Найти тему

День Ильи Муромца

Памятник Илье Муромцу в городе Муроме
Памятник Илье Муромцу в городе Муроме

1 января в нашей стране, помимо Нового года, отмечается ещё и День Ильи Муромца. Илья Муромец — самый известный и любимый народом русский богатырь, родом из села Карачарова, что под городом Муромом. Об Илье Муромце рассказаны многие десятки былин, которые объединяют несколько сюжетов. Главными из которых являются: обретение силы Ильёй Муромцем; освобождение города Чернигова от полчищ захватчиков; поимка Соловья-разбойника и доставка его в Киев-град; освобождение Киева от Идолища поганого, а также от напастей, исходящих от Калина-царя. При этом, Илья Муромец не чурается и службы по охране границ на Московской заставе и со стороны Индеи (Галиции).

Происхождением Илья — крестьянский сын, не княжеского рода, а значит из простого русского народа. При этом богатырь Илья из города Муромля с князем Владимиром ведёт себя на равных, не допуская какого либо принижения своей персоны. Смело идёт на ссору с князем и не боится тюремного заключения. Характер русского богатыря таков, что, несмотря на обиды, он всегда встаёт на защиту Русской земли, не отказываясь от этого ни при каких обстоятельствах.

Свою воинскую доблесть Илья Муромец проявляет всегда в Русской земле, почти никогда не покидая её пределы. Противниками на поле боя (в чистом поле) у Ильи Муромца становятся в основном татары (не ордынцы), в лице Идолища и Калина-царя. Илья, помимо прочего, кроме сражения с татарвой и защиты границ, занимается и правоохранительной деятельностью. Он очищает дороги Руси от грабежей и насилия, изловив и нейтрализовав Соловья-разбойника, а также разгромив казачью станицу, промышлявшую дорожными грабежами. Илья Муромец закрывает дорожный притон, освобождая из него незадачливых любителей развлечений.

Выполняя свой священный долг по защите родного Отечества Илья Муромец строго следует своим нравственным принципам и существовавшим тогда законам, не останавливаясь ни перед чем. Нарушившего богатырские заповеди племянника князя Владимира, Ермака, Илья Муромец несколько раз предупреждает и за непослушание — убивает. Сражаясь с Подсокольником, Илья Муромец признаёт в нём своего сына, но, убедившись в том, что тот идёт против Руси, также убивает его.

В былинах Илью Муромца часто называют «старой казак», тем самым подтверждая его причастность к старому войску, существовавшему на Руси до всех потрясений. Былины рассказывают о многих богатырях, среди которых Илья Муромец занимает особое место. Только он общается с русскими богатырями из разных поколений. Богатыри Алатырской земли (Западной, Поморской Руси) Самсон, Колыван и Муромлян к Илье имеют непосредственное отношение.

И если богатырь Колыван не покидает своих рубежей, находясь возле города Колывани (Таллина), то богатырь Муромлян, возможно, является основателем города Муромля (Мурома), а богатырь Самсон Самойлович либо Колываныч назван в былинах крестным отцом Ильи Муромца.

Илья Муромец, единственный из русских богатырей, который встречается с богатырём Святогором на Святых горах. Илья перенимает у Святогора его богатырскую силу, принимает от легендарного богатыря меч-кладенец и участвует в похоронах Святогора. Приняв силу богатырскую и легендарное оружие, Илья Муромец возвращается из своей «загранпоездки» на Святую Русь и вновь становится её незаменимым защитником.

Почему вновь? Потому что «старой казак» Илья и раньше стоял на рубежах Русской земли, но он затем засыпал на три дня и три ночи (почитай на три тыщи лет), потом сиднем сидел тридцать лет (а не тридцать три года, как некоторые думают), и напоследок Илья Муромец упокоился в Киеве. Всё это время, пока Илья Муромец находился в состоянии «каменного» успокоения, либо сиднем сидел, Русскую землю настигали невиданные беды и несчастья.

Многие считают, что крестьянский сын Илья из города Муромля, из села Карачарова, был финно-угорского происхождения. Потому как в русской летописи говорится о городе Муроме и народе мурома, жившем вокруг этого города.

«И овладел всею властью один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — славяне, в Полотске — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.»

© Повесть временных лет.

Всё так, но ведь в летописи есть и другая запись, относящаяся ко времени до Рюрика. И её также стоит учитывать, чтобы понимать, где жил народ мурома за несколько столетий до того, как призвали Рюрика. Ведь появление славян историки ориентировочно связывают с 4 — 6-м веками, а Рюрик — это конец 9-го века.

«И по смерти братьев [Кия, Щека и Хорива] этих потомство их стало держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город — Смоленск. Именно там сидят кривичи, от них же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке — там, где она впадает в Волгу, — мурома, говорящая на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке.»

© Повесть временных лет.

По всей видимости, летописец не просто так уточнил место размещения народа мурома — устье реки Оки. Там сейчас стоит город Нижний Новгород, от которого до Мурома, вверх по Оке, 150 км. После муромы указан народ мордва, живший на реке Сура, впадающей в Волгу, как и Ока. От устья Оки, до устья Суры — 170 км. Скорее всего, мурома там и жили по Волге, подобно другому финно-угорскому племени, черемисам. А по Оке, не исключено, что ещё жили русские, которые сначала были вытеснены с Суры, а потом и из Мурома на Оке, вплоть до Старой Рязани (170 км от Мурома вверх по Оке).

В былинах об Илье Муромце говорится про город Муромль, а не Муром. Скорее всего, народ мурома изменил название города Муромля на свой лад — Муром. Как назывался сам народ, доподлинно не известно. Потому как их так прозвали русские, от города Мурома. Точно так же русские называют финно-угорские народы мокшан и эрзян одним словом — мордва. Город Муромль имеет исключительно русское окончание «-ль», известное только по одному городу — Суздаль, в русском происхождении которого никто не сомневается.

Таким образом, русский богатырь Илья Иванович Муромец — русского происхождения и к финно-угорскому народу мурома не имеет никакого отношения. Точно также, как русский город Коло и Ивана (Колывань), о котором рассказано в статье «Забытая легенда о Коляде», не имеет никакого отношения к финскому народу эстов.

После ухода русских с побережья Балтийского моря (с Поморской Руси), возможно даже с Рюриком на Старую (Материнскую) Русь, финским племенем эстов была занят город, который они называли Kalevan и построили там крепость. Эту крепость эстонцы стали называть «tali linn», что на их языке означает «зимний город». Возможно, это было сделано в память об общеевропейском легендарном воине Коляде, который разместил там свой военный лагерь, а затем построил столицу своего царства — Колывань.

У военных есть такой термин — «пункт постоянной дислокации воинской части» или ППД. В ППД как правило размещаются батальоны, полки и дивизии. В Русской императорской армии основной воинской частью постоянного состава был полк, потому как полки в дивизии сводились только в военное время. ППД каждого полка размещался, как правило, в городе, а если на границе, то в крепости. Каждый полк размещался в своём городе и казармы этого полка так и назывались — «зимние квартиры».

Эстонский «зимний город» Тали-линн, возможно берет своё начало от «зимних квартир» войска Коляды, которое действительно зимовало на берегу Балтики, чтобы пережить суровую зиму послеледниковой Европы. А уже летом, из этого «зимнего города» Коляда отправлял экспедиции на Север, к Полярному кругу, чтобы наблюдать за движением Солнца, для составления точного лунно-солнечного календаря.

После захвата викингами (датчанами) эстонской крепости в 1219 году, там был построен замок, который стал называться «taani linn» — «датский город». В настоящее время «зимние квартиры» Колядовского полка называются по-эстонски Таллинн.

Согласно наставлений калик перехожих, давших богатырю силу, Илье Муромцу «смерть на бою не писана», он может ратиться с любым богатырём или поляницею удалою, при соблюдении четырёх запретов:

«не выходи драться с Святогором-богатырем: его и земля на себе через силу носит»;

«не ходи драться с Самсоном-богатырем: у него на голове семь власов ангельских»;

«не бейся и с родом Микуловым: его любит матушка сыра земля»;

«не ходи еще на Вольгу Всеславьича: он не силою возьмет, так хитростью-мудростью».

Смысл этих наставлений сводится к тому, чтобы Илья не выходил биться с теми, кто стоит на защите Русской земли, то есть «русский против русского». Не известно, кто кого победит, но обороноспособность Русской земли при этом пострадает в любом случае.

Что интересно, Илья Муромец не является Змееборцем, как другие его ратные товарищи, Добрыня Никитич и Алёша Попович. По всей видимости, служба Ильи Муромца по защите родной Русской земли проходила в то время, когда со Змеем, а может быть и с Драконом, были мирные добрососедские отношения. В любом случае, нет былин, в которых Илья Муромец сражается со Змеем.

Илья Муромец получил обучение ратному мастерству от двух богатырей: Самсона Самойловича и Святогора. При этом, он сам был наставником русскому богатырю Добрыне Никитичу и обучал того всем премудростям богатырской службы. На Алёшу Поповича сия наука не распространялась. Тот обучался ратному делу в стенах своего родного города — Ростова Великого.

Век Ильи Муромца закончился его мирной кончиной в стенах города Киева, где он и был похоронен, согласно былин и преданий. Что характерно, это произошло до ордынского нашествия Батыя на Русь, когда был взят штурмом и разорён славный Киев-град в 1240 году. Такой вывод можно сделать потому, что самый младший русский богатырь из «легендарной троицы», Алёша Попович, сложил свою голову в битве при Калке (ныне река Кальмиус в ДНР) в 1223 году, сражаясь с передовыми монгольскими отрядами войск Чингисхана. А Илья Муромец преставился раньше Алёши Поповича и Добрыни Никитича.

Продолжение в статье Русские былины об Илье Муромце.

Авторы - Валерий и Ольга Салфетниковы

Валерий Салфетников