Найти тему
КиноманИаК

"Мальчик и птица" (2023): новый сказочный шедевр Хаяо Миядзаки

Дорогие подписчики и читатели! Поздравляю с наступающим Новым Годом!

В последний день года хочется вспомнить одну ленту, которая оказала сильное впечатление, особенно на фоне многочисленных киноразочарований года. Речь идет о последней на данный момент работе легендарного Хаяо Миядзаки "Мальчик и птица". Вообще, среди режиссеров редко случается, когда признанный мастер продолжает выпускать если не шедевры, то хотя бы крепкие работы. Редкая порода режиссеров вроде Клинта Иствуда могут это делать, а иные снимают разный мусор про роботов, играющих на дудочке и по тихой грусти разводящих инопланетных тварей или про исторических деятелей вроде Наполеона, показывая их в неприглядном виде. После выпуска в 2013 году аниме-ленты "Ветер крепчает", где не нашлось места магии, но зато показана щемящая душу история, считалось, что Хаяо Миядзаки выдал свою "лебединую песню", однако, он не из тех, кто рано сдается. Почти 10 лет Миядзаки работал над картиной "Мальчик и птица", особый интерес к которой подогревался почти полным отсутствием информации о ленте. Наконец, в декабре 2023 года состоялась мировая премьера. Попробуем разобраться, смог ли режиссер снять сильную работу, достойную своих предшественников, или же преклонные годы дали свое.

Входные данные о герое соответствуют обычной фабуле Миядзаки, где непременно есть биографические элементы. Юный Махито Маки приезжает в небольшое поселение, он снедаем тоской и скорбью, ведь при бомбардировке в пожаре погибла его мать (действие происходит в 1943-м году), а отец, крупный фабрикант, производящий для армии Японии комплектующие, женится на Нацуко, сестре погибшей матери главного героя. Махито не вписывается в окружающую атмосферу: в школе его не принимают, а с Нацуко отношения оказываются очень натянутые. Махито не может примириться с выбором отца. Как-то ситуацию спасают живущие в одном доме многочисленные бабушки, которые сразу же привязываются к герою. Но с первого дня происходят разные странности: Махито преследует странная серая цапля, которую он видит даже во сне. В один из дней он обнаруживает среди личных вещей книгу, подаренную его мамой незадолго до гибели, которая называется "Как поживаете?" Именно после ее прочтения беременная Нацуко исчезает, а странная цапля начинает вести себя еще агрессивнее и манить героя к заброшенной башне, которую построил его двоюродный дед, сошедший с ума и исчезнувший без вести.

-2

Попав в башню, Махито видит, что под личиной цапли скрывается подозрительный коротышка, который приманивает героя, говоря, что необходимо спасти его маму, после чего открывает портал в параллельный мир, где многое происходит совсем по иным законам. Махито теперь предстоит необычный путь по этому параллельному миру, чтобы преодолеть себя и найти новый жизненный смысл, не без помощи цапли, которая, сначала, будет себя проявлять совсем не дружелюбно.

Говоря о биографических элементах, Хаяо будто рефлексирует о своем детстве, ведь его отец был действительно крупным поставщиком армии Японии, поэтому сеья жила в достатке, однако, все омрачалось тяжелой болезнью матери Миядзаки, болевшей туберкулезом позвоночника, из-за чего она несколько лет была полностью лежащей, хотя в итоге смогла перебороть свою болезнь и прожить после этого достаточно много, несмотря на ее диагноз. Подобное мы видели и в "Моем соседе Тоторо", и в "Ветер крепчает", и многих других прекрасных работах мастера. Его герои, как правило, совершают персональную одиссею по разным мирам - от внутреннего до самого фантасмагоричного, чтобы найти способ преодолеть гнетущие чувства. Надо сказать, что этот элемент биографичности делает каждую работу личной и искренней, из-за чего острее воспринимаются характеры персонажей и происходящие с ними коллизии.

-3

Яркая сказочность и гиперболичность происходящего лишь усиливает эффект раскрытия персонажа, при этом, простая мораль доступна даже детям, а сложные образы позволяют вникнуть в историю и не скучать и взрослому человеку. Объективно говоря, Миядзаки давно уже сумел вывести аниме на уровень настоящего искусства, и в этот раз определенно не подвел: его волшебные миры служат декорацией, с помощью которой раскрывается внутренняя драма персонажей, понимание их места в мире, а также связи между поколениями. Здесь нет примитивных рифм про то, как "не надо отворачиваться семьи", произносимых с серьезным лицом, а присутствует путь, проходя который главный герои и зритель вместе с ним выносят из этого определенную мораль.

-4

По этой причине подобные работы являются универсальными и понятными во всем мире. Картину Миядзаки очень высоко оценили, на уровне, близком к "Унесенным призраками". Критики оказались в восторге и выставили заслуженно высокие оценки, но что интересно, только выйдя в мировой прокат, картина оказалась отмечена на ряде фестивалей, а также номинирована на "Золотой глобус". Что-то мне подсказывает, что основной урожай наград соберет как раз именно эта картина, в том числе и ближайший "Оскар".

В прокате в мире картина себя показала отлично, поставив ряд рекордов, в том числе в Северной Америке, оказавшись первой аниме-лентой, занявшей 1 место по сборам за уикенд, что определенно новое достижение для азиатского кино в принципе. На данный момент в мире лента взяла 128 миллионов долларов и явно останавливаться не собирается, претендуя на лавры "Принцессы Мононоке"

-5

Смотреть ли эту картину? Определенно да, это один из наиболее удачных релизов года и настоящий шедевр мастера. Даже если вы скептически относитесь к аниме, это та работа, которая вполне вероятно может изменить ваше отношение. Еще картина Миядзаки - это один из немногих релизов, официально вышедших в отечественный прокат, и на большом экране лента смотрится еще эпичнее и масштабнее. Так что мой вердикт - смотреть обязательно.

P.S. Кстати, если вы думали, что это "лебединая песня" Миядзаки, то спешу удивить: недавно режиссер, чьей неутомимости можно позавидовать, объявил, что у него в планах поставить долгожданный сиквел "Навсикаи из долины ветров", и что-то мне подсказывает, что это вполне может получиться.

-6

Не пропустите рецензию на другой впечатляющий релиз года - байопик про Энцо Феррари:

А также рецензию на провального "Наполеона" от Ридли Скотта:

------------------------------------------------------------------------------------

Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.

Птицы
0