Высота звука в Овердрайве
Опытные мужчины могут петь вплоть до своей верхней «До» (т. е. C5) в Овердрайве. Самые высокие ноты, которые женщины могут петь в Овердрайве – это D5–Eb5. Как для мужчин, так и для женщин, чем выше тон, тем отчетливее становится режим. Громкость увеличивается, звук становится более отчетливым, кричащим, а гласные необходимо менять на «EH» (как в «stay») и «ОН» (как в «so»).
В Овердрайве нет ограничений на то, насколько низко вы можете петь. Звук Овердрайва в нижней части диапазона может стать сухим, писклявым и слегка сдавленным, если не опускать гортань. Чтобы избежать сдавленности звука и получить больше силы в нижней части диапазона, пойте в режиме Овердрайв, осторожно опуская гортань. Таким образом можно получить как металл Овердрайва, так и тёмный, насыщенный звук опущенной гортани.
Если вы хотите поэкспериментировать с тёмной окраской, вы должны очень хорошо усвоить основные принципы здорового использования голоса, чтобы сразу понимать, когда вы выходите за пределы возможностей вашего голоса, и, кроме того, вы должны уметь без проблем управлять режимом.
Сначала найдите Овердрайв в нижней области средней части диапазона и потренируйтесь на F4 для женщин или C4 для мужчин. Теперь постепенно опускайтесь вниз и почувствуйте, как вам приходится «вжиматься» в режим тем больше, чем ниже вы поёте. Достигнув Овердрайва в нижней части диапазона, пойте Овердрайвом на ноте А3 для женщин или А2 для мужчин и будьте осторожны, сохраняйте металлический звук, пока осторожно опускаете гортань. Чем больше вы опускаете гортань (до определенной степени), тем темнее, богаче и мощнее становится звук. Конечно, это никогда не должно причинять боль или вызывать дискомфорт. #112
Гласные в Овердрайве
Для успешного освоения CVT важно, чтобы вы использовали правильные гласные звуки. В противном случае вы рискуете не получить нужный режим, ноту и окраску звука. Поэтому в начале вы должны потратить время на то, чтобы ознакомиться с точными гласными звуками: слушайте и имитируйте звуки из аудио примеров в фонотеке CVT, чтобы избежать путаницы между написанными и произнесёнными гласными.
Гласная «EH» (как в «stay») в Овердрайве #102
Гласная «ОН» (как в «so») в Овердрайве #106
В Овердрайве вы можете использовать только гласные «EH» (как в «stay») и «OH» (как в «so»). Может показаться, что в Овердрайве в нижней части диапазона можно использовать все гласные, поскольку вокальные режимы здесь похожи друг на друга. Но если вы хотите быть уверенными, что находитесь в Овердрайве, необходимо изменить гласные на «EH» (как в «stay») и «OH» (как в «so»).
Следовательно, «EE», «I» и «A» меняются на «EH». Например, «hey baby» меняется на «H-EH, b-EH-b-EH». #110
«OO», «O», «OR» и «AH» меняются на «OH». Например, «I love you» меняется на «OH-i L-OH-ve y-OH». #111
Если сложно получить тот же характер звука с помощью «OH», что и с помощью «EH», причина может быть в том, что позиция режима не совсем подходит для «OH». В этом случае может помочь аккуратно прикусить нижнюю губу верхними передними зубами. Сохраняйте это положение, слегка приоткрыв рот, и произнесите «OH». Обратите внимание, что кончик языка ныряет в нижнюю часть рта. В результате звук должен приобрести такой же кричащий характер, как и при «EH». Следите за тем, чтобы при этом челюсть не выдвигалась вперёд, а губы не напрягались.
Степень смещения гласных в сторону «EH» и «OH» варьируется от певца к певцу. Опытный вокалист лучше подготовлен к исследованию границ между «EH», «OH» и другими гласными, чем менее опытный певец.
Поначалу может быть полезно преувеличить смещение/изменение гласных в сторону «EH» и «OH», чтобы найти центр режима, который является наиболее удобной позицией в Овердрайве. Когда вы освоите точное положение, вы можете попрактиковаться в том, чтобы гласные «EH» и «OH» звучали менее отчетливо.
Громкость в Овердрайве
Вообще говоря, Овердрайв – это режим с большой громкостью, варьирующейся от умеренно громкой («mf» или «меццо-форте») до очень громкой («ff» или «фортиссимо»). Громкость проще регулировать в нижней части диапазона, так как там вы можете петь в Овердрайве тише, чем в верхней части. Чем выше нота, тем больше громкость, необходимая для поддержания этого режима. Певцы разные, и некоторые умеют петь в Овердрайве не так уж громко. Практикуйтесь, пока не поймете, насколько громко и тихо вы можете петь в Овердрайве.
Окраска звука в Овердрайве
Если вы хотите изменить окраску звука режима, вам необходимо изменить форму речевого тракта. Форму речевого тракта можно изменять разными способами, так что существует множество вариантов изменения окраски звука (см. «Окраска звука»).
Овердрайв можно окрасить по-разному, но проще всего петь более светлым и резким звуком. Также возможно сделать Овердрайв более тёмным и насыщенным, но вы должны следовать основным принципам здорового использования голоса и достаточного хорошо знать свой голос, чтобы вы могли понять, когда выходите за пределы его возможностей. Имейте в виду, что чем светлее вы сделаете металлический режим, тем лучше вы защитите голос от неправильного использования.
Когда вы без проблем сможете использовать Овердрайв, поэкспериментируйте с окраской звука, изменяя размер речевого тракта. Не опускайте гортань СЛИШКОМ сильно, так как вы можете потерять правильное положение для Овердрайва.
Тёмный окрас звука в Овердрайве
Если вы хотите получить тёмный звук в Овердрайве, увеличьте размер речевого тракта. Выберите один или несколько из следующих вариантов #117:
- Необходимый тванг.
- Осторожно опустите гортань. Будьте осторожны, чтобы не потерять Овердрайв, и помните, что чем светлее металлический режим, тем он безопаснее.
- Еще больше приподнимите нёбо. Будьте осторожны, не поднимайте нёбо настолько сильно, чтобы потерять Овердрайв, поскольку это может быть болезненным и разрушительным.
- Сожмите язык (это придаёт гласным оперный звук).
- Больше откройте рот со свободными уголками губ, но не теряйте укус и металлический звук.
- Закройте носовой проход.
Светлый окрас звука в Овердрайве
Если вы хотите сделать Овердрайв более светлым, уменьшите размер речевого тракта. Выберите один или несколько из следующих вариантов #116:
- Явный тванг.
- Приподнимите гортань.
- Опустите нёбо, но будьте осторожны, чтобы оставить достаточно места для высоких нот.
- Расширить язык.
- Улыбнитесь.
- Откройте носовой проход.
Когда вы сможете управлять Овердрайвом и изменять его звуковой оттенок, будет полезно время от времени возвращаться к точному центру режима и практиковать его. Возможно, вам покажется, что он слишком «кричащий», но важно помнить о положении идеального и здорового центра Овердрайва, чтобы не потерять режим в экспериментах.
Овердрайв в классическом вокале
Мужчины могут использовать Овердрайв в классическом вокале. Начните с практики в центре режима. Поддерживайте «укус» и сузьте надгортанную воронку. Осторожно опустите гортань и поднимите нёбо, не теряя «укус». Обратите внимание на мощный, насыщенный звук и используйте его для пения отдельных нот.
Когда вы познакомитесь с этим чувством, поэкспериментируйте (по-прежнему на отдельных нотах) с тем, насколько большим вы можете сделать речевой тракт, не теряя при этом режим. Продолжайте сужать надгортанную воронку, осторожно опустите гортань, поднимите нёбо, откройте рот с расслабленными уголками губ, сожмите язык, закройте носовой проход. Сохраните «укус» вместе с насыщенным характером Овердрайва. Чем больше вы увеличиваете речевой тракт, тем более тёмным, богатым и классическим становится звук.
Мужчины часто используют Овердрайв в классическом вокале, обычно до A4–Bb4, когда голос должен быть громким и пронзительным. #119 Женщины используют Овердрайв в классическом вокале только тогда, когда необходимо громко петь в нижней части диапазона (как Мария Каллас). #119