Методы, описанные в этой главе, применимы как к певцам, так и к музыкантам, играющим на духовых инструментах.
Некоторые певцы используют носовую полость для изменения окраски звука. Это можно сделать, открыв или закрыв носовой проход язычком. Во время разговора или пения носовой проход открывается в разной степени на разных языках.
Закрытие носового прохода
Если закрыть носовой проход, звук выйдет изо рта, а не из носа. Когда носовой проход закрыт, звук становится темнее и мощнее. Закрытый носовой проход – часть идеала окраски звука в классическом вокале. #174
Попрактикуйтесь в закрытии носового прохода:
- Представьте, что чувствуете неприятный запах. Говорите или пойте, сохраняя это ощущение. Это может звучать так, как будто вы простудились.
- Пойте, зажав нос. При этом большинство певцов закрывают носовой проход, чтобы звук не застревал в носу.
- Представьте, что вас вот-вот вырвет.
- Обратите внимание на ощущение перед глотанием.
- Представьте, что вы слегка храпите.
- Представьте, что вы затыкаете ноздри берушами.
Назальность
Когда носовой проход открыт и язык не закрывает рот, звук выходит как из носа, так и изо рта и принимает более гнусавый характер. Это так называемый «назальный» звук. Насколько звук должен быть назальным при пении (или, другими словами, насколько должен быть открыт носовой ход) – это художественный выбор. Некоторые певцы известны назальностью, например, Элвис Пресли.
Открытие носового прохода
Когда вы напеваете или говорите «НГ», «М» или «Н», носовой проход открывается, и звук проходит через нос и становится гнусавым. Поднесите палец к носу и почувствуйте воздух на пальце, когда носовой ход открыт. #173
Попрактикуйтесь в открытии носового прохода:
- Говорите «НГ», «М» или «Н».
- Мычите.
Поиск назальности
Научитесь чувствовать, открыт или закрыт носовой проход во время пения. Если сомневаетесь, во время пения поднесите палец к носу, чтобы почувствовать, выходит ли воздух через нос. Если да, то носовой проход открыт.
Вы также можете попробовать зажать нос во время пения:
- Если звук прекратился, он назальный. Носовой проход открыт, язык закрывает рот, поэтому звук может выйти только через нос. #391
- Если звук не прекращается, а хотя бы незначительно меняет окраску, носовой проход открыт. Звук назальный, и выходит как через рот, так и через нос. #392
- Если звук не прекращается, и окраска звука не меняется, то он оральный. Носовой проход закрыт и звук выходит только через рот. #393
Упражнения на открытие и закрытие носового прохода
Ознакомьтесь с разницей в звуке открытого и закрытого носового прохода и убедитесь, что вы можете открывать и закрывать его по своему желанию. #394
Попрактикуйтесь петь с открытым носовым проходом на отдельных нотах, а затем на звукорядах. #173
Попрактикуйтесь петь с закрытым носовым проходом на отдельных нотах, а затем на звукорядах. #174
Спойте песню с открытым, а затем закрытым носовым проходом.
Певец должен иметь возможность выбирать режим независимо от положения носового прохода. Для этого вам следует практиковать каждый режим как с открытым, так и с закрытым носовым проходом. Не забывайте соблюдать ограничения режимов в отношении положения носового прохода. Например, вам нужно строго контролировать исполнение с закрытым носовым проходом в Эдже.
Практикуйте открытый и закрытый носовой проход в Нейтральном с воздухом #200
Практикуйте открытый и закрытый носовой проход в Нейтральном без воздуха #201
Практикуйте открытый и закрытый носовой проход в Кёрбинге #202
Практикуйте открытый и закрытый носовой проход в Овердрайве #203
Практикуйте открытый и закрытый носовой проход в Эдже. Помните, что вам нужно строго контролировать исполнение с закрытым носовым проходом в Эдже #204
Предостережения относительно изменения положения носового прохода
Когда вы меняете окраску звука через изменение положения носового прохода, убедитесь, что это не мешает режиму.
Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK