Рафаэль Санти (1483 - 1520), великий итальянский живописец, представитель искусства Высокого Возрождения. Прожил всего тридцать семь лет и за свою недолгую жизнь стал одним из самых знаменитых художников мира. Рафаэль вместе с Микеланджело и Леонардо да Винчи составляет триаду великих мастеров Высокого Возрождения. С его преждевременной смертью начался закат этой великой эпохи.
Рафаэль Санти родился в городе Урбино и рано потерял родителей. Его отец, Джовани Санти был художником и смог дать сыну только первые уроки живописи. С 1501 года Рафаэль учился и работал в мастерской Пьетро Перуджо. За это время он написал множество работ религиозно - идеалистического направления в стиле умбрийско - флорентийской школы.
Флорентийский период. В конце 1504 года Рафаэль переехал во Флоренцию. Здесь он познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело и многими другими флорентийскими мастерами. Здесь он написал множество алтарных работ и портретов. В1507 Рафаэль познакомился с выдающимся архитектором Донато Браманте, впоследствии тот стал его советчиком и покровителем, представившим его папе Юлию II в качестве лучшей кандидатуры для работы в Ватикане.
Римский период. Второй половине 1508 года Рафаэль переехал в Рим и стал официальным художником папского двора. Именно в Риме Рафаэль создал тот классический стиль, по которому и в наше время легко узнать его произведения. По распоряжению папы Юлия II, Рафаэлю было поручено расписать фресками ватиканские станцы (помещения). Лучшей из фресок и самым прославленным произведением в станцах считается "Афинская школа" - одно из величайших творений эпохи Возрождения.
Самым совершенным творением Рафаэля стала "Сикстинская мадонна" (1512 - 1513), одно из выдающихся творений эпохи Возрождения, которая считается одним из величайших шедевров западного искусства. Она с 1754 года находится в Галерее старых мастеров в Дрездене.
Необходимо отметить, что живопись в те времена, воспринималась как работа, связанная с ручным трудом и традиционно причислялась к ремесленному труду и ставилась ниже "свободных искусств", не требующих физических усилий и достойных аристократа - например, поэзия и музыка. В эпоху Возрождения эти взгляды начали пересматриваться и эпитет "божественный" по отношению к тем или иным отдельным произведениям искусства, постоянно применялся к работам трех великих художников - Леонардо, Микеланджело и Рафаэлю. Благодаря им живопись была возведена в ранг высокого искусства, отделившись от клейма ремесла, ручной работы.
Связь с Римом имело особое значение для Рафаэля. Начиная с 1508 года он жил и работал в Риме при дворе двух пап - Юлие II и Льве X. В среде художников Рафаэль имел особый статус. Он жил не как живописец, а по княжески. Действительно, он потомственный художник жил в собственном дворце, неподалеку от Ватикана, водил дружбу с папами. Подобный взлет ранее был невозможен для живописца. Его личный успех заставлял видеть в нем "короля всех живописцев". В своих произведениях Рафаэль сформулировал изобразительный идеал проникнутый грацией и гармонией, который остался в мировой культуре навсегда. Его искусство это вершина живописи до которой человечество уже вряд ли сможет добраться в обозримом будущем.