«Война особенно явно открывает нам, в какой страшной мере человек удалён от Бога. Но человек – особенно современный – не ужасается собственному греху. Наоборот, он всё более озлобляется на своих ближних, и всё более удаляется от небесного, чистого, благодатного, Божьего … и человеческого. Погружается в бездну – и не делает ни малейшей попытки из неё выбраться.
Ни Россия, ни Украина не проявляют воли к покаянию. И те, и другие оправдывают – больше того, воспевают – Каинов грех. Войной охвачен весь мир»
Рождественское Послание митрополита Марка Берлинского и Германского (РПЦЗ МП)
***
В целом, я соглашусь с общими выводами Василия Муровицкого, если, и при условии, мы не будем спорить, что война - в какие бы "красивые наряды" не одевай кровавого Молоха, НО война - это Зло. Зло с большой буквы. Как и любая форма насилия. Я в курсе, что сейчас у силовых ведомств авральный режим. Но, я отвлекся.
Мысли современного талантливого философа ниже, а в конце, я прокомментирую.
Цитата:
"Война - это самый тесный период общения и коммуникации двух общественных систем. Как это ни удивительно звучит. Более тесного общения нет. Не отвергать нужно, а наоборот читать взахлеб. Если хочешь выиграть!
Воевать можно долго, громить соперников - и проиграть.
А можно не воевать и выиграть.
Потому что война - никогда не является всеобъемлющей.
Нужно понять, что война - опять как ни странно - это не всё и, несмотря на проникновение во все сферы жизни, - не война главное в жизни человека и общества.
Была когда-то на свете Швеция. Не эта - милая страна хюге - шведского комфорта и тепла. Воинствующая. Совершившая революцию в военном деле, которая раздавала направо и налево тумаков всем соседям.
И эти войны в конце концов так ее истощили, что на добрые сто лет Швеция покрылась серой пеленой безвременья, прозябания, нищеты и даже временами голода. Но Швеция решила уйти с геополитической карты мира. Заняла нейтралитет, занялась промышленностью, собственным хозяйством, не участвовала в мировых войнах и через лет так 200 после разгрома под Полтавой стала богатой, пошлой и сытой.
Хорошо это или плохо - сказать трудно, но ясно одно: общество не может очень долго полностью всеобъемлюще подчиняться войне и служить ей. Война, захватившая все общество, может нести угрозу большую, чем даже поражение в войне.
Нужно уметь побеждать. Уметь воевать. И главное - нужно уметь прекратить войну и выйти из нее. Арей пожирает своих верных слуг и детей, так как он - ненасытен. Чтобы выйти из войны, нужно уметь смотреть трезво на свои силы. А тот, кто ставит в войне нереальные цели - в конце концов проиграет ее, так как истощит себя и погибнет даже без помощи противника". Конец цитаты.
P/S.
Война - это Зло! И тот кто её начинает, расписываясь во внешнеполитическом и экономическом провале, всегда творит зло. Нужен внешний Враг, который консолидирует общество вокруг некой властной фигуры. Ну если нужен, то вот он... пожалуйста. С этим цинизмом все ясно давно. Как минимум, с известного искушения Христова в пустыне от сатаны.
С другой стороны, история человеческой цивилизации (сохраняемая в преданиях древности и памятниках письменности), изучаемая в школах и отраженная в произведениях искусства - это не столько история развития человеческой культуры, науки, религии, сколько история завоеваний, вторжений, побед и поражений. Не столько история достижений Духа и Разума, сколько история воинской славы или позора.
Мировые военизированные процессы, идущие в настоящее время, однозначно говорят о приближении крупномасштабных военных конфликтов.
Глобальный управляющий класс через подконтрольные СМИ во всю развязывает милитаристскую истерию, разжигая в сознании людей взаимную ненависть.
Оруэлл предупреждал: «Цель войны всегда одна – улучшение позиций для развязывания следующей войны».
Сколько существует человечество, столько оно и воюет. Люди так и не научились решать конфликты мирным путем. По мнению части исследователей, с 3 500 года до н. э. произошло более 14 тысяч войн.
Вряд ли кто из здравомыслящих христиан считает, что война - это добро. Но сложность заключается в том, что осуждение войны и провозглашение важности мира (мы «за мир во всём мире»!), в реальности, не приносит практический результат. История гитлеровской Германии - яркий пример. Когда вооруженное противостояние становится данностью, а не просто философской концепцией, то многие христиане оказываются в мировоззренческом тупике. Многие не знают, что делать? Как поступать? Как смотреть с христианской стороны на ужасы происходящего?
Вот почему отцы Церкви, богословы, христианские мыслители и святые люди (как прошлого, так и нашего времени) пытаются найти ответы на эти тяжёлые вопросы:
- Как следует христианской Церкви смотреть на войну?
- Можно ли христианам служить в армии?
- Все войны одинаково несправедливы или некоторые могут быть справедливыми, а другие - нет?
Вопросов много … Как и решений.
Например, одно из таких решений показано в фильме Мэла Гибсона: «По соображениям совести».
В действительности, священнослужители не знают всех ответов, и я не исключение. Окончательную и решительную позицию для себя определяет сам христианин.
Это очень хорошо, если в обществе начнется дебатироваться эта проблема. Я крайне положительно отношусь к тому, что все больше людей начинают сами размышлять об этом. В конце концов, планета и судьба человечества если канут в Лету, это мало кому понравится.
Что нужно?
Нужно иметь взгляд, максимально выверенный и сбалансированный Священным Писанием и Преданием (в части пророчеств о судьбах Божии о мире и человечестве), который поможет остаться человеком.