Песни, как для пехоты, так и для кавалерии, служили большим подспорьем в походе.
Покидаем мазар и древнее кладбище в урочище Касарма и через 20 минут паркуемся на рандомно выбранном чек-поинте 13.46 восточного края плато Устюрт. Этот обрыв вытянулся в меридиональном направлении в одном-двух километрах от полосы берегового прибоя западного берега Аральского моря. Как вы можете видеть по фотографиям - Аральское море совсем еще не высохло до конца и в этот день моего путешествия вполне себе серьезно так штормило.
Для тех кто только что присоединился к нам напомню: я двигался по краю плато Устюрт в северном направлении от урочища Давлетгирей и крепости Карганшикала. Мне предстояло пройти 80 км по пустынному плато Устюрт вдоль его восточного чинка, спуститься к берегу моря и отыскать там базу снабжения полигона на острове Возрождения (сейчас мы где-то на середине пути), а потом вернуться обратно. Мой маршрут в точности совпадал с маршрутом русского похода 1873 года на покорение Хивинского ханства. Только мне нужно было за день пройти расстояние равное примерно трем дням хода войска, вернуться обратно и ехать до тех пор пока совсем не стемнеет в направлении Хивы по пустыне. Делать это ночью было не совсем удобно, т.к. у меня после норы койота осталась только одна фара. Риск был больше не в том чтобы улететь с обрыва (обрыв служил естественным компасом), а в том чтобы не попасть в какую-нибудь промоину, колею или не пробить картер камнем.
Осматриваемся.
Знак говорит о том, что вход в заказник запрещен. Но я ведь собираюсь въехать, а про это ничего не написано... Кстати, сайгаков я так и не увидел в этот раз.
Сейчас мы с вами находимся где-то в районе урочища Ак-Булак, но привязать точно место стояния этого аншлага и границы заказника "Сайгачий" я не могу. Все дело в том, что на карте обозначен родник Акбулак с неустановленным дебетом и одноименный могильник. Более того, между ними есть еще несколько безымянных могильников и кладбищ и разобраться какое из них отмечено на карте, а какое нет, дорогого стоит. Я уже тороплюсь и перестаю останавливаться у могил пустынных кочевников. Время обеда, а я еще не достиг цели своего маршрута.
Вот что пишет участник Хивинского похода 1873 года Саранчев Е.С. об этом участке между урочищми Ак-Булак и Кассарма. Напомню, он следовал с севера на юг, я же двигаюсь в обратном направлении.
"24-го апреля, пройдя около 33 верст, остановились у урочища Ак-булак. Вода находилась в 3 озерках, лежащих почти у подошвы Чинка. Одно озеро находилось против бивуака, а два других верстах в полутора севернее первого; вода в них была хотя и солоноватая, но для питья еще довольно годная.
25-го апреля прибыли на урочище Касарму, совершив переход в 30 верст. На террасе, лежащей фут. на 250 ниже вершины, здесь находятся три неисчерпаемых родниковых колодца с совершенно пресною и холодною водой; вблизи колодцев — три озера: одно с пресною, другие два с соленою водой, годной однако для верблюдов. Здесь отряд провел две дневки 26 и 27 апреля. (Саранчев Е.С., 1874).
Интересно, что расстояние между родником Ак-Булак и урочищем Кассарма около 16 км, но ни как не 30 верст. Т.е. оно в два раза меньше заявленного Саранчевым. Еще одна загадка. Не мог же он так ошибаться. А некоторые соленые озерки виднеются чуть севернее могильника Акбулак.
Песни, как для пехоты, так и для кавалерии, служили большим подспорьем в походе. Слушая их, как-то забываешь и усталость, и то разстояние, которое еще остается пройти а оно, между тем, незаметно сокращается. Поэтому то во все время похода песни пелись у нас непрерывно… (Саранчев Е.С., 1874).
Использованная литература:
Саранчев Е.С. Хивинская экспедиция 1873 года. Записки очевидца сапёра Е. Саранчова. — СПб., тип. Ф. Сущинского, 1874. — 186 с.
Предыдущие репортажи:
Вся навигация по Большому Центрально-Азиатскому путешествию и оригинальный репортаж в моем ЖЖ здесь.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки и оставляйте вопросы, я обязательно на них отвечу. Продолжение следует. Спасибо.