Утвердили в районе Петра Васильевича в должности директора совхоза. Реорганизацию уже проводили под его руководством. Петр смог перевезти жену и детей только в конце лета. Приехал он на совхозном грузовике, ночевал в доме тещи и тестя.
Зоя сдала летнюю сессию и готовилась к переезду. София каждый день ходила на работу, но старалась скорее вернуться домой чтобы поводиться с внуками. Они еще не успели уехать, а София уже тосковала по Васильку и немного по Машеньке.
Она не рассказывала о своих переживаниях Зое. Зачем? Ей и так трудно, она никогда не уезжала далеко от дома. Еще и одна с детишками.
Одежда собрана, посуда в ящики упакована, мебель готова к погрузке. Грузились на рассвете, чтобы успеть на первый паром. Зоя с детьми села в кабинку, Петр за руль, и они поехали.
София осталась стоять у ворот, обнимая свою младшенькую. А рядом, верный и надежный Викентий. Опустел дом без внуков, без Зоиньки. Что поделать? Нужно привыкать.
Зоя первый раз увидела реку во всей ее шири. По сравнению с речкой, протекающей рядом с их селом, она казалась очень широкой. Поездка на пароме для нее, что поездка на корабле. Она не переставала удивляться катеру, волнам и тому, как деревянные мостки везут столько машин.
Проезжая по дороге, прорубленной в густых лесах, мимо маленьких озер, по краям которых растут золотые кувшинки, по маленьким деревянным мостам, перекинутым через звенящие ручейки, Зое казалось, что она попала в сказочную страну.
На самом деле, не так уж все оказалось сказочным. До райцентра тридцать километров, в магазине пустые полки. Хорошо, предусмотрительная София заставила взять с собой картошки, овощей, соленья, варенья.
За молоком приходилось ходить на ферму, хлеб привозили в три дня раз. Мясо было только в том случае, если по какой-то причине приходилось резать скот. То объестся животное, то ногу сломает.
Дом маленький, тесно впятером. Когда дети не спят, нет сна некому. А у них начали резаться зубки.
Петр почернел от забот. То кормов не хватает, осень скоро, озимые сеять нечем, горюче-смазочные на учете каждый литр. Картошку копать, свеклу убирать, никого на поле не выгонишь. Хмель висит тяжелыми гроздьями, сам просится, чтобы собрали, а некому.
Выручили ученики-старшеклассники из райцентра, студенты техникума. Все успели убрать до осенних дождей. Наступило бабье лето. Только теперь Петр выбрал время, чтобы сводить Зою, осмотреть их будущий дом.
За это время Василий Петрович основательно поработал возле дома. Он прорубил к нему дорожку, чем воспользовались местные жители, дочиста обобрав всю вишню с кустов, растущих вокруг дома.
Зоя верила на слово, что ключ волшебный, дом сказочный, но издали он выглядел просто как старый заброшенный сарай. Увидев это строение ближе, пройдя вдоль ручья, послушав звук падающей в бассейн воды, Зоя влюбилась в будущий дом.
Целых пять лет они отстраивали свое гнездо. Дети подросли, Василий Петрович состарился, Зоя окончила техникум и на пол ставке работала в совхозной конторе. Петр Васильевич не мог сопротивляться давлению родных, поступил учиться в Сельхозинститут.
Долго они отстраивали свой дом, зато есть на что посмотреть, чем полюбоваться. Полы, потолки лестницы из отшлифованных до блеска сосновых досок, покрытых лаком.
Стены спальни оклеены обоями теплых тонов, столовая зеленая в позолоте, в середине овальный стол, стулья с витыми ножками. В полуподвальном помещении, где находятся подсобные помещения, стены оставлены кирпичными.
Много труда понадобилось Василию Петровичу, чтобы выкорчевать старый сад, заложить новый, построить настоящий бассейн. Все это он делал сам.
Петр постарался, провести радио, электричество, расчистить старую дорогу из бутового камня, заросшую травой.
София с Викентием гостят здесь каждый год, как и Слава с Маргаритой и с их детьми, Варей и Вадимом.
Зоя стала взрослой, рассудительной и хлебосольной хозяйкой.
На этом месте мне хочется поставить точку в рассказе. Не хочется писать, как будет уходить старшее поколение. Лучше попрощаться, пока все хорошо, все счастливы и у всех все хорошо.