувствуют это в конце концерта. Когда физических сил уже не осталось, вы чувствуете усталость голоса. Зажим создаёт нагрузку на голосовые связки, и вам приходится прилагать ещё больше усилий, чтобы петь с этим зажимом, что ещё больше утомляет. В первую очередь, как правило, страдают высокие ноты и снижается громкость.
Если певец полноценно не отдыхает и не набирается сил, развиваются новые зажимы. Певец начинает чувствовать охриплость голоса, и со временем охриплость усиливается. Наконец, голос может стать настолько скован из-за зажима, что потребуется экстренная помощь, чтобы избежать отмены оставшейся части тура или сеансов звукозаписи.
Сон
Очень важно высыпаться, особенно во время сложных туров. Без достаточного количества сна голосовые связки не успевают оправиться от раздражения, которое могло возникнуть в течение дня. Сон также необходим для восстановления физических сил, жизненно важных для поддержания здоровья. Сколько сна требуется варьируется от певца к певцу. Вы должны знать и уважать свои потребности, если хотите пережить трудный период.
Еда и напитки
Из лучших побуждений многих певцов засыпают советами, когда они хрипят, например: «сырой яичный желток с табаско», «тёплое молоко с мёдом (знаете, мёд так хорошо смазывает)», «несколько капель чернил на стакан воды», «точно не шоколад», «всегда что-то горячее», «всегда что-то холодное» и т. д. Как можно понять, какой совет работает, а какой нет? Всё попробовать невозможно!
Если вы знакомы с анатомией, вы знаете, что голосовые связки находятся в верхней части трахеи и что все, что вы едите и пьёте, попадает в пищевод, а не в трахею. Поэтому еда и напитки никогда не вступают в контакт с голосовыми связками, если только они не пойдут по неверному пути, и вы не подавитесь. И я слышала много предложений, но я никогда не слышала ТАКОГО! Поэтому нелогично использовать еду и напитки для «смазывания» голоса. С другой стороны, определённые продукты питания и напитки могут оказывать влияние на некоторых певцов. Это может быть просто успокаивающим или психологическим эффектом. Вы лучше всех знаете, помогает ли вам еда или напитки для улучшения самочувствия. Если вы чувствуете, что это помогает, продолжайте до тех пор, пока это не причиняет вреда.
Ингаляции
Вдыхание пара означает, что влага попадает прямо на слизистую оболочку голосовых связок. Если вы охрипли, вы можете «распарить» связки и слизистые оболочки, вдыхая пар из миски с горячей водой с добавлением ромашки или других трав, таких как тимьян. Поэкспериментируйте, чтобы узнать, что подходит вам лучше всего.
Возьмите миску, большое полотенце и будильник. Положите в миску горсть цветов ромашки и залейте их кипятком. Установите таймер максимум на десять минут, наденьте полотенце на голову и вдохните пар. Будьте осторожны, чтобы не обжечься и не ошпариться, но не позволяйте воде остыть, прежде чем поднести к ней голову. В течение первых десяти минут в пар выделяются различные эфирные масла, благотворно влияющие на слизистые оболочки. Вдохните через нос и рот.
Вы должны подождать не менее тридцати минут, прежде чем начать говорить после ингаляции, поскольку важно дать связкам отдохнуть. Когда вы начинаете говорить, сначала делайте это тихо. Не очищайте слизистую оболочку, т. е. не прочищайте горло. Пусть слизь останется, даже если голос будет звучать странно. Когда связки будут готовы, они избавятся от лишней слизи. Вы можете распаривать голосовые связки так часто, как захотите, но не забывайте после этого не разговаривать в течение тридцати минут. Оставьте лишнюю слизь до тех пор, пока она сама не уйдёт. Не проводите ингаляции менее чем за четыре часа до занятия вокалом.
Алкоголь
Алкоголь может негативно сказаться на голосе, поскольку он расширяет кровеносные сосуды. После долгой ночи белки глаз часто краснеют, потому что кровеносные сосуды, которые обычно не видны, расширяются и становятся видимыми. Кровеносные сосуды слизистых оболочек голосовых связок также расширяются, голосовые связки слегка отекают. Некоторым певцам это создаст дополнительные сложности, и им потребуется больше сил для взятия высоких нот.
Количество алкоголя, которое может выпить вокалист, прежде чем у него опухнут слизистые оболочки, варьируется. Некоторые чувствуют трудности уже после пары бутылок пива, в то время как другие, кажется, могут без проблем выпить немыслимые количества алкоголя. Вы должны знать свои пределы и обращать внимание на предупреждающие сигналы своего тела.
Курение
При вдыхании дым попадает на слизистые оболочки голосовых связок, вызывая их раздражение и сухость, что увеличивает вероятность развития зажима. В музыкальном бизнесе сложно избежать курения. Реакция слизистых оболочек у разных вокалистов на дым сильно различается. Я знаю певцов, которые не выносят ни одной сигареты, и других, которые затягиваются сигаретами целый день, не ощущая заметного влияния на голос. Вы должны знать свои пределы и обращать внимание на сигналы своего тела.
Я должна подчеркнуть, что не рекомендую певцам курить, но, если вы курите, вы должны знать, что не стоит бросать курить непосредственно перед важной работой, такой как запись в студии или гастроли, потому что внезапное ОТСУТСТВИЕ дыма также может сильно повлиять на голос курильщика. Если слизистые оболочки связок постоянно подвергаются воздействию дыма, они компенсируют это, вырабатывая больше слизи, чтобы противодействовать осушающему эффекту дыма. В результате сохраняется баланс слизистых оболочек курильщика. Когда вы бросите курить, связки продолжат выделять такое же количество слизи, но теперь этого будет слишком много, поскольку дым не оказывает высушивающего эффекта. Так что слизи будет слишком много, и связки будут труднее поддаваться контролю. Это означает, что даже если певец захочет предоставить голосу дополнительные благоприятные условия при подготовке к ответственной работе, это может оказаться контрпродуктивным.
При прочих равных условиях некурящий, как правило, здоровее курильщика, и речь не только об их голосе, поэтому отказ от курения имеет определенные преимущества. Адаптация голоса к новым условиям варьируется и может занять от нескольких недель до трёх-четырех месяцев.
Случай из практики
Рок-певица настолько охрипла во время записи своего нового диска, что не могла продолжать.
Оказалось, что она бросила курить прямо перед записью, так как хотела выложиться по максимуму. Поскольку она много лет была заядлым курильщиком, организм отреагировал выделением большого количества избыточной слизи. Во время записи её раздражал избыток слизи, и она компенсировала это, меняя свою хорошую технику. В результате, у неё развился сильный зажим.
Мы работали над тем, чтобы ослабить зажим, используя больше поддержки, необходимый тванг и избегая выпячивания челюсти и напряжения губ. Через пару часов к ней вернулся голос. Она снова начала курить, поэтому ей не пришлось концентрироваться на поддержании техники, несмотря на новые ощущения, возникшие в последние 14 дней записи. После записи у неё наступил менее напряженный период, когда она могла взять перерыв в работе и бросить курить.
Придерживайтесь правильной техники
Лучшее, что вы можете сделать как певец, с какими бы трудностями вы ни сталкивались – это придерживаться техник, с которыми вы знакомы, и УМЕЕТЕ работать. Даже если голос звучит ненормально, продолжайте использовать свою технику. Если вы охрипли и ноты требуют вдвое большей силы, дайте им двойную поддержку и сохраните ощущение пения без зажима. Аналогично, если условия мониторинга плохие, вам следует поступить так, как вы обычно делаете. Старайтесь не петь сильнее только потому, что вы не слышите себя. Привыкайте петь, больше основываясь на физическом ощущении правильного звукоизвлечения, а не только на том, что вы слышите. Таким образом, эти трудности не собьют вас с пути.
На Boosty вы можете найти более новую версию книги (2020 года):
Кэтрин Садолин - Complete Vocal Technique 2020 RUS
Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK