Хорошие и очень интересные новости приходят от результата работы нашего танкостроения. Оказывается, в стране полным ходом идут работы по возрождению производства одного из самых легендарных танков конца прошлого века. Но для чего все эти усилия, если у нас уже есть множество привычных модификаций современных Т-72 и Т-90М? Сегодня в этой статье, мы постараемся с более детальной точки зрения разобраться в этом вопросе.
Первое, что следует отметить - источник информации, а именно генеральный директор "Уралвагонзавода", что указывает на серьёзность и достоверность ситуации. Или, по крайней мере, снижение всех сомнений в том, что Министерство обороны действительно поставило такую задачу. Второе и не менее важное замечание - в настоящее время идёт поиск производственных мест, собственно, как и создание таких мест, так как Минпромторг уже включился в решение этой задачи. Не секрет, что Россия не занималась производством танков с нуля, особенно таких сложных, в течение длительного времени, за исключением Т-90 и недавнего Т-90М, а также экспортных версий, но эти линии производства уже перегружены и загружены другими моделями. А здесь ещё и танк, созданный вокруг совершенно другого двигателя, который является самым сложным его элементом, но обо всём по порядку.
Зачем нам вообще понадобилось возобновление производства Т-80. Если верить "сухим" фактом, этот реактивный танк отлично показывает себя не только на полигоне с идеальными условиями, но и в реальных боевых действиях, где требуется такая техника, которая справляется с поставленными задачами, которые зачастую бывают очень сложными. На этом, собственно, и нужно разобраться детальнее.
Преимущества:
Одним из ключевых преимуществ танка Т-80, если говорить о самой современной версии - Т-80БВМ, является его газотурбинный двигатель ГТД-1250. Он даёт огромные преимущества, и первое из них - высокая мощность танка, 1250 л.с. при массе в 46 тонн. Это позволяет достичь высоких динамических характеристик, заметно более высокого разгона и возможности развивать скорость до 80 км/ч по шоссе. По данному параметру он значительно превосходит даже самые новые версии Т-72Б3М. Вторым и не менее важным преимуществом, а возможно, и самым главным, является значительно меньшее время, необходимое для подготовки к старту.
Особенно это актуально при низких температурах. Т-80 гораздо легче запустить в сильные морозы. В наше время это особенно важный параметр, о котором мы поговорим подробнее позже. И третье, заключительное преимущество - это акустические особенности танка. Существует миф, что Т-80 "ревёт" как самолёт, и в некотором смысле это действительно так, но на самом деле всё намного сложнее - "приближающийся" танк очень трудно услышать из-за особенностей звука, исходящего от него, а также из-за его проекции и направления обзора. Согласно доступным данным, даже уровень шума движущегося танка ниже практически вдвое, что является особенно важным параметром при штурме определённых позиций и укреплений, если дело касается ночных вылазок.
Недостатки:
Ресурс газотурбинного двигателя (ГТД) у танка намного выше, чем у Т-72Б3М. Кроме того, ГТД компактнее и менее подвержен заглохшую двигателю. Однако, есть и недостатки. Во-первых, расход топлива значительно выше – в два раза по сравнению с Т-72Б3М. При этом для заправки танка нужен авиационный керосин, который не всегда доступен и стоит гораздо дороже. Можно использовать резервное топливо, но это сократит ресурс. Во-вторых, сам ГТД – это дорогое удовольствие, затраты на его производство значительно выше, возможно в разы.
ЧТО С ТОГО:
Теперь главный вопрос – стоит ли создавать такой спорный танк, с множеством преимуществ и недостатков, как это было и в Советском Союзе? Во-первых, надо понять, как применяется Т-80. Если говорить проще, то это своего рода спецназ – готовый к бою в любую погоду и в любом месте, с отличным вооружением и защитой. И если не обращать внимание на недостатки, то он может считаться лучшим танком страны. Однако таких танков меньше, чем других основных, где преобладают Т-72Б3М и Т-90/Т-90М.
То есть, в случае конфликта, Т-80 должен первым пойти в бой, пока основные силы только готовятся. Поэтому на высокий расход топлива и дороговизну можно закрыть глаза, когда речь идёт о безопасности государства, особенно зимой, когда удар может быть нанесён в любой момент. Однако, мы также можем нанести удар, если избежать столкновения нет возможности. Благодаря высоким динамическим характеристикам, Т-80БВМ достаточно быстро может оказаться там, где противник не ожидает наших сил, например, в Сувалкском коридоре, который имеет стратегическое значение для России.
В заключение, хотелось бы отметить, что возможно потребуется значительное количество Т-80БВМ для выполнения этих задач, и производство их с нуля невыгодно. Может быть рассматривается перспектива многотысячного производства танков, что соответствует концепции выпуска в полутора тысяч танков в год.