В 1950 году французской фирмой СЕМ (Compagnie Electro-Mecanique (франц.) - Электромеханическая Компания) было основано дочернее предприятие SOCEM (Societe de Constructions et d'Equipements Mecaniques pour l'Aviation (франц.) - Компания по производству конструкций и механического оборудования для авиации), специализировавшееся на разработке авиационных двигателей.
Год спустя, на SOCEM решили создать автомобиль, оснащённый газотурбинным двигателем. Во-первых, дабы прорекламировать свою продукцию, а во-вторых - создать ответ британскому экспериментальному автомобилю Rover JET 1, и побить установленный тем рекорд скорости - на тот момент 200 км/ч.
Для создания автомобиля SOCEM привлекли французского конструктора Жана-Альбера Грегуара. Он создал заднеприводное шасси и кузов из алюминиево-кремниевого сплава Alpax, хотя изначально задумывалось сделать купе с передним (!) приводом.
Обтекаемый двухместный кузов получился похожим на двухдверную модификацию Hotchkiss Gregoire, только вместо решётки радиатора он был оснащён круглым воздухозаборником, напоминающим оный на реактивном самолете. Аэродинамика автомобиля была великолепной - Cx = 0,19.
В качестве силового агрегата, проектируется и строится двухступенчатая турбина TGV 1 Cema Turbo со скромной мощностью в 100 л.с. при 45000 об/мин первой ступени и 25000 об/мин второй.
Вообще, турбина (весом в 130 кг) состояла из трех компонентов: турбокомпрессора, двухступенчатой приводной турбины и редуктора понижающего обороты вала до 5000 об/мин. В качестве топлива использовался керосин.
Коробка передач - электромеханическая типа Cotal, в качестве тормозов применили электрический ретардер (тормоз-замедлитель) типа Telma. Для запуска турбины использовались два 12-вольтовых аккумулятора.
Подвеска - независимая. Снаряжённая масса автомобиля составила 1300 кг.
Официальная презентация автомобиля состоялась на Парижском автосалоне 1952 года, где SOCEMA Gregoire Turbine стал звездой выставки.
До презентации, в 1952 году начались испытания автомобиля, в ходе которых выявились ряд проблем, как с самим двигателем и расходом топлива, так и с тормозной системой. Так что скорость в 200 км/ч является лишь заявленной. Какова была реальная "максималка" и пытался ли вообще кто-то выяснить это - неизвестно.
К тому же, летом того же года британцы разогнали свой Rover JET 1 до 245 км/ч. В итоге, руководством SOCEM было принято решение прекратить проект.
SOCEMA-Gregoire Turbine произведённый в единственном экземпляре сохранился до наших дней и сейчас находится в музее автоспорта, посвящённом гонкам 24 часа Ле-Ман, находящемся в г. Ле-Ман, Франция.
P.S. О других необычных автомобильных проектах и конструкциях, можно прочитать в подборке: «Рестомоды и другие кастомные, экзотические проекты»...
Что ещё почитать:
"Peugeot 403 Cabriolet - автомобиль лейтенанта Коломбо"
"Fornasari Tender – уникальное внедорожное купе"
"International Harvester Scout (1961) – серьёзный игрок в классе утилитарных внедорожников"