Книга "The Manipulated Man" Esther Vilar. В этой серии статей я буду выкладывать свой перевод ее книги. Я бы не был столь категоричен, как автор книги, и не стал бы утверждать, что то что она пишет именно так всегда и происходит, при этом, некоторые описываемые ей процессы я наблюдал в своей практике.
Стопка белья, аккуратно выглаженная, лежит в шкафу. Жаркое хорошо подрумянилось. Локон падает точно на лоб. Розовый цвет лака для ногтей точно совпадает с розовым цветом помады. Белье, чистое и свежее, развевается на ветру. Десять пар обуви стоят в ряд чистые и блестящие. Окна начищены до блеска и заставляют прохожих моргать. Муж вовремя ушел на работу. Дети играют на солнце. Все идеально, и мир женщины на сто процентов упорядочен. В это время их чувство удовольствия и счастья достигает зенита. И чтобы это ощущение длилось долго, женщина быстро испечет еще один пирог, польет комнатное растение у окна в гостиной или возьмется за вязание свитера для младшего ребенка.
Те, кто не работает, получают совсем другие удовольствия, чем те, кто работает. Женщина не бездельничает на диване, обложившись газетами. У мужчины совсем другое представление о безделье (и именно поэтому она кажется ему такой неработающей). Женщина не хочет сидеть дома, чтобы просто отдохнуть (от чего ей, в конце концов, отдыхать?) - но она пристрастна к удовольствиям, и ей нужно время для удовольствий. А что это такое? Печь пироги, гладить белье, стирать одежду, мыть окна, завивать волосы, красить ногти, а иногда даже - и к этому мы еще вернемся - немного стенографировать и печатать. А чтобы никто не догадался, что для нее все это - удовольствие, она называет эти удовольствия "работой по дому". Она предается оргиям "личной гигиены" только для того, чтобы доставить удовольствие своему партнеру. А если одно из ее глупых маленьких удовольствий - сидеть за столом в офисе, переводя готовые мысли (готовые, поскольку их предоставляют профессиональные мужчины) на визуальный носитель, что ж, пусть она называет это "стимулирующей умственной работой". Таким образом, женщина и ее окружение предаются большому, перманентному веселью и живут в мире свободы и рационализированного счастья, отстраненные от всякой ответственности. Они занимают место, о котором мужчина и мечтать не смеет, мир, который он считает уделом хиппи, жизнь, которую можно найти, возможно, на беззаботных островах Южного моря - но никогда так близко к дому.
Конечно, в этих безобидных оргиях удовольствия не было бы ничего предосудительного, если бы только мужчины признавали их такими, какие они есть на самом деле. Но как жаль, что они губят свою жизнь, полагая, что женщинам приходится хуже. Мужчине совершенно невозможно представить, что для противоположного пола это является счастьем. Они должны были бы понять, что женская природа состоит в том, чтобы уметь получать удовольствие от самых простых и однообразных развлечений, и подобный идиотизм не поддается мужскому пониманию.
Даже психологи не могут этого понять, хотя всю жизнь изучают женский ум. Будучи мужчинами, они должны находить его более интересным, чем свой собственный. Но им ни на минуту не приходит в голову, что так называемая женская психика непостижима только из-за отсутствия интеллекта; что женская работа кажется мужчине непривлекательной только потому, что он не в состоянии представить себе ту степень глупости, которая необходима для того, чтобы получать от нее удовольствие.
Эти эксперты обнаружили, что большинство школьниц хорошо успевают по предметам, которые не требуют размышлений, которые можно запомнить, например, по языкам (хорошая память, как известно, может быть и признаком слабоумия) или которые, как математика, подчиняются строгим правилам, которые опять же заучиваются наизусть, в то время как другие предметы (физика, химия, биология) остаются за гранью их понимания. Из этого не следует, что у этих девочек отсутствует интеллект, а следует, что существует "типично женский" интеллект; что этот вид "интеллекта" является развитой (а не врожденной) разновидностью глупости. Последнюю оригинальную мысль среднестатистическая девочка произносит примерно в пять лет. После этого ее безмозглая мать старается подавить любые признаки зарождающегося интеллекта.
Большинство мужчин никогда не признают тупость своих жен. Они соглашаются с тем, что женщины не слишком умны, но вместо этого наделяют их "интуицией" или инстинктом. И им нравится называть это женским инстинктом, в отличие от животного. К сожалению, этот знаменитый женский инстинкт на самом деле не что иное, как эвфемизм статистической вероятности. Женщины вмешиваются и высказывают свое мнение по любому поводу, и, поскольку они так глупы, они не осознают, что выставляют себя абсолютными дурами. Согласно закону больших чисел, их прогнозы время от времени оказываются верными. В любом случае, большинство их прогнозов негативны или туманны. Такие банальности как: "Это может закончиться только катастрофой", "Я бы на вашем месте держалась от этого подальше" или "Ваши так называемые друзья в конце концов вас подведут", - бессмысленны. Любой человек может быть в безопасности, делая подобные обобщения. И если иногда женщины видят яснее, чем мужчины, то только потому, что их чувства, в отличие от мужских, никогда не вовлечены.
Женская глупость - всего лишь естественный результат их отношения к жизни. К пяти годам любую девочку убеждают, что она хочет выйти замуж, иметь дом и детей; и когда девочкам десять, пятнадцать или двадцать лет, они все еще хотят того же самого. Поэтому, если девочка еще в детстве решает жить за счет мужчины, то что толку от ее ума и рассуждений? Она должна держать свой ум свободным для своего будущего мужа, иначе она не сможет ответить на все его склонности и интересы и похвалить его за них. Как в детстве она может определить, за какого мужчину она выйдет замуж? Что толку, если она решит стать социалисткой - демонстративные студентки обычно ассоциируются с демонстративными студентами-мужчинами, - когда позже она может решить выйти замуж за преуспевающего предпринимателя? Предположим, она стала вегетарианкой (она ведь чувствительная натура) - что будет, если она потом выйдет замуж за скотопромышленника из Австралии? Какой смысл женщине становиться атеисткой, если она может провести всю свою жизнь в увитых розами стенах дома священника?
Помогло бы Жаклин Бувье формирование идеологических концепций в подростковом возрасте? Склонность к демократии помогла ее первому браку с Джоном Кеннеди., склонность к фашизму - второму. Но поскольку она одна из самых "женственных" женщин, то, скорее всего, мужские убеждения ее все равно не интересовали. В основном она была заинтересована только в том, чтобы нравиться женщинам и оказывать на них влияние.
В конце концов, наверное, лучше, если будущая светская дама будет немного разбираться в искусстве, манерах поведения за столом и языках, чтобы впоследствии, оказавшись в неловком положении, когда ей придется играть роль в общественной жизни - в качестве жены мужчины, занимающего важное место в общественной жизни, - она могла легко выйти из затруднительного положения. Достаточно подтвердить, что место "настоящей" женщины - дома, в заботе о муже и детях, и окружающие примут ее позицию как удивительное самоотречение и будут аплодировать ей за это.
Женская глупость настолько ошеломляюща, что любой, кто с ней столкнется, в какой-то мере заразится ею. То, что это не очевидно, объясняется исключительно тем, что все подвергаются ее воздействию с рождения и, как следствие, становятся к ней невосприимчивыми. В прежние годы мужчины либо не обращали на это внимания, либо считали это типично женской особенностью, которая никому не вредит. Но с увеличением количества свободного времени и денег, которые можно потратить, потребность женщины в развлечениях возросла. Как следствие, ее глупость распространяется и на общественную жизнь, отражаясь не только в вазах, картинах в спальне, бархатных шторах, коктейльных вечеринках и воскресных проповедях. Средства массовой информации становятся все более вовлечены. Женские программы набирают обороты на радио и телевидении. И даже респектабельные газеты печатают светские сплетни, криминальные сводки и новости моды, гороскопы и кулинарные рецепты. А женские журналы с каждым днем становятся все более многочисленными и роскошными на прилавках. Шаг за шагом не только личная сфера мужчин, но и вся общественная жизнь заражается этой глупостью.
Появляются периодические издания и книги, посвященные политике, философии, науке, экономике и психологии. Есть и те, что посвящены моде, косметике, оформлению интерьера, светским сплетням, кулинарии, криминалу и любовным отношениям. Мужчины читают почти исключительно первую категорию, женщины - исключительно вторую. Обе группы считают чтение друг друга настолько отталкивающим и тоскливым, что скорее предпочтут умереть от скуки, чем предаваться ему. Дело в том, что мужчин больше, чем женщин, интересует, есть ли жизнь на Марсе или чьи аргументы более весомы в китайско-российском пограничном споре. Женщины хотят знать только, как вышивать маленьких коричневых кроликов, как вязать крючком или разводится ли какая-нибудь кинозвезда. Так и идут представители обоих полов по разным дорожкам, каждый со своим горизонтом, так и не установив настоящего контакта друг с другом. Есть только одна тема, которая вызывает интерес у обоих, и это тема женщин.
Естественно, некоторые мужчины не обходят стороной чтение специальных женских изданий. Хотя мода не интересует большинство мужчин, ее разрабатывают в основном рабы-мужчины: и все же женщины имеют наглость говорить, что подчиняются диктату великих кутюрье. Мужчины также придумывают другие средства для женского времяпрепровождения. Чтобы быть уверенными в успехе таких попыток, им приходится опускаться до уровня женской психики и выяснять, что им нравится. Поскольку для мужчин это практически невозможно, они очень часто полагаются на штат женщин-редакторов, которые с удовольствием расскажут им, что нравится женщине, - но с этого момента ответственность за журнал лежит на мужчине; его задачами будут оформление, распространение и стимулирование продаж.
Журналы служат многим целям в женском мире. Некоторые из них предназначены для развлечения (например, Ladies' Home Journal и McCall's), другие удовлетворяют тягу к сплетням (Photoplay и Movie Life), третьи дают советы по выбору одежды (Vogue и Harper's Bazaar). Есть даже журналы, объединяющие различные сферы интересов (например, Cosmopolitan, Mademoiselle, а в Европе - Elle). Все эти журналы объединяет одно: они игнорируют мужчин. Тематика мужских журналов, с другой стороны, почти исключительно женская. Если мужчина и упоминается в женском издании, то только для того, чтобы перечислить его предполагаемые предпочтения в отношении женщин, дома и еды: "Носите этим летом белье телесного цвета - мужчинам это нравится"; "Натуральный макияж предпочтительнее для первого свидания"; "Используйте свечи - это сделает его романтичным"; "Три рецепта, чтобы он вас полюбил" - и так далее. И поскольку такие оптовые списки мужских предпочтений могут служить лишь для того, чтобы помочь женщине поймать и удержать того или иного мужчину, они на самом деле не более чем рецепты. Читательницы таких советов либо еще не замужем и поэтому ищут хорошего работника, либо уже замужем и поэтому рассчитывают сохранить то, с помощью чего они уже завоевали мужчину. Это рекомендации женщинам, как извлечь максимум пользы из самых надежных роботов в мире, ведь именно так они относятся к мужчинам. Нередко можно встретить статью под названием "Как привлечь правильного мужчину", "Десять советов, как поддерживать его в хорошем настроении" и "Советы на первые три года супружеской жизни". В таких статьях нет ничего уклончивого: они так же ясны и понятны, как если бы это были советы по покупке автомобиля или по уходу за кашемировым свитером.
Поскольку круг тем, которые могут заинтересовать женщин, неизбежно ограничен, редакторы часто оказываются в затруднительном положении. В результате им приходится прибегать к так называемым мужским темам, а поскольку интересы мужчин столь широки, их существует великое множество. Чтобы угодить читательницам, эти темы претерпевают полную трансформацию, главное правило которой довольно простое: каждая статья должна создавать впечатление, что это в основном репортаж о женщинах. Например, рассказ о жизни бывшего чемпиона в тяжелом весе может называться: "Женщины меня погубили". Если композитор дает интервью для статьи, он должен хотя бы раз сказать, что женщины - это его вдохновение, что мелодия "как красивая девушка" - только не настолько красивая. При умелом подходе даже самые неожиданные темы могут быть замаскированы так, чтобы понравиться женщинам. Например, можно вызвать интерес у женщин даже к оборонному бюджету, если оформить отчет как рассказ о семейной жизни министра обороны. Само собой разумеется, что в отчете должно быть достаточно места для фотографий его жены и детей. Женщины будут читать статьи о зарубежных странах, если в них будет присутствовать фраза: "Я женился на израильтянке" (японке, египтянке, чилийке), при условии, что жена, о которой идет речь, происходит из той же среды, что и ее читательницы.
На самом деле этот принцип можно применить к любой сфере, но особенно успешно он работает в политике. Политические темы могут привлечь внимание женщин только в том случае, если их удастся убедить, что в центре событий находится женщина. Война во Вьетнаме привлекла внимание женщин только тогда, когда в прессе появились первые фотоснимки легендарной мадам Ню (Madame Nhu). Проблема североирландских католиков стала интересна женщинам только с появлением Бернадетт Девлин (Bernadette Devlin). Ни одна статья о проблемах современного Ирана не помогла понять эту страну лучше, чем трагедия бесплодной Сорайи (Soraya).
Первым политическим действием любого мужчины, стремящегося к власти, должна стать свадьба с фотогеничной женщиной. Можно только догадываться, какие преимущества были бы у Израиля или Индии, если бы Голда Меир (Golda Meir) или Индира Ганди (Indira Gandhi) были красивы в соответствии с жесткими женскими стандартами. Вместо Грейс Келли или Фары Диба из Ирана (Farah Diba of Iran) их фотографии украшали бы обложки иллюстрированных журналов. Женщины читали бы статьи под заголовками "Драгоценности Голды Меир" или "Почему Индира Ганди привлекает мужчин" - и в качестве побочного эффекта этой статьи другой половине мира, то есть богатой половине, снова и снова рассказывали бы о кризисе в Израиле или о том, что в Индии сотни тысяч детей умирают от голода - детей, которых легко можно было бы спасти за те деньги, которые женщины тратят на лак для ногтей и жидкость для снятия лака.
Автор: Эстер Вилар, Книга "The Manipulated Man"
<- Глава 17. Дети как заложники
-> Глава 19. Притворная маска женственности
|<-Глава 1. Счастье раба
Записаться на консультацию можно через WhatsApp: +7 (917) 578-66-59