Майкл Манн в своем роде уникальный режиссер. Он никогда не считался представителем артхаусного кино, однако, его видение и влияние, а также способность совмещать множество ролей, в том числе не только режиссера, но и действительно талантливого продюсера, дают основание считать большинство его работ именно авторскими, пусть и снятыми для массового зрителя. В основе большинства его картин, в центре повествования - немолодой мужчина, который одержим своим делом, будь это спорт, ловля преступников или создание чего-то масштабного. Каждый его герой буквально горит на работе, лично переживая любую победу или неудачу, им никогда ничего не дается легко, да и кроме основной деятельности, всегда есть место проблемам личным, которые тоже влияют на итоговый результат. Пусть не все его картины стали хитами, но отрицать вклад Майкла Манна невозможно. Будучи еще режиссером, чьи работы воспринимались неоднозначно, вроде "Вора" или "Крепости", Манн сумел сначала вписать свое имя в историю телевидения (под его эгидой вышли "Полицейская история", "Полиция Майами", "Криминальные истории"), а затем и в историю большого кино, получив абсолютное признание после "Последнего из могикан", "Схватки" и "Своего человека". Конечно, были и большие огрехи, вроде "Кибера", но в целом, режиссер и в 21-м веке чувствовал себя уверенно, снимая значимые ленты вроде "Соучастника" и "Али". Презентованная осенью на Венецианском кинофестивале биографическая лента "Феррари", пусть и ничего не выиграла, но была успешно принята кинопрессой и зрителями. Наконец, этот фильм вышел в прокат. Попробуем разобраться, стоит ли тратить время на новую работу заслуженного мэтра или же есть риск, что фильм не оправдает ожидания.
Хотя фильм и заявлен как байопик, действие охватывает небольшой промежуток в несколько месяцев 1957-го года. Уже приближающийся к 60-ти годам бывший гонщик, а теперь владелец компании по производству одноименных спорткаров Энцо Феррари находится, подобно герою феллиниевского "8 1/2", в экзистенциальном кризисе. Дело всей его жизни находится под угрозой банкротства, чтобы спасти свою компанию, Феррари необходимо найти внешнего инвестора. Но беда не приходит одна: семейная жизнь с Лаурой, его женой и совладельцем компании, фактически разрушена, и причина не только в недавней гибели старшего сына, у которого диагностировали редкую болезнь, от нее не смогло спасти никакое лечение, но также из-за другой семьи. Энцо живет на два дома: в одном горюющая давняя жена, в другом - более молодая возлюбленная, которая тоже родила герою сына.
Лаура постоянно устраивает сцены ревности и даже пытается стрелять из пистолета каждый раз, когда Энцо возвращается домой под самое утро. Другая возлюбленная Лина, хотя и не выносит мозг насчет развода с женой, но все больше говорит, что сожалеет о своем выборе и поднимает вопрос о признании внебрачного сына Пьеро. Курьез в ситуации в том, что в Италии тех лет разводы были запрещены законодательно. Поиск инвесторов тоже связан с терзаниями героя: он не готов отдавать всю власть и принятие решений тому, кто рискнет вложиться в дело всей жизни Феррари, а терпящая крушение компания долго просуществовать не сможет. Тогда Энцо получает рекомендацию о необходимости поучаствовать в спортивных гонках Mille Miglia (тысяча миль), по итогам которых в случае победы, к Феррари будет приковано особое внимание и проблема с привлечением финансирования с высокой вероятностью решится. Однако, имеющиеся спорткары для соревнований абсолютно небезопасны, на глазах Феррари во время тренировочных заездов погибает "звезда" его команды и тогда Энцо решает дать шанс другой восходящей звезде автогонок - Альфонсо Де Портаго.
Пытаясь решить все свои проблемы, Энцо пытается вновь найти смысл жизни, хотя и начинает каждое утро с визита на могилу умершего сына. Он будто понимает, что надо жить дальше, и ни одна проблема сама собой не решится, однако, словно некая внутренняя сила останавливает его. Увидев гибель своего гонщика и получив отчет, в котором его компании дается всего полгода до банкротства, Феррари выходит из анабиоза. Все свои усилия он сосредотачивает на спасении компании через участие в гонках, а также правильной работе с медиа (надо сказать, что это тоже частая особенность фильмов Манна, правда, относительно поздних работ вроде "Али"). Однако, все висит на волоске из-за разных обстоятельств, в том числе и "благодаря" психически нестабильной Лауре, которая постепенно раскрывает обман главного героя насчет другой семьи, после чего решает действовать самостоятельно.
Самое интересное, что история компании Феррари Манна интересовала долгие годы. По сути, это его "проект мечты", а также попытка зайти с другого ракурса на осмысление истории восхождения Энцо Феррари. Именно Манн был продюсером "оскароносного" "Форд против Феррари", правда, отдав в тот раз права режиссера Джеймсу Мэнголду, а в случае с байопиком про Феррари взял обязанности режиссера на себя. Вероятно, по этой причине "Феррари" кажется с одной стороны, очень личным фильмом, а с другой - до мелочей проработанным.
Пусть Италия конца 50-х годов и показана несколько идиллически, однако, работа художников здесь великолепна: воссозданная эпоха даже по мелочам видится проработанной и ощущение, будто смотришь фильм тех лет, а не современную стилизацию. В фильме очень много спорткаров тех лет, которые не нарисованы на компьютере, а реально используются в кадре при минимуме спецэффектов. Сценарно пусть и нет рапид-монтажа и быстро развивающегося действия, тем не менее, фильм оказывается несколько тягучим, постепенно вовлекая зрителей в историю главного героя, постепенно демонстрируя его страхи и переживания. На главных актерах хочется остановиться отдельно.
Хотя Адам Драйвер и немного "замазан" участием в неудачной трилогии "Звездных войн" от Джей Джей Абрамса, на деле этот неординарный актер давно всем доказал свою состоятельность и талант. Драйвер отлично сыграл в другом байопике про падение другой известной семьи Гуччи, здесь он смотрится даже в чем-то лучше. Пусть по возрасту, конечно, Адам и не выглядит на 59 лет (тут седые волосы никак не придают лишние годы), но передать суть креатора, его мысли и переживания, помноженные на личные страхи, у актера получилось прекрасно. Его манера игры сдержанная, без гигантского диапазона эмоций, однако, по делу и с полной отдачей.
Прекрасная Пенелопа Крус здесь сыграла свою лучшую роль со времен "Разомкнутых объятий" и "Вики Кристина Барселона". Кстати, с последней ее эта роль чем-то похожа: та же страдающая роковая женщина, которая впадает часто в анабиоз после гибели сына и разлада с мужем, но благодаря выплеску своих эмоций периодически старается из него выбираться. Ее отношения с Энцо - это тот самый один шаг от любви до ненависти. Однако, если трактовать ее как стервозную героиню, которая пытается найти виновных в своих страданиях, это будет некорректно: ее Лаура понимает одержимость мужа своим делом и даже в таких обстоятельствах старается сильно не мешать именно в делах компании.
Хотя режиссура Манна здесь более размеренная, сочетающая как элементы артхаусного, так и более зрительского кино, 2 часа проходят почти незаметно, пусть первые минут 40 фильм "раскачивает" зрителя. Кроме работы художников, в ленте отличная операторская работа, неплохой монтаж, хотя работа композитора несколько бесцветная. Радует относительно небольшое количество спецэффектов и много натурных съемок, благодаря чему фильм обретает форму реальной объемной картины, а не поделки на фоне CGI.
Фильм получил заслуженный успех на Венецианском фестивале и хочется верить, что в наградном сезоне фильм вниманием не обойдут. Хотя на "Золотом глобусе" лента не получила ни одной номинации, но Американский институт кино включил "Феррари" в 10-ку лучших фильмов года, и это действительно заслуженно. Критикам лента очень понравилась, так что перспективы хорошие. Конечно, немаловажными будут сборы 95-миллионной ленты, однако, учитывая, что картина выходит в прокат в Рождество, в большой вероятностью тут будет все хорошо. Смотреть ли этот фильм в кинотеатре? Определенно да, Майкл Манн доказал, что преклонный возраст - это не помеха, чтобы снимать качественное кино. Хотя возможно, что фанатам комиксов такая картина не зайдет.
Не пропустите обзор других недавних новинок:
"Мятежная луна: дитя огня" от Зака Снайдера:
"Наполеон" от Ридли Скотта:
------------------------------------------------------------------------------------
Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.