Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Ирония судьбы...» или побег от унификации

Мы очень много обсуждаем героев новогодней комедии: останется ли Женя с Надей или же, как в неудачном продолжении – всё вернётся на круги своя; кем был Ипполит по профессии; чем была …Надина шапка с точки зрения моды 1970-х и так далее.

Сегодня захотелось поговорить о главном. О том, что явилось причиной и основным мотивом этой истории. Это не о любви. Это …о страхе перед унификацией. В самом начале мы видим в мультфильме-прелюдии, как мир опоясывают единообразные дома-коробки.

Кадр из фильма «Иронии судьбы» (1976). Скриншот.
Кадр из фильма «Иронии судьбы» (1976). Скриншот.

Это не исключительно советский феномен – тогда во всех цивилизованных странах прослеживались взаимосвязанные тенденции: 1) стремление к уютной и дешёвой однотипности; 2) боязнь, что коробка поглотит всё и вся.

Отсюда, к слову, повышенный интерес к ретро – к тем вещам, что делались, если и не в единственном экземпляре, то хотя бы с душой. Все эти комодики да шифоньеры «…упадочного стиля эпохи Керенского» (с), патефоны, ритмы танго, подшивки старинных журналов.

Кадр из фильма «Иронии судьбы» (1976). Скриншот.
Кадр из фильма «Иронии судьбы» (1976). Скриншот.

Персонажи «Иронии судьбы…» всеми правдами и неправдами бегут от «типичности», о которой говорил закадровый голос Александра Ширвиндта в первых же сценах. Здесь – беспрестанная попытка не стать приложением к своей коробке.

Фоном – церковь в Тропарёво, а дома – пианино, ширма в восточном стиле и мама, даже дома предпочитающая жабо. Кажется, я понимаю, за что Галя так держится за Лукашина – он нестандартный. У него всё - эксклюзивно, включая Катанянов, которые ...обойдутся.

Кадр из фильма «Иронии судьбы» (1976). Скриншот.
Кадр из фильма «Иронии судьбы» (1976). Скриншот.

Поэтому она врёт (скорее всего – врёт!) на ходу, что некий Олег приглашает её то в ресторан «Седьмое небо», то в Суздаль. Одновременно? Враньё всегда разноречиво. Ей хочется показать, что у неё имеется ещё один «…не ширпотреб, а индпошив» (с).

Ипполит стремится к Наде, которая не только волшебно-красива, но и поёт под гитару, да и вообще – учитель изящной словесности. Всё по отдельности – обыденно, а вкупе – сказка.

Кадр из фильма «Иронии судьбы» (1976). Скриншот.
Кадр из фильма «Иронии судьбы» (1976). Скриншот.

Да, у Надиной мамы имеется швейная машинка и портновский манекен, стало быть, в этом доме одеваются в тот самый индпошив. Больше того, Эльдар Рязанов пригласил на роль Нади чужеземку, что подчёркивает нестандартность ситуации.

Сам Ипполит, выпив с мужиками, то есть по сути …расколдовав себя, начинает говорить важные и отнюдь не обыденные вещи – насчёт того, что разрушить построенное легко, а вот что затем?

Кадр из фильма «Иронии судьбы» (1976). Скриншот.
Кадр из фильма «Иронии судьбы» (1976). Скриншот.

Эти слова, сказанные за десяток лет до Перестройки-85, словно бы предупреждение. Но побег от стандарта – это всегда попытка сломать систему и обмануть матрицу. Таким образом, этот фильм – своеобразный квест. Думайте сами – решайте сами...

Да. Эльдар Рязанов с Эмилем Брагинским создали гениальное кино, в котором типичность и нетипичность смешаны в правильном соотношении. Если полный нестандарт - это артхаус, если всё по линейке - скука. А тут - не надоедающая сказка.

Zina KorZina (c)