Былин про Илью Муромца достаточно много, но, в большинстве своём они повторяют основные сюжеты про русского богатыря. Напомним основные из них.
В былине «Конец богатырей» говорится о том, что поляница удалая сразила в бою 300 русских богатырей, из которых в живых остались только трое: Добрынюшка, Олешенька и Илья Муромец. Они от той страсти и ужаса уезжали на поле Боиканово, где разставили шатры белополотняные и спали они три дня и три ночи, «не пиваючи и не едаючи».
Под полем Боикановым многие исследователи понимают Вологодскую землю или северное Заволжье, когда уцелевшая часть русских войск отошла за Волгу, оставив на поругание врагу «Русскую Месопотамию» или междуречье Оки и Волги, называемую в летописях «Оковский лес». Также была оставлена «колыбель Руси» — река Сура.
Засыпание русских богатырей беспробудным сном на три дня и три ночи, можно рассматривать как оставление русскими своих исконных земель на три тысячелетия.
В былине «Илья Муромец и Святогор» говорится о том, как Илья Муромец поехал на Святые горы и встретил там богатыря Святогора. По началу Илья пробовал сбить с коня спящего богатыря, но у него ничего не вышло. Только после третьего удара Святогор проснулся, сунул Илью в карман и дальше поехал. И когда его конь стал спотыкаться, Святогор вынул Илью из кармана вместе с конём и побратался с ним. Далее они поехали вместе по Святым горам и наехали на белый гроб, в который лёг Святогор и больше из него не встал. Илья Муромец пытался разбить крышку гроба, но всё было тщетно. Святогор стал помирать и передал свою силу богатырскую Илье Муромцу.
В былине «Обретение силы Ильей Муромцем» говорится о том, как Илья Муромец сиднем сидел тридцать лет.
«В славном городе во Муромле,
Во селе было Карачарове,
Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын,
Сиднем сидел цело тридцать лет.»
Илья Муромец, защитник Русской земли, как бы уже был, но никаких действий по освобождению своей земли не предпринимал, на протяжении тридцати лет. Почему именно 30 лет, а не 33, как думают многие? Дело в том, что число 30 несёт в себе негативную составляющую, как «тридесятое царство», которое было враждебно для Руси. А вот число 33 становится уже позитивным и всячески приветствуется русским народом. Это отличие в числах хорошо показал русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях.
В поэме «Руслан и Людмила» говорится о тридцати витязях, которыми руководит дядька их морской.
«Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;»
На деле дядька оказался злым волшебником Черномором, который промышлял тем, что похищал девиц с брачного ложа.
«Узнай, Руслан: твой оскорбитель
Волшебник страшный Черномор,
Красавиц давний похититель,
Полнощных обладатель гор.»
В другом своём произведении, «Сказке о царе Салтане», Александр Сергеевич представляет Черномора совершенно в ином облике.
«В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.»
Как мы видим, в этой сказке уже не 30 витязей прекрасных, а 33 богатыря, и с ними дядька Черномор, который представлен уже в позитивном ключе. Так что, для русского человека числа 30 и 33 несут в себе определённый смысл. Илья Муромец, просидевший без дела тридцать лет, набрав силу начинает освобождать Русскую землю от всякой нечисти.
В былине «Первые подвиги Ильи Муромца» говорится о том, как Илья поехал «из города из Муромля» в стольный Киев-град. По дороге он подъехал к городу Чернигову, а там силушки нагнано, черным-черно, ни пешком пройти, ни конём проехать, ни птицей, черным вороном, не пролететь. Стал Илья Муромец эту силушку (неизвестной принадлежности) конём топтать, да копьём колоть, так и освободил город Чернигов от неприятеля.
От мужиков черниговских Илья узнал, что дорожка прямоезжая до Киева вся заколодела, замуравела, и ей давно уже никто не пользовался. Потому как сидит там Соловей-разбойник Одихмантьев сын и всех проезжих и проходящих смерти предаёт. Отправился Илья Муромец из Чернигова в Киев этой, прямоезжей дорожкой. Попытался Соловей-разбойник подействовать своим свистом на русского богатыря, да не тут-то было, натянул Илья Муромец тетивочку шелковую и пустил калену стрелу, которой выбил Соловью один глаз.
Свалился Соловей-разбойник с дерева, подхватил его Илья и пристегнул к своему стремени. Поехал дальше богатырь в Киев мимо логова Соловьиного. А там три его дочери, напустили своих мужей, чтобы отбили их отца у «мужичища-деревенщины». Но Соловей-разбойник сказал своим зятьям, чтобы выкупили его у русского богатыря любыми дарами и боем с ним не связывались. Однако Илья поехал дальше, в Киев.
Там он пошёл к князю Владимиру и рассказал про освобождение Чернигова и поимку Соловья-разбойника. Князь Владимир сначала не поверил и обвинил Илью во вранье, но когда ему предъявили живого Соловья, то захотел на него посмотреть и свист его послушать. В итоге, засвистел Соловей на княжьем дворе, сколько было там людей, все мертвы лежат. Взял Илья Муромец его в охапку, вывез в чисто поле и срубил ему буйну голову.
В былине «Илья Муромец и Идолище» говорится о «татарине поганом» Идолище, который набрал силы «многие тыщи» и пошёл с ней на князя Владимира. Окружил силой несметной Киев и стал угрожать князю Владимиру. Убоялся князь, потому как не было в Киеве могучих богатырей, ни Ильи, ни Добрыни, ни Михайлы Потыка, один Алешенька Левонтьевич (Попович), который хоть и смелый, но не удалый.
Илья Муромец был в отъезде, в Царе-граде, там узнал про беду великую. Обратной дорогой встретил пилигрима Иванище, облачился в его одежды и пришёл в Киев к князю в виде старца. Идолище поганое пировал у князя как хотел и сколько хотел, но завидев пилигрима заподозрил недоброе. С виду одет как старчище, а по походочке так Илья Муромец.
Сел Илья за стол вместе с Идолищем и начал разговоры дерзкие вести. Не понравилось это Идолищу, выхватил нож и бросил его в старца. Илья ловок был и тот нож словил. Затем взял свою старческую клюку в сорок пудов и сбил ею голову Идолищу будто пугвицу. После этого вышел Илья во двор и начал охаживать клюкой всех татаровей. Освободил Илья Муромец и город Киев и князя Владимира от полона.
В былине «Илья Муромец на Соколе-корабле» говорится о том, как ходил Сокол-корабль по морю синему, Хвалунскому (Каспийскому), в течение двенадцати лет. На якорях корабль не стаивал, к крутым берегам не приваливал, желтых песков не хватывал. Хозяином на том корабле был Илья Муромец, его верный слуга — Добрынюшка Никитин сын и пятьсот гребцов, удалых молодцов.
Захотел турецкий пан Салтан захватить Сокол-корабль, а Илью Муромца в полон взять. Узнав об этом Илья только лишь пригрозил турецкому пану своим тугим луком, да каленой стрелой, чем напрочь отбил желание пана Салтана когда-либо связываться с Ильей Муромцем.
В былине «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром» говорится о княжеском пире, на который прибыл Илья Муромец после того как объехал множество разных городов, а вот в Киеве давно не бывал. Да так давно, что встретив его князь Владимир даже не признал. Илья Муромец назвался Никитой Заолешаниным и посадили его не за боярский стол, а к боярским детям. Илье это не понравилось и он сказал об этом в глаза князю Владимиру.
Владимир оскорбился таким поведением незнакомого гостя и приказал трем богатырям выкинуть того вон из гридницы. Но три богатыря ничего не смогли сделать. Вышло ещё трое, а потом ещё. И вдевятером не могли сдвинуть Илью с места. Бывший на пиру Добрыня Никитич сказал князю Владимиру, что это никакой не Никита Заолешанин пришел, а стар казак Илья Муромец. В это время Илья Муромец стал возиться с девятью богатырями, как с малыми котятами, повалив всех на пол. Да так повалил, что те ползали, а встать не могли.
Князь Владимир предложил Илье Муромцу любое место подле себя. Но, Илья Муромец, оскорбившись, ответил князю:
«Володимир, князь земли Святорусския!
Правду сказывал Добрынюшка,
Добрынюшка Никитич млад:
Не умел ты гостя на приезде учёствовать,
На отъезде гостя не учёствуешь!
Сам ты сидел со воронами,
А меня садил с воронятами!»
В былине «Бой Ильи Муромца с Подсокольником» говорится о том, как стояли на горной заставе три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, стерегли-берегли красен Киев-град. Завидел как-то по утру Илья Муромец, что едет по чисту полю богатырь в сторону Киева и на заставу не заворачивает. Послал ему в догонку Илья сначала Алешу Поповича, но тот вернулся ни с чем, потому как богатырь оказался ему не по плечу.
Следующий гонец за незваным гостем, Добрыня Никитич смог лишь расспросить удалого молодца, куда тот путь держит. А держит путь тот удалец прямо в Киев, чтобы город полонить, князя Владимира живком схватить, а княгинюшку Апраксию в жёны себе взять. Не понравился такой настрой чужеземца Илье Муромцу, и решил богатырь сам остановить удалого молодца. Нагнал Илья того молодца и сошлись они в поединке, как две горы.
Долго они бились, поизломалось у них всё оружие и сошлись они в рукопашную. Подломилась нога у Ильи Муромца, упал он на сыру землю, а удалой молодец сверху, хочет кинжалом вспороть белы груди и посмотреть на ретиво сердце Ильи. И взмолился Илья Муромец Спасу и Богородице, просит у них милости. И прибавилось силы у Ильи вдвое, и смахнул он с себя удалого молодца, и вскочил тому на белы груди, хочет тому кинжалом грудь вспороть.
Но, сначала Илья решил расспросить, какого тот роду племени. Со второго раза молодец ответил, что он от моря синего, от камня от латыря и мать его — баба Салыгорка. Илья Муромец понял, что это его сын Подсокольничек. Поднял Илья молодца с земли и обнял как сына, после чего богатыри побратались. После этого поединка заснул Илья Муромец в своём шатре на целых два дня.
Подсокольничек затаил обиду на своего отца и решил спящего заколоть копьём. Но копьё уперлось в чуден крест Господен, который спас Илью от неминуемой смерти. Пробудился Илья от этого, схватил своего сына и бросил выше леса стоячего. Упал Подсокольничек на сыру землю и разбился в крошечки.
В былине «Илья Муромец и Калин-царь» говорится о том, как князь Владимир поразгневался на Илью Муромца и посадил его в глубокий погреб холодный на три года. Так бы и сгинул Илья в погребе от холода и голода, если бы не дочь княжеская, которая приказала сделать ключи поддельные, да набрала людей потаенных, которые и снабжали Илью Муромца в погребе всем необходимым в тайне от князя.
А тут, как назло, воспылал ненавистью к Киеву собака Калин-царь. Грозится разорить стольный Киев-град, мужиков всех повырубить, Божьи церкви на дым пустить, а князю Владимиру и Апраксе-королевичне головы срубить. Опечалился князь Владимир, что некому постоять за Киев-град, сгинул защитник земли Русской, Илья Муромец, в заточеньи, и залился князь горькими слезами.
Подходит к нему любимая дочь и говорит, что жив Илья. Схватил князь Владимир ключи и поспешил в погреб холодный, вывел оттуда живого Илью Муромца, усадил за стол и стал угощать всякими яствами. А также просить Илью встать на защиту стольного города. Отправился Илья Муромец в свои палаты белокаменны, снарядил коня и отправился в чисто поле.
Наехал Илья в поле силушку великую татарского войска, которой и края не видать. Поднялся Илья на горы с трёх сторон, чтобы увидеть край войска, но так его и не увидел. Поднялся Илья на гору с четвёртой, восточной стороны. Видит, стоит белый шатёр. Отправился Илья Муромец к нему. И нашёл там русских богатырей числом двенадцать.
Во главе этой богатырской дюжины был богатырь Самсон Самойлович, крестный отец Ильи Муромца. Богатыри пригласили Илью Муромца за свой стол, откушать что Бог послал. После трапезы Илья призвал всех богатырей снаряжать своих коней и отправляться на бой с татарами, которых привёл под стены Киева Калин-царь. Однако, в ответ получил отказ.
Богатырь Самсон объяснил своё странное поведение тем, что князь Владимир не заплатил им жалование, потому они не собираются воевать, ни за землю Русскую — за Отечество, ни за стольный Киев-град, на за веру Православную, ни за Божьи церкви, и, тем более, ни за князя Владимира и Апраксу-королевичну. Объяснил богатырь Самсон Самойлович это тем, что у князя Владимира достаточно бояр на пирах, чтобы защититься самому.
«У него ведь есте много да князей-бояр,
Кормит их и поит да и жалует,
Ничего нам нет от князя от Владимира.»
Такой ответ крестного отца Илью Муромца удивил и разочаровал. Вышел Илья из шатра, ничего не сказав богатырям русским, сел на своего коня и направился в сторону татарского войска. Илья Муромец решил в одиночку встать на защиту своего Отечества.
«Напущает-то богатырь святорусския
А на тую ли на силу на татарскую.
Он спустил коня да богатырского,
Да поехал ли по той по силушке татарскоей,
Стал он силушку конем топтать,
Стал конем топтать, копьем колоть,
Стал он бить ту силушку великую,
А он силу бьет, будто траву косит».
Но силы одного русского богатыря оказалось недостаточно на такого многочисленного противника. Видя безвыходную ситуацию, промолвил конь богатырский человеческим голосом, что им не справиться. Что есть у татар подкопы. Из двух подкопов конь сможет вывезти Илью, а из третьего нет. Не послушал Илья Муромец своего коня и продолжил сражение. Как и предостерегал богатыря его конь, в третьем подкопе конь просел сильно, но выпрыгнуть из него смог, а вот богатыря вывезти уже нет. Соскользнул Илья Муромец со своего коня богатырского и был тут же схвачен и связан татарами. Повели татары русского богатыря к своему царю Калину, чтобы тот решал, что с ним делать.
«Ай же ты, собака да наш Калин-царь!
Захватили мы да старого казака Илью Муромца
Да во тых-то во подкопах во глубокиих
И привели к тебе, к собаке царю Калину;
Что ты знаешь, то над ним и делаешь».
Калин-царь приказал развязать и расковать Илью Муромца. После чего стал предлагать русскому богатырю перейти на его сторону, сулил всякие дары. Однако, Илья Муромец от всего этого отказался, после чего вышел из палатки. А вокруг татарвы видимо-невидимо. У Ильи Муромца всё снаряжение и оружие при коне осталось, который смог убежать от татар в чисто поле.
Схватил Илья татарина за ноги, да и стал им помахивать, прочищая себе дорогу к чисту полю. Выйдя из татарского войска, Илья Муромец свистом позвал своего коня. Тот мигом прискакал на свист богатырский. Вскочил Илья на своего коня и на ту гору восточную, с которой виден шатёр русских богатырей. Видит Илья, что богатыри никуда не двинулись, их кони там так и стоят привязанные. Пустил Илья Муромец калену стрелу в тот шатёр, чтобы ещё раз попробовать пробудить совесть в русских богатырях. Сняла та стрела крышу с шатра и скользнула по груди богатыря Самсона.
Пробудился Самсон Самойлович ото сна и говорит своим товарищам, что не хорошо они поступили, оставив в беде одного Илью Муромца. Скоро седлали своих коней русские богатыри, да направились в чисто поле, к городу Киеву. Начали там рубить, топтать силу татарскую, и всю её изничтожили. Зашли они в палатку к Калину-царю и хотели тому голову срубить. Однако, Илья Муромец предложил отвезти собаку Калина-царя в Киев, к князю Владимиру. Так и сделали.
Усадил князь Владимир Калина-царя за свой стол и стал яствами всякими угощать. После этого подписали мирный договор, согласно которому Калин-царь обязался платить дань князю Владимиру веки вечные. На том и порешили.
В былине «Три поездки Ильи Муромца» говорится о том, как Илья Муромец ездил по чисту полю с младости до старости и наехал на горюч камень с подписью.
«Старому-де казаку да Илье Муромцу
Три пути пришло дорожки широкие:
А во дороженьку ту ехать, убиту быть,
Во другую-ту ехать, женату быть,
Да во третью ту ехать, богату быть».
Стал рассуждать Илья Муромец, куда ему поехать. Богатому быть? Не актуально, потому что у Ильи Муромца много своего злата-серебра и скатного жемчуга. Женатому быть? Тоже спорный вопрос. Молодую в жёны брать, чужая корысть, сотоварищи завидовать начнут, а на старой жениться совсем не хочется. Потому Илья поехал туда, где убитому быть.
Наехал Илья Муромец на станицу разбойников, численностью до пяти сотен. Окружили разбойники Илью Муромца и собрались его ограбить и коня отнять, а самого убить. Стал им Илья объяснять, что у него и взять-то нечего, по его понятиям. Денег с собой всего 7 тыс. (это царскими рублями), узда в тысячу, да седло в девять. Коню же цены вообще нет. Ну у коня ещё в уши вставлены скатный жемчуг и камни самоцветные, но это не для красы-басы, а чтобы ночью дорогу освещать.
Разбойники не утерпели, стали грубить Илье Муромцу и вести себя вызывающе. Тогда снял Илья свою шапку, да стал ею помахивать. Где махнёт, там улица, а отмахнёт — переулочек. Так он всю станицу разбойничью и разбил, освободив дорогу от любителей лёгкой наживы. Вернулся Илья к латырю-камешку и дописал там, где убитому быть:
«Да старому-де казаку, а Илье Муромцу,
На бою старику смерть не писана,
Да и та была дорожка прочищена».
Решил тогда Илья Муромец разведать дорогу, где женатому быть. Наехал Илья на крепость богатырскую. Встречают его двенадцать прекрасных девиц и среди них королевична. Приглашает королевична Илью Муромца в свой терем, отведать хлеба-соли. Соглашается Илья и идет в терем за красавицей. Наелся там всяких яств вволю и решил отдохнуть с дороги. Повела королевична Илью в опочивальню и показывает на кровать у стены. Русский богатырь смекнул, что та кровать подложная и решил сначала на неё уложить хозяйку.
«Да хватил королевну за белы руки,
Да шибал ее ко стены кирпичные.
Обвернулася кроватка тесовая,
Да увалилась королевна во глубок погрёб».
Вышел Илья из терема на улицу и стал искать, где может находиться выход из того подвала. Найдя нужную дверь, Илья Муромец вышиб её и выпустил из подвала сорок царей, сорок царевичей, сорок королей-королевичей, да сорок богатырей могучих. Вышла и королевична. Срубил её голову Илья по плечи, чтобы не морочила голову людям своей женитьбой, а пленников всех отпустил по своим местам.
Вернулся Илья Муромец к тому камню и подправил вторую надпись, что и эта дорожка прочищена. Осталась одна дорожка, где богатому быть. Поехал Илья в ту сторону. Наехал на чудный крест, стоящий на погребе, где было много злата-серебра. На те деньги построил Илья Муромец в Киеве церковь соборную, да потом в той церкви и упокоился.
В заключение можно сказать, что здесь представлены те былины, в которых раскрыты основные сюжеты, связанные непосредственно с Ильёй Муромцем. Помимо этого, образ русского богатыря Ильи из села Карачарова встречается в великом множестве других былин, посвящённых Добрыне Никитичу, Алеше Поповичу и другим богатырям.