Найти в Дзене
Кино и книги

"Петля": трехсерийный советский детектив по одноименному роману Аркадия Адамова - продолжение "Инспектора Лосева"

Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели! Еще раз поздравляю вас с наступившим новым 2024 годом и предлагаю вернуться к знакомым героям. Мой предыдущий обзор был посвящен экранизации романа Адамова "Злым ветром", а теперь настал черед следующего фильма по мотивам произведения писателя - "Петли". Сначала о книге.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

Роман "Петля " 1975 г.

Уже известного нам инспектора МУРа Виталия Лосева вызывают к майору Цветкову, в кабинете которого сидит бригадир строителей, обнаруживший поутру в котловане, вырытом бригадой под кооперативный гараж, труп молодой женщины. Строитель прибежал в МУР, а не в отделение милиции, потому что от места происшествия сюда ближе. Ноябрь, холод, ветер, Лосев с проводником-бригадиром, медэкспертом и фотографом тащатся по грязи и беспорядку строительной площадки к котловану.

Тело мертвой женщины кажется маленьким в огромной яме. Молодая, хорошенькая, светловолосая, модно одетая. Ее вид вызывает жалость даже у более-менее привыкшего к таким картинам сыщика. Сумочки нет, кольцо и часы не взяли. Ограбление? По словам медэксперта, девушка умерла не раньше 8 часов вечера, смерть наступила в результате падения в котлован. Убийство, самоубийство, несчастный случай? Последнее менее всего вероятно, люди обычно не ходят без нужды через строительные площадки в темноте.

Кадр из фильма "Петля".
Кадр из фильма "Петля".

Дальнейший осмотр места происшествия показывает, что погибшая пришла сюда не одна. На участке незатоптанного снега рядом со следами женских сапожек обнаружены отпечатки подошв мужских ботинок, но подходили ли оба неизвестных к краю котлована вместе - неизвестно.

Размышляя о новом деле, Лосев едет в больницу к коллеге Игорю Откаленко, пострадавшему во время предыдущего расследования. Дела у пациента неважные, раненая правая рука не хочет шевелиться и оба друга в душе опасаются, что Игорю придется уйти с оперативной работы.

По возвращении Лосева вновь ожидает тот же бригадир. Теперь его работяги нашли засунутую между кирпичами женскую сумочку. С фотографии в паспорте на инспектора смотрит лицо погибшей, живое, светлое и улыбчивое. Топилина Вера Игнатьевна, 1951 г.р., прописана в Москве, не замужем, работает в управлении министерства.

Кадр из фильма "Петля".
Кадр из фильма "Петля".

Дальнейший ход расследования выявляет новых подозреваемых и множество фактов, свидетельствующих, что в жизни Веры была какая-то неблагополучная ситуация, но они не укладываются в одну стройную версию. Лосев называет это "накоплением тумана", пытаясь найти в тумане истину.

Роман Адамова "Петля", удостоенный премии Всесоюзного конкурса Союза писателей СССР и Министерства внутренних дел СССР за 1975 год на лучшую книгу о милиции, напоминает предыдущий, "Злым ветром", что не удивительно - оба части одной трилогии. Снова много рассуждений главного героя о морали, подробное описание этапов расследования, командировки по разным городам, выход на манипуляции в государственной хозяйственной системе. Еще я заметила, что у писателя преступники часто скрываются в комнатах отдыха транзитных пассажиров на вокзале. Прямо хоть каждую ночь туда милицию за уловом посылай.

"Петля" отличается большей запутанностью сюжета. Одна за другой версии гибели Веры Топилиной оказываются несостоятельными. После распутывания очередной петли, в руках инспектора остается кончик нити, ведущий то ли к развязке, то ли к другой петле, но, как говорит пословица, "сколько веревочке не виться, а конец будет". Невеселый конец у этой истории, но создатели экранизации сделали его еще грустнее.

"Петля" 1983 г. 3 серии

Ранняя весна, поздний московский вечер. Из мрачного, едва освещенного переулка к огороженной строительной площадке не спеша идут девушка в пальто с песцовым воротником и шапке из такого же меха и мужчина в куртке. Сворачивают по скрипящему снегу к входу на стройплощадку, о чем-то немного спорят, проходят за забор.

Спустя несколько минут туда же поспешно направляются двое молодых мужчин. У одного в руках бутылка и сверток с закуской. Явно решили выпить в укромном месте. Пробегает в бытовку рабочий-строитель. Девушку со спутником он не видел, но заметил двух прошедших на огороженную территорию выпивох. За кадром напряженно звенит музыка, что-то надвигается, чем-то трагическим разрешится показанный пролог.

В столицу приходит пасмурное утро. Весна похожа на осень. Преодолевает изломанное ледяное крошево буксир на Москве-реке, дымят заводы, катаются с трамплина лыжники, пока не сошел снег. В эту мирную картину врезается пронзительный вопль милицейской сирены. Машина со следственной группой мчится на стройку, где обнаружен труп.

Кадр из фильма "Петля".
Кадр из фильма "Петля".

Котлован с изломанной хрупкой фигуркой, застывшей на дне ямы, будут показывать снова и снова, словно образ молодой и чистой жизни несправедливо прекращенной и до срока брошенной в землю, как жертвоприношение. Во имя чьего-то благополучия, выражающегося, в частности, местечком в элитном кооперативном гараже. А еще есть двухуровневая квартира и, как скажет Эдик Албанян из ОБХСС, двухэтажный кирпичный особнячок, в котором много интересного, окруженный садом, но это все потом.

Сейчас инспектора МУРа Васильев и Лосев ищут в глубине забетонированной ямы улики, в надежде ухватить кончик ниточки, ведущей к предполагаемому преступнику.

Первое, что отличает фильм от книги - смена главного героя. На передний план выходит не Лосев, а несуществующий в романе Васильев. Съемочная группа все та же: режиссер Олег Гойда, сценарист Аркадий Адамов, оператор Юрий Гармаш, композитор Владимир Дашкевич. Большинство актеров вместе с ролями переместились из предыдущей картины, а центральный персонаж другой. Да и вообще, все очень и очень "по мотивам", а главное поменялась атмосфера и стиль.

Если в "Инспекторе Лосеве", несмотря на обязательную социальную и воспитательную составляющую, прослеживалась тенденция сделать нечто в западном стиле с драками, стрельбой, роковыми красавицами и мужественным, привлекательным, умственно и физически непобедимым сыщиком, то в "Петле", отразилась тоскливая атмосфера смутного времени. Та самая не то весна, не то осень, где непонятно, то ли выйдет на чистую воду катер, преодолевающий обломки льда, то ли все светлое и чистое рухнет под фундамент здания, строящегося для избранных хозяев жизни, как Вера Топилина.

Кадр из фильма "Петля".
Кадр из фильма "Петля".

Смена героя тоже характерна. Васильев не будет щеголять костюмами, спасать красавиц, драться в одиночку с толпой и убийцу в перестрелке упустит. Он будет идти по следу и допрашивать с усталым, зачастую ироничным выражением лица, чтобы в финале упереться в то, что виновник, если и ответит, то не за смерть Веры.

Конечно, Леонид Филатов и без дополнительных эффектных сцен харизматичнее Юрия Шлыкова в роли Лосева, но заметно, что боевой задор первого фильма сменился принятием обстоятельств игры. Васильев не будет возмущаться позицией заведующего ателье, прощупывающего в каком ключе, положительном или отрицательном, давать информацию о подчиненном. Инспектор, за время службы перевидавший услужливых начальников до черта, пытается вычленить информацию из штампованных фраз, относясь к этому, как к неизбежному злу.

Кадр из фильма "Петля". Инспектор МУРа Евгений  Васильев (Леонид Филатов).
Кадр из фильма "Петля". Инспектор МУРа Евгений Васильев (Леонид Филатов).

Великолепный антагонист, будущий олигарх, еще не вышедший из тени, в исполнении Олега Табакова составляет достойную оппозицию герою Филатова. Внешность актера работает на заданный образ. Фигура и лицо вступившего в солидные лета раскормленного ребенка-эгоиста, с толстыми щечками и невинными глазками, становящимися каменными, когда он трясет и колотит об стену растерянную Веру: "Будешь делать то, что я скажу!"

Кадр из фильма "Петля". Вера Топилина (Марина Яковлева).
Кадр из фильма "Петля". Вера Топилина (Марина Яковлева).

В остальное время персонаж сыплет фальшивой риторикой. Даже принимая взятки в ресторане, толкует зависимым от него людям о нуждах народного хозяйства и своей роли в их обеспечении.

Надо сказать, что в сценарии упростили петли книжного сюжета, выдвинув на первый план другой смысл названия. Теперь оно больше намекает на ловушку, в которой оказалась Вера Топилина. Сокращения фабулы романа повлияли на образ девушки не в лучшую сторону. В книге у Веры была сестра, выгодно вышедшая замуж. Она и одевала ее как куколку за свой счет. В фильме же, где кроме дорогой одежды, появился белый мебельный гарнитур в стиле Людовика ХV, создается впечатление, что героиня пользовалась тем же источником денег, что и ее начальник.

Историю поездки инспектора в Тепловодск для выяснения личности спутника Веры, сократили так, что остались рожки да ножки. Людей, знавших Топилину по совместному отдыху, чьи показания вывели на одного подозреваемого, а затем на другого, в фильме заменили на фотографа, который многозначительно щурится, но ничего не говорит. Расми Джабраилов - актер запоминающийся, но зачем он здесь был? Чтобы показать, как Васильев в санатории что-то разыскивал? Ну так он и разыскал шофера, назвавшего ему нужное имя, но фотографа-то зачем показали, чтобы мы убедились, что при расследовании бывают бесполезные встречи?

Кадр из фильма "Петля". Фотограф (Расми Джабраилов).
Кадр из фильма "Петля". Фотограф (Расми Джабраилов).

В фильме много именитых актеров, исполняющих эпизодические роли. Некоторые из них запоминаются, как Майя Булгакова в образе скандальной Мухиной или Александр Пашутин (сбытчик краденного Жилкин), другие повторяют наработанное амплуа - Станислав Садальский, играющий мелкого вора, третьи выглядят не вполне на своем месте - Александр Мартынов (рецидивист Мухин по кличке "Слон").

Музыка Владимира Дашкевича мне здесь понравилась больше, чем в "Инспекторе Лосеве". К сожалению, копии картины не лучшего качества, при том, что в ней много эпизодов снятых в темное время суток. Я нашла более четкую версию в онлайн-кинотеатре LORDFILM.

В фильме снимались: Олег Табаков (Станислав Христофорович Меншутин, начальник главка), Марина Яковлева (Вера Топилина), Юрий Шлыков (Виталий Лосев), Игорь Владимиров (полковник Цветков), Андрей Ростоцкий (Павел Постников, жених Веры), Жанна Прохоренко (Анна Мухина), Ольга Гобзева (Елизавета Меншутина), Татьяна Догилева (Катя Стрелецкая, подруга Веры), Ирина Гошева (Полина Ивановна, соседка Веры), Владимир Носик (Игорь Откаленко), Рубен Симонов (II) (Эдик Албанян), Станислав Садальский (Иван Зинченко) и другие.

Надеюсь, мой обзор вам пригодится, если не сейчас, то позже. Я понимаю, что для праздничных дней, это не самое подходящее зрелище, но тему экранизаций Адамова хотелось последовательно завершить. Предыдущую статью по ней можно найти при помощи этой ссылки:

-9