Праздник на носу, и сегодня в качестве подарка себе на Новый год я собираюсь изложить немного очень личного мнения о романе «Анарх» Дэна Абнетта.
Когда читатели обнаружили, что им интересно читать не только о рыцарских или космических сражениях, но и о войнах ХХ века, однако без болезненных моментов, связанных с реальными войнами, в которых многие потеряли старших родственников, — появился жанр окопной фантастики. На вселенную Вархаммера он, конечно, лег как влитой. В мире вечной войны как нельзя более уместны простые смелые солдаты, которые ведут тяжелые бои, страдают от ран, голода и паразитов, преодолевают голод, холод и ужас, становятся жертвами предателей из числа своих же — и все-таки побеждают. «Анарх», как и предыдущие романы из серии «Комиссар-полковник Гаунт», повествует именно о таких смертных героях. Однако в книге присутствуют и существенные элементы мистики и научной фантастики, а также хоррора.
Если вы следили за долгой дорогой в дюнах Сегментума Пацификус, по которой шагал Первый и Единственный Танитский полк, то в курсе, что это завершающий роман цикла. Танитцы во главе с комиссаром-полковником Ибрамом Гаунтом участвуют в крупном крестовом походе на миры Саббат наряду с другими подразделениями: Вервунский полк, другие полки Имперской Гвардии и орден Космодесанта Железные Змеи. Святая Саббат когда-то освободила эти миры от ереси, но вскоре еретики вернулись на эти миры. Имперским силам придется противостоять Кровавому Договору — кхорнитам под руководством некоего Гора. Но со временем все осложняется — в рядах еретиков намечается раскол, который их не так чтобы ослабляет, и появляется некто Анарх — Сек и его армия Сыны Сека. Именно с силами Анарха будут бороться танитцы в романе.
В книге есть три основные сюжетные линии. Первая из них — самого комиссара-полковника, который получил повышение и стал Лордом Исполнителем. И Гаунт, и его танитцы с трудом привыкают к новому положению. Вторая — это линия самих танитцев, расквартированных в бывших винных подвалах дворца. Обеспечить им надлежащий комфорт обещали, но не выполнили, однако вскоре мелкие бытовые трудности превращаются в нечто совершенно чудовищное… И третья — линия одного из танитцев, Мколла, захваченного в плен Сынами Сека. Хаоситы пытаются его перевербовать, о чем им рано или поздно придется сильно пожалеть. Небольшая, но важная линия — представитель местной аристократии, который связался с Сынами Сека и провел их в город. Сыны, кстати, не простые, это элитные бойцы, которым нужно захватить артефакты под названием «орлиные камни». По мнению имперцев, эти орлиные камни имеют чисто ритуальное и символическое значение, — в Вархаммере вечно идут схватки за подобные штуки, однако в данном случае дело не в символах.
У многих персонажей также есть собственные небольшие сюжетки. Например, у доктора Аны Керт, у Гола Колеа, у юного потомка Гаунта. Абнетт отнюдь не идеализирует ни танитцев, ни самого Гаунта. Мы увидим и проявления слабохарактерности, и откровенную подлость, и даже преступления, но в то же время большая часть историй Первого Танитского — это истории неидеальных, но в целом хороших людей в очень тяжелых обстоятельствах на войне. Я не раз слышала и еще услышу, ибо эта музыка будет вечной, жалобы на то, что у Абнетта вечно какие-то «маленькие люди» (утешьтесь, большой дядька из ордена Железных Змеев в книге есть), но весь смысл цикла — рассказать о самых обыкновенных людях, брошенных в топку войны и вынужденных выживать и сражаться со всем мужеством, на которое способны.
Немного о фантастической компоненте. Когда борешься с хаоситами, варп обязательно покажет себя, а значит, и «варповщина» в книге будет. Кстати, кто читал: у вас тоже сложилось впечатление, что Сыны Сека скорее тзинчиты? Но их элитные бойцы — не люди, одержимые демонами, и не колдуны или демон-принцы (в одном эпизоде мы узнаем, что сделать это с человеком можно даже без его согласия, насильно). Их искусственно усилили и добавили им варп-способности и особые силы с помощью не только варпа, но и геноматериала ксеносов — локсатлей. Также хаоситы сконструировали «машины скорби» — боевые машины с огромной разрушительной способностью, созданные с варп-компонентой и при этом квазиживые, испытывающие голод.
Если вы еще не читали первые книги — прочтите, не пожалеете. С «Анархом» сложнее. Дело в том, что литературного перевода, хотя бы любительского, у меня нет. Есть только файл с машинным и практически не редактированным переводом, он-то и бродит по сети. Поэтому, пока я одолела «Анарха», у меня сто раз вытекла кровь из глаз, как у навигатора по пути в Око Ужаса. А жаль. Этот цикл, видимо, один из любимых у Дэна Абнетта, и он неплохо вложился в выразительный слог: от метафор и эпитетов, описывающих место действия, и до смачной ругани танитцев с их излюбленным словечком «фес». Ну, и «гак», конечно, тоже. Более того, Абнетт отлично умеет делать эмоциональные кульминации, а получилось, что моменты, где у читателя должна бы кровь застыть в жилах или выступить слезы на глазах — они есть, и они даже сейчас отчасти работают, но оказались смазанными из-за машинных словесных конструкций. Но сюжет и характеры никуда не делись. И по сюжету к Абнетту у меня только одна претензия: конечно, я рада, что двое важных персонажей в финале выжили, но это уж такая неправдоподобная натяжка. Задел на следующие книги?