Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Чёрный тюльпан" (Франция-Италия-Испания) и "Данди по прозвищу "Крокодил" (Австралия): разные фильмы, разные мнения

Чёрный тюльпан / La tulipe noire. Франция-Италия-Испания, 1964. Режиссер Кристиан-Жак. Сценаристы: Поль Андреота, Кристиан-Жак, Анри Жансон, Хосе Луис Дибильдос, Рафаэль Гарсия Серрано (по отдаленным мотивам романа Александра Дюма). Актеры: Ален Делон, Вирна Лизи, Дон Аддамс, Аким Тамиров, Франсис Бланш и др. Прокат в СССР с 1 июня 1970. 47,8 млн. зрителей за первый год демонстрации. Повторный прокат в СССР – 1984 (+ 28,9 млн. зрителей).

В красочный костюмных приключенческих лентах на историческую тему – «Зорро» и «Черном тюльпане» – Ален Делон с аристократической непринужденностью носит камзолы, скачет верхом и фехтует на шпагах. Бесспорно, «Черный тюльпан» не столь ярок, как и другой хит Кристиан-Жака (1904-1994) – «Фанфан-тюльпан». Однако картина поставлена увлекательно и довольно иронично...

Знаток французского кино Александр Брагинский (1920-2016) писал, что в «Черном тюльпане» Алена Делона «привлекла перспектива сыграть два совершенно разных характера на историческом фоне событий… Ему очень хотелось повторить успех Жерара Филипа… но, увы, [Делон] не преуспел в этом. В отличие от «Фанфан-Тюльпана», органично сочетавшего бурлеск и сатиру, режиссер на сей раз во имя создания облегченного, развлекательного зрелища, жертвовал логикой мотиваций и подчас элементарным правдоподобием. Впервые актеру пришлось скакать на коне, фехтовать, участвовать в потасовках, и он проделывал это с обычной ловкостью и пластикой. Но всего этого оказалось недостаточно для полного успеха картины» (Брагинский, 1999: 59).

Впрочем, зрители XXI века продолжают восхищаться мастерством Алена Делона в «Черном тюльпане»:

«В далёких 1970-х посмотрел этот фильм, и моё детское воображение было потрясено романтической красотой Алёна Делона, скачущего на коне со шпагой в развевающем чёрном плаще. До сих пор считаю, что он создал самый красивый мужской образ и понимаю влюблённость в него большинства женщин!» (Сергей К.).

«Делон своей мощной энергетикой, дерзкой, обжигающей красотой просто заполняет весь фильм, хочется его смотреть вновь и вновь» (НВЧ).

«Великий фильм, вечный фильм. Любимый фильм. ... Ален Делон просто шикарен в роли обоих братьев. Один и тот же человек, но разные люди. … Отдельная черта фильма – юмор. Каждый диалог можно резать на шутки, афоризмы и анекдоты. Так я не смеялась никогда! И это не передашь на бумаге. Это надо видеть» (М. Скарли).

Киновед Александр Федоров

-2

Данди по прозвищу "Крокодил" / "Crocodile" Dundee. Австралия, 1986. Режиссер Питер Файман. Сценаристы: Пол Хоган, Кен Шэйди, Джон Корнелл. Актеры: Пол Хоган, Линда Козловски, Марк Блум и др. Прокат в СССР – 1988. 24,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Австралийский телепродюсер и режиссер Режиссер Питер Файман получил известность именно благодаря неожиданно для многих «выстрелившему» фильму «Данди по прозвищу "Крокодил"».

Крокодил Данди-2 / "Crocodile" Dundee II. Австралия-США, 1988. Режиссер Джон Корнелл. Сценарист Пол Хоган. Актеры: Пол Хоган, Линда Козловски, Хуан Фернандес и др. Прокат в СССР – 1989. 45,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Главным успехом австралийского продюсера и режиссера Джона Корнелла стал «Крокодил Данди-2». Вскоре после съемок этого фильма он заболел и с 1995 года отошел от активной работы в кино…

Кассовый успех этой дилогии – во всем мире и в советском кинопрокате – был весьма впечатляющим. В чем была причина этого успеха?

Кинокритик Алексей Ерохин (1954-2000) считал, что «разгадка донельзя, до обидного проста. Она столь же проста, как прост этот широкоплечий честный малый Данди, австралийский охотник. Она столь же проста, как и мы сами в глубине своей души. Сколько бы ни было на свете замысловатых идей, над какими сложными жизненными коллизиями ни ломали бы мы голову, распутывая подтексты и нюансы действительности, но вот перед чем мы наверняка не устоим – так это перед самой что ни на есть простодушной сказкой, перед немудреной милой байкой об Ай-Да-Парне-Которому-Везет» (Ерохин, 1988: 17).

Похожее мнение о причине популярности «Крокодила Данди» было и у кинокритика Олега Сулькина: «Авторы фильма подобрали ключик (или отмычку) к сердцам миллионов. Каким образом? В чем их секрет, какое тайное оружие изобрели они к 90-летию кинематографа, уже вроде протоптавшему все мыслимые дорожки к зрителю? Наверное, кто-нибудь окажется разочарован. Ничего сверхоригинального, архиноваторского и я в рецептуре «Крокодила…» не обнаружил. Она стара как мир. Замес тут такой: любовь, приключение, юмор. Причем все компоненты не спорят, не теснят друг друга, мирно сосуществуя в динамическом равновесии. Фильм легко вписывается в жанровые пределы «комедийной мелодрамы» или, если хотите, «мелодраматической комедии». Но что сие, по существу, объясняет? Пора, пора обратить взор на главного героя этой истории. Чует сердце – в нем загвоздка, в нем разгадка. … Он олицетворяет миф-воспоминание человечества о «золотом веке», когда люди еще не ведали греха и были счастливы, как дети. Он отчасти сродни русскому Ивану-дураку (а мы помним, как тот на поверку оказывается сметлив и решителен) и его многочисленным собратьям из фольклора других народов. Он явлен и потешить нас от души, и поучить между тем уму-разуму. И здесь мы пришли к тому, с чего начали. Герой этот притягателен, потому что он из сказки. Из сказки на все времена» (Сулькин, 1988: 21-22).

Уже в постсоветские времена С. Кудрявцев предположил, что, «возможно, эта картина понравилась благодаря свежей и неожиданной трактовке старых сюжетных схем, своему отнюдь не вульгарному, а напротив, доброму юмору, тому чистому и сентиментальному любовному роману, который возникает, в конце концов, между столь разными по характеру и происхождению персонажами. И всё-таки, наверно, важнее новый взгляд на Америку со стороны приезжего-чужестранца, который иронически, но без издёвки подмечает то, к чему уже привыкли сами американцы» (Кудрявцев, 2006).

А кинокритик Евгений Нефёдов убежден, что «львиная доля неординарного успеха («Крокодила Данди» – А.Ф.) объясняется, бесспорно, неповторимым, колоритным, по-настоящему ярким образом, рождённым фантазией ведущего популярного юмористического телешоу. … Впрочем, особое обаяние картины Питера Файмана кроется в том, что австралийский «естественный человек» отправляется не просто в мегаполис, а именно в Нью-Йорк… Его злоключения на чужбине позволили американцам увидеть любимый город в воистину новом свете – глазами собрата вольтеровского простодушного (пусть и с поправкой на пристрастие к провинциальным кабакам), зорко подмечающего все несуразности и странности, которые не перестают быть таковыми из-за того, что все к ним давно привыкли» (Нефёдов, 2013).

Эта дилогия продолжает нравиться и зрителям XXI века:

«Любимый фильм с детства! Смотришь, – и на душе как-то светлее становится. И герои простые такие, душевные... Сколько лет прошло уже, а до сих пор нравится» (Варвара).

«Великий фильм о Великой любви! (без всяческих сарказмов)» (Ефим).

«Впервые "Крокодила Данди" посмотрела где-то во втором классе, в кинотеатре, на огромном экране (Австралия во всю ширь!), и с тех пор этот фильм занял прочную позицию в моём сердце! … Данди – это незабываемый и неповторимый образ в кинематографе на все времена и народы!» (Роксолана).

«Фильм навсегда. Сюжет захватывающий, актеры прекрасные! Какая обаятельная Линда Козловски! Уж не говорю о потрясающем Поле Хогане. Можно смотреть много раз и не надоедает!» (Светлана).

«Одна из причин популярности "Данди..." в том, что в 1988 году на советские экраны вышел такой свежак, к которому советский зритель не был приучен. Сама я его первый раз посмотрела студенткой еще в 1987 году… Помню, стою в очереди в кассу и спрашиваю у девушки, которая уже смотрела этот фильм "А стоит смотреть?". Она закатывает глаза: "Боже, там такие платья, такие купальники, такой мужчина!":)» (Л. Рассохина).

Киновед Александр Федоров