В этой главе в качестве отправной точки берётся высота звука в песне и исследуются, какие режимы в отношении высоты звука наиболее практичны.
Предельно низкая и нижняя часть диапазона
Ниже С4 для женщин и С3 для мужчин.
Если вы поёте в нижней части диапазона, вы можете выбрать любой из режимов. Чаще всего используют Нейтральный режим, Овердрайв и Эдж.
Средняя часть диапазона
Между C4 и C5 для женщин и C3 и C4 для мужчин.
Если вы поёте в средней части диапазона, вы также можете выбрать любой из режимов. В этой части чаще всего используются Нейтральный режим, Кёрбинг или Овердрайв.
Верхняя часть диапазона
Между C5 и C6 для женщин и C4 и C5 для мужчин.
Если вы поёте в верхней части диапазона, вы можете выбрать любой из режимов. Женщины, однако, могут использовать Овердрайв только для D5–Eb5.
Предельно высокая часть диапазона
Выше С6 для женщин и выше С5 для мужчин.
Мужчины могут использовать Нейтральный режим, Кёрбинг и Эдж. Овердрайв использовать нельзя. Женщины могут использовать только Нейтральный режим выше верхней «До». И те, и другие могут использовать Нейтральный с воздухом, но на этой высоте часто бывает довольно сложно добиться этого, и вы должны быть осторожны, чтобы не вызвать зажим. Как правило, предельно высокая часть диапазона используется только в коротких отрывках, и то, обычно как эффект. Длинные отрывки с текстом на этой высоте редки.
Переходы между режимами в зависимости от высоты звука
При практике переключения между режимами важно строго следить за высотой звука. В режимах есть области, которые больше подходят для незаметных переходов, чем другие.
Для женщин переход от Нейтрального режима к Кёрбингу лучше всего работает в районе D4–F4. Если вы попытаетесь изменить режим на более высоких нотах, вы, скорее всего, услышите резкое изменение, когда к ноте добавляется металл.
Схема 1. Для женщин в верхней части диапазона – вы можете остаться в Кёрбинге или перейти в Нейтральный без воздуха или Эдж. Если вы хотите переключиться в Нейтральный режим или Эдж, помните, что переход на E5–F5 обычно наименее слышен. Разумно практиковать оба перехода. Чтобы незаметно перейти из Кёрбинга в Нейтральный без воздуха, расслабьте надгортанную воронку и постепенно поднимите мягкое нёбо (это делает звук более круглым и мягким). Здесь неслышно отпустите металл. Чтобы незаметно изменить звук на Эдж, сузьте надгортанную воронку, сделайте звука светлее и резче и увеличьте громкость.
Схема 2. Переход из Кёрбинга в Овердрайв лучше всего работает для женщин в диапазоне F4–A4 и для мужчин в диапазоне E4–G4. Если вы измените звук на более высоких нотах, он станет более отчётливым, поскольку Овердрайв требует большей громкости, чем Кёрбинг в верхней части диапазона.
Чем выше вы поёте, тем отчётливее становятся режимы. Поэтому, чем выше ноты, тем сложнее незаметно сменить режим. Чтобы перейти из Овердрайв в Эдж, важно начать переход до того, как вы окажетесь слишком высоко. Лучше всего это работает для женщин между A4–C5 и для мужчин между G4–Bb4. Необходимо постепенно облегчить Овердрайв, усиливая явный тванг и направляя все гласные в сторону узких гласных. Помните, чем ближе вы подходите к верхнему пределу Овердрайва, тем будет выше громкость и более кричащий характер.
Отработка конкретных переходов
Полезно иметь специальные упражнения для решения проблем, с которыми вы, вероятно, столкнётесь в конкретной песне. Например, если вы обычно поёте на большой громкости, важно иметь возможность переключаться из Овердрайва в Эдж без срывов в голосе или резких изменений.
Упражнение – из Овердрайва в Эдж
Пойте отдельные ноты в Овердрайве на гласной «EH» (как в «stay»). Начните с G4 для женщин или C4 для мужчин и пойте достаточно громко, но без чувства дискомфорта или чрезмерного напряжения. Прислушайтесь к кричащему полнометаллическому звуку и, сохраняя его, поднимитесь на полтона. От A#4–C#5 для женщин или от E4–G4 для мужчин постепенно сужайте надгортанную воронку (в этом может помочь: приподнять гортань, опустить нёбо и расширить язык), не меняя звука между нотами. На уровне ноты D5 для женщин или G4 для мужчин вы должны оказаться в Эдже, и отсюда вы можете продолжать петь выше. #144
Если вам сложно перейти от Овердрайва к Эджу без резкого изменения, попробуйте выполнить приведенное выше упражнение в обратном порядке, начиная с высоких нот. Пойте отдельные ноты в Эдже на D5 для женщин или G4 для мужчин и опускайтесь на полутона, стараясь сделать окраску звука каждой ноты менее резкой, но всё же громкой. Будьте осторожны и не затемняйте звук СЛИШКОМ сильно, так как это может утомить голос. Правильно и осторожно проделывая всё это, вы должны достичь уровня Овердрайва примерно на уровне A4 для женщин или E4 для мужчин.
Как только вы сможете контролировать этот переход, пойте более длинную последовательность, например, звукоряды из трёх нот, пяти нот и гаммы вверх и вниз. Сначала потренируйтесь на «EH», поскольку эта гласная относится как к Овердрайву, так и к Эджу. Затем начните практиковаться в Овердрайве с гласной «OH» (как в «so») и меняйте её на «OE» (как в «herb») в верхней части диапазона при переходе в Эдж. Затем попрактикуйтесь в переходе от «EH» или «OH» (как в «so») к другим гласным Эджа, таким как «I» (как в «sit»), «A» (как в «and»), «EH» и «ОЕ». Как только вы освоитесь с переключением режимов на разных гласных, попробуйте это с текстом.
Спойте фразу, содержащую одновременно Овердрайв и Эдж, и повторяйте упражнение, начиная его каждый раз на полтона выше. Будьте осторожны и не пойте в режиме Овердрайв в слишком высокой части диапазона. Лучше сменить режим на Эдж раньше, чем позже, чтобы не напрягать голос.
Упражнение – из Кёрбинга в Эдж
Если вы поёте на средней громкости, важно иметь возможность перейти из Кёрбинга в Эдж без срывов в голосе или изменения звука.
Пойте отдельные ноты в Кёрбинге на гласной «UH» (как в «hungry»). Начните с A#4 для женщин или C4 для мужчин. Пойте на средней громкости, не создавая ощущения дискомфорта или чрезмерного напряжения. Прислушайтесь к слегка жалобному, полуметаллическому звуку и сохраняйте его, пока повторяете упражнение, начиная каждый раз на полтона выше. На ноте D5 у женщин или Е4 у мужчин постепенно сужается надгортанная воронка. В этом может помочь: поднять гортань, опустить мягкое нёбо, расширить язык и увеличить громкость, не ощущая при этом дискомфорта. Попробуйте приблизиться к полнометаллическому, кричащему характеру Эджа между D5 и E5–F5 для женщин или F4–G4 для мужчин без резких изменений в звучании. Вы должны перейти в Эдж к E5–F5 для женщин или F4–G4 для мужчин и оттуда можете продолжать петь выше. #145
Если вам трудно перейти от Кёрбинга к Эджу без резкого изменения звука, попробуйте выполнить вышеуказанное упражнение в обратном порядке. Пойте отдельные ноты в Эдже на E5–F5 для женщин или G4 для мужчин и спускайтесь по полутонам, стараясь сделать каждую ноту чуть тише, жалобнее и менее металлической. Однако будьте осторожны, не делайте ноту СЛИШКОМ тихой и не теряйте полностью металлический характер, так как это может привести к изменению режима на Нейтральный, что может вызвать дискомфорт и напряжение. Если вы начали в Эдже и делали каждую ноту немного тише и менее металлической, чем предыдущая, вы должны оказаться в Кёрбинге в районе C5 для женщин или D4 для мужчин.
Как только вы сможете контролировать этот переход, пойте более длинные последовательности, например, звукоряды из трёх нот, пяти нот и гаммы вверх и вниз. Сначала потренируйтесь на «UH», поскольку эта гласная самая лёгкая как в Кёрбинге, так и в Эдже. Позже потренируйтесь на гласных «А» (как в «and») и «OE» (как в «herb»). Затем попрактикуйтесь в переходе к другим гласным в Кёрбинге и Эдже. Как только вы освоитесь с переходом между режимами на разных гласных, попробуйте мелодию с текстом.
Спойте фразу, содержащую одновременно Кёрбинг и Эдж, и повторяйте её, начиная каждый раз на полтона выше. Лучше менять режим на Эдж раньше, чем позже, чтобы не напрягать голос.
Упражнение – из Кёрбинга в Нейтральный без воздуха
Если вы поёте на средней громкости, важно иметь возможность переходить из Кёрбинга в Нейтральный без воздуха без срывов в голосе или изменения звука.
Пойте отдельные ноты в Кёрбинге на гласной «UH» на A#4 для женщин или C4 для мужчин. Прислушайтесь к слегка жалобному, полуметаллическому звуку и сохраняйте его, пока повторяете упражнение, начиная каждый раз на полтона выше. Около D5 для женщин или D4 для мужчин, постепенно уменьшайте громкость и отпускайте металлический звук без ощущения дискомфорта. Может помочь: немного приподнять мягкое нёбо и сохранить тванг или даже усилить его. Постарайтесь достичь более мягкого, неметаллического характера между D5 и E5–F5 для женщин или D4–G4 для мужчин без резких изменений звучания. Вы должны перейти в Нейтральный режим без воздуха на E5–F5 для женщин или G4 для мужчин, и с этого момента вы можете продолжать петь выше. #146
Если вам сложно перейти из режима Кёрбинг в Нейтральный без воздуха без резкого изменения звука, попробуйте выполнить вышеуказанное упражнение в обратном порядке. Пойте отдельные ноты в Нейтральном без воздуха на E5–F5 для женщин или G4 для мужчин и спускайтесь на полтона за раз, стараясь сделать каждую ноту чуть громче, а звучание более жалобным и полуметаллическим. Будьте осторожны и не делайте ноту СЛИШКОМ громкой, так как это может привести к переключению на Овердрайв или Эдж, что может вызвать дискомфорт и напряжение голоса. Если вы начали в Нейтральном режиме без воздуха и делали каждую ноту немного громче и металличнее, чем предыдущая, вы должны оказаться в Кёрбинге на C5 для женщин или C4 для мужчин.
Как только вы сможете контролировать этот переход, пойте более длинные последовательности, например, звукоряды из трёх нот, пяти нот и гаммы вверх и вниз. Сначала потренируйтесь на «О» (как в слове «woman»), так как эта гласная для многих самая лёгкая в Кёрбинге. Позже потренируйтесь на других гласных Кёрбинга. Как только вы освоитесь с переключением режимов на разных гласных, попробуйте ещё раз мелодии с текстом.
Спойте фразу, содержащую одновременно Кёрбинг и Нейтральный без воздуха, и повторяйте упражнение, начиная каждый раз на полтона выше. Рано или поздно перейдите в Нейтральный режим без воздуха, чтобы не напрягать голос.
На Boosty вы можете найти более новую версию книги (2020 года):
Кэтрин Садолин - Complete Vocal Technique 2020 RUS
Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK