/Республика Кабардино-Балкария/
Прежде, еще в советские времена, от турбазы «Чегем» водили туристов через перевал в Грузию. Потом Грузия стала другим государством, маршрут этот, конечно, закрыли. Дорога, ведущая к базе, пришла в упадок и больше стала похожа на направление, то есть переродилась из элемента инфраструктуры и блага цивилизации в некий путь. Быть может, дело не в одном маршруте, и сейчас от турбазы «Чегем» туристические тропы расходятся в разные стороны... Вот и нам надо было добраться туда, чтобы идти дальше к леднику Шаурту. Именно о нем я собиралась писать, но впечатлений от пути до базы оказалось так много, что хватило на отдельную статью.
Если бы я знала, куда, точнее, как мы поедем, то вряд ли бы вообще залезла в кабриолет Жамала. Но, поскольку уж залезла, то не спрыгивать же обратно на полпути.
От Булунгу до турбазы идет грунтовая дорога шириной в колесную базу грузовика. Знаете, что такое колесная база? В принципе, это неважно... Просто есть места, когда борт немного нависает над обрывом. На случай отсутствия мужества, то есть мой случай, я придумала мантру, которую неустанно повторяла про себя.
Нашему водителю Жамалу около 60 лет. Он родился здесь, в ущелье. Он всю жизнь водил и возил туристов здесь и до сих пор жив, а значит, вероятность того, что мы упадем, бесконечно мала.
Фото дороги было сделать непросто, поэтому их почти нет в статье. Проблема в том, что, когда трясет, лучше держаться, даже не для того, чтобы не удариться, а чтобы не выпасть из грузовика, потому что падать далеко и совсем не хочется.
С видео проще, зацепился один раз, нажал на кнопку и просто придерживай телефон свободным пальцем. Правда, оказалось, что качество не очень. Из-за тряски автофокус часто не срабатывает. Но я наснимала много. Планирую смонтировать видео, не забудьте подписаться, чтобы посмотреть.
За пограничной заставой нам устроили привал на фотографирование. Мы смотрели на гору, тающую в облаках, гора смотрела на нас.
Около места, где река Гара-Аузу-су вливается в Чегем, дорога (внутренне содрогаюсь каждый раз, когда пишу это слово) раздваивается: правее – к турбазе «Башиль», дальше по Чегемскому ущелью, левее – к турбазе «Чегем» по ущелью Гара-Ауз, вдоль русла Гара-Аузу-су. Я уже обвыклась в грузовике и немного расслабилась, но оказалось, что на этом участке пути нас ждут новые испытания. К слову, прежние никуда не делись, машина также ехала порой вдоль обрыва, только теперь на дороге можно было наткнуться на большой камень, что в лучшем случае грозило потерей колеса, а в худшем – потерей всей машины. С одним таким камнем мы встретились. Не зря я полагалась на Жамала. На огромной скорости около 40 километров в час он успел заметить камень и остановился, чтобы убрать его с дороги.
Порой дорога шла в таких густых зарослях, что стоило только чуть высунуться из грузовика, как тут же в лицо прилетала ветка. Мы нацепили капюшоны и спрятались немного внутрь. Все эти неудобства не отменяют, конечно, красот, от которых захватывает дух,
причем не только в переносном смысле. Например, мостик над Гара-Аузу-су. Река была где-то далеко-далеко внизу, а над ней на деревянном мостике, сложенном из бревен, застыл наш грузовик, чтобы дать возможность туристам запечатлеть сей потрясающий вид.
Долго ли коротко, а до турбазы «Чегем» мы добрались. Здесь есть и старые заброшенные здания, и совсем новенькие домики, есть жилища в состоянии ремонта и отремонтированные. Маловато, конечно. Но и добраться сюда непросто. Остается надеяться, что со строительством новой дороги и турбаза вернет себе былую славу. А пока... места для установки палаток в помощь тем, кому не хватило домиков.
Нас предупредили, что у ледника будет холодно. Но холодно уже началось. Собственно, в нашем кабриолете, обдуваемом всеми горными ветрами, тоже жарко не было. Но едва мы выехали из леса и выбрались из грузовика, так показалось, что температура упала градусов на 10. Да, в палатке здесь ночевать мне не хотелось бы. Дрожащими от холода руками мы доставали из рюкзаков вещи, которые взяли на всякий случай, и одевали на себя всё, что там нашлось.
Итак, походная часть нашего похода еще не началась, а впечатлений было уже на день с небольшим. Что же ждет нас дальше?
8.05.2023, село Булунгу – турбаза «Чегем», 14 км на машине, высоты: 1650 м – 2050 м
О стартовой точке маршрута, селе Булунгу, и о нашем водителе Жамале читайте по этой ссылке →
О прекрасном будущем дороги (верю, оно состоится) читайте здесь →