Найти тему

Направление – турбаза «Чегем»

/Республика Кабардино-Балкария/

Прежде, еще в советские времена, от турбазы «Чегем» водили туристов через перевал в Грузию. Потом Грузия стала другим государством, маршрут этот, конечно, закрыли. Дорога, ведущая к базе, пришла в упадок и больше стала похожа на направление, то есть переродилась из элемента инфраструктуры и блага цивилизации в некий путь. Быть может, дело не в одном маршруте, и сейчас от турбазы «Чегем» туристические тропы расходятся в разные стороны... Вот и нам надо было добраться туда, чтобы идти дальше к леднику Шаурту. Именно о нем я собиралась писать, но впечатлений от пути до базы оказалось так много, что хватило на отдельную статью.

Если бы я знала, куда, точнее, как мы поедем, то вряд ли бы вообще залезла в кабриолет Жамала. Но, поскольку уж залезла, то не спрыгивать же обратно на полпути.

Село Булунгу. Перед началом пути
Село Булунгу. Перед началом пути

От Булунгу до турбазы идет грунтовая дорога шириной в колесную базу грузовика. Знаете, что такое колесная база? В принципе, это неважно... Просто есть места, когда борт немного нависает над обрывом. На случай отсутствия мужества, то есть мой случай, я придумала мантру, которую неустанно повторяла про себя.

Нашему водителю Жамалу около 60 лет. Он родился здесь, в ущелье. Он всю жизнь водил и возил туристов здесь и до сих пор жив, а значит, вероятность того, что мы упадем, бесконечно мала.

Фото дороги было сделать непросто, поэтому их почти нет в статье. Проблема в том, что, когда трясет, лучше держаться, даже не для того, чтобы не удариться, а чтобы не выпасть из грузовика, потому что падать далеко и совсем не хочется.

Фото. Уж что получилось... Зато видны высоченные «борта» ущелья и голубое небо
Фото. Уж что получилось... Зато видны высоченные «борта» ущелья и голубое небо

С видео проще, зацепился один раз, нажал на кнопку и просто придерживай телефон свободным пальцем. Правда, оказалось, что качество не очень. Из-за тряски автофокус часто не срабатывает. Но я наснимала много. Планирую смонтировать видео, не забудьте подписаться, чтобы посмотреть.

За пограничной заставой нам устроили привал на фотографирование. Мы смотрели на гору, тающую в облаках, гора смотрела на нас.

Около места, где река Гара-Аузу-су вливается в Чегем, дорога (внутренне содрогаюсь каждый раз, когда пишу это слово) раздваивается: правее – к турбазе «Башиль», дальше по Чегемскому ущелью, левее – к турбазе «Чегем» по ущелью Гара-Ауз, вдоль русла Гара-Аузу-су. Я уже обвыклась в грузовике и немного расслабилась, но оказалось, что на этом участке пути нас ждут новые испытания. К слову, прежние никуда не делись, машина также ехала порой вдоль обрыва, только теперь на дороге можно было наткнуться на большой камень, что в лучшем случае грозило потерей колеса, а в худшем – потерей всей машины. С одним таким камнем мы встретились. Не зря я полагалась на Жамала. На огромной скорости около 40 километров в час он успел заметить камень и остановился, чтобы убрать его с дороги.

В ущелье Гара-Ауз, прямо по курсу снежная вершина Тихтенген (4617 м)
В ущелье Гара-Ауз, прямо по курсу снежная вершина Тихтенген (4617 м)

Порой дорога шла в таких густых зарослях, что стоило только чуть высунуться из грузовика, как тут же в лицо прилетала ветка. Мы нацепили капюшоны и спрятались немного внутрь. Все эти неудобства не отменяют, конечно, красот, от которых захватывает дух,

-6

причем не только в переносном смысле. Например, мостик над Гара-Аузу-су. Река была где-то далеко-далеко внизу, а над ней на деревянном мостике, сложенном из бревен, застыл наш грузовик, чтобы дать возможность туристам запечатлеть сей потрясающий вид.

Долго ли коротко, а до турбазы «Чегем» мы добрались. Здесь есть и старые заброшенные здания, и совсем новенькие домики, есть жилища в состоянии ремонта и отремонтированные. Маловато, конечно. Но и добраться сюда непросто. Остается надеяться, что со строительством новой дороги и турбаза вернет себе былую славу. А пока... места для установки палаток в помощь тем, кому не хватило домиков.

Палатки на турбазе «Чегем»
Палатки на турбазе «Чегем»

Нас предупредили, что у ледника будет холодно. Но холодно уже началось. Собственно, в нашем кабриолете, обдуваемом всеми горными ветрами, тоже жарко не было. Но едва мы выехали из леса и выбрались из грузовика, так показалось, что температура упала градусов на 10. Да, в палатке здесь ночевать мне не хотелось бы. Дрожащими от холода руками мы доставали из рюкзаков вещи, которые взяли на всякий случай, и одевали на себя всё, что там нашлось.

На турбазе «Чегем» перед выходом к леднику Шаурту
На турбазе «Чегем» перед выходом к леднику Шаурту

Итак, походная часть нашего похода еще не началась, а впечатлений было уже на день с небольшим. Что же ждет нас дальше?

8.05.2023, село Булунгу – турбаза «Чегем», 14 км на машине, высоты: 1650 м – 2050 м

О стартовой точке маршрута, селе Булунгу, и о нашем водителе Жамале читайте по этой ссылке →

О прекрасном будущем дороги (верю, оно состоится) читайте здесь →