Мы очень много обсуждаем героев новогодней комедии: останется ли Женя с Надей или же, как в неудачном продолжении – всё вернётся на круги своя; кем был Ипполит по профессии; чем была …Надина шапка с точки зрения моды 1970-х и так далее.
Сегодня захотелось поговорить о главном. О том, что явилось причиной и основным мотивом этой истории. Это не о любви. Это …о страхе перед унификацией. В самом начале мы видим в мультфильме-прелюдии, как мир опоясывают единообразные дома-коробки.
Это не исключительно советский феномен – тогда во всех цивилизованных странах прослеживались взаимосвязанные тенденции: 1) стремление к уютной и дешёвой однотипности; 2) боязнь, что коробка поглотит всё и вся.
Отсюда, к слову, повышенный интерес к ретро – к тем вещам, что делались, если и не в единственном экземпляре, то хотя бы с душой. Все эти комодики да шифоньеры «…упадочного стиля эпохи Керенского» (с), патефоны, ритмы танго, подшивки старинных журналов.
Персонажи «Иронии судьбы…» всеми правдами и неправдами бегут от «типичности», о которой говорил закадровый голос Александра Ширвиндта в первых же сценах. Здесь – беспрестанная попытка не стать приложением к своей коробке.
Фоном – церковь в Тропарёво, а дома – пианино, ширма в восточном стиле и мама, даже дома предпочитающая жабо. Кажется, я понимаю, за что Галя так держится за Лукашина – он нестандартный. У него всё - эксклюзивно, включая Катанянов, которые ...обойдутся.
Поэтому она врёт (скорее всего – врёт!) на ходу, что некий Олег приглашает её то в ресторан «Седьмое небо», то в Суздаль. Одновременно? Враньё всегда разноречиво. Ей хочется показать, что у неё имеется ещё один «…не ширпотреб, а индпошив» (с).
Ипполит стремится к Наде, которая не только волшебно-красива, но и поёт под гитару, да и вообще – учитель изящной словесности. Всё по отдельности – обыденно, а вкупе – сказка.
Да, у Надиной мамы имеется швейная машинка и портновский манекен, стало быть, в этом доме одеваются в тот самый индпошив. Больше того, Эльдар Рязанов пригласил на роль Нади чужеземку, что подчёркивает нестандартность ситуации.
Сам Ипполит, выпив с мужиками, то есть по сути …расколдовав себя, начинает говорить важные и отнюдь не обыденные вещи – насчёт того, что разрушить построенное легко, а вот что затем?
Эти слова, сказанные за десяток лет до Перестройки-85, словно бы предупреждение. Но побег от стандарта – это всегда попытка сломать систему и обмануть матрицу. Таким образом, этот фильм – своеобразный квест. Думайте сами – решайте сами...
Да. Эльдар Рязанов с Эмилем Брагинским создали гениальное кино, в котором типичность и нетипичность смешаны в правильном соотношении. Если полный нестандарт - это артхаус, если всё по линейке - скука. А тут - не надоедающая сказка.
Zina KorZina (c)