Уложив детей спать, Настя зашла на кухню. Раковина полна грязной посуды, на плите растеклась лужица от убежавшего утром кофе, на столе и под столом полно крошек.
«Провожусь здесь не меньше часа», – подумала она и без сил опустилась на табурет.
Она сидела и думала, почему ей так не повезло в жизни. Вот ее младшие брат и сестра живут себе припеваючи, а все потому, что не стали слушать родителей, а устроили свою жизнь так, как хотелось им самим.
А она, Настя, послушала мать и теперь расплачивается за это.
В школе девушка училась средне, но не хуже многих, и все-таки, по совету родителей, после девятого класса решила поступать в колледж.
Когда Настя заканчивала учебу, она получила в наследство от бабушки двухкомнатную квартиру, ту самую, где живет сейчас. Конечно, это не Бог весть что – старый четырехэтажный дом, квартира угловая, с проходной комнатой, совместным санузлом и маленькой кухней, в которой под окном располагается так называемый «холодильник».
Но все-таки это была отдельная двухкомнатная квартира!
– Ну, Настя, ты у нас теперь невеста с приданным, – обрадовалась мать. – Сейчас тебе самое главное – устроить свою личную жизнь. Надо замуж выходить и сразу рожать ребенка, а лучше двух.
– Мама, мне только двадцать лет! Я погулять хочу, да и нет у меня подходящего кандидата в мужья, – ответила Настя.
– Не волнуйся, скоро появятся, еще выбирать будешь, – сказала мать.
Действительно, вскоре у девушки появился ухажер. Раиса Сергеевна – мать Насти оценила его – строитель, работает в крупной фирме, зарплату получает неплохую. Единственный недостаток – приезжий, живет в общежитии.
Через полгода Настя вышла замуж, а еще через год родила сына.
Однако Геннадий – ее супруг – к семейной жизни расположен не был. Тихим вечерам в компании жены и новорожденного сына он предпочитал шумные посиделки с друзьями в своем общежитии.
– Гена, ты бы хоть раз с ребенком погулял, пока я обед готовлю, – просила Настя мужа.
– Ну, вот, буду я по двору с коляской ходить. Что, я баба что ли? Вот вырастет сын, тогда буду с ним заниматься, – отвечал Геннадий.
Ребенку еще и двух лет не исполнилось, а Настя уже стала замечать за мужем нехорошее: на работе стал задерживаться, а пару раз вообще домой ночевать не пришел – объяснил, что с ребятами выпил больше, чем нужно, поэтому в общежитии ночевать остался. Ну, а когда от него чужими духами пахнýло, Настя все поняла.
– Мама, что делать? – обратилась она за советом.
– Второго рожай, – сказала мать.
–Куда второго? Того и гляди, с одним разведенкой останусь, – засомневалась Настя.
– Ты слушай, что мать говорит. Думаешь, ваш отец не гулял? Тебе три года исполнилось, а он себе уже новую «любовь» нашел. Я быстро Мишку родила. И куда ему деваться? С новорожденным без согласия жены не разведут. Потом еще раз попытался дернуться. А я Катьку родила. Пока с ней в декрете сидела, муж при мне был. А потом успокоился. Кому он нужен – алиментщик с тремя детьми? Вот и живем до сих пор.
Настя снова мать послушала и родила дочку, а через два года – еще одну. Только не учла она разницу между прошлым и нынешним временами. Геннадий вещи свои в сумку покидал, да и был таков. Пару месяцев после развода Настя еще получала приличные алименты, а потом бывший муж из строительной фирмы уволился, пристроился в какую-то шарашку и стал честно переводить Насте по пять-семь тысяч ежемесячно.
Вот уже несколько лет живет она с детьми, экономя каждую копейку. Хорошо, хоть родители помогают, да младшие брат и сестра дарят детям к праздникам хорошие подарки.
Настя вздохнула и начала убираться на кухне. Уже почти одиннадцать, а завтра рано утром надо вставать и идти на работу.
Как-то вечером Насте позвонила мама:
– Ты в субботу работаешь? Нет? Тогда приходи к трем часам к нам с отцом. И ребят возьми. Михаил с женой и Катерина тоже будут. Я кое-что интересное придумала.
О том, какая идея пришла матери в голову, Настя даже гадать не стала. «Скорее всего, – решила она, – мама сообщит о своем выходе на пенсию».
Настины предположения оправдались, правда, частично. После обеда мать – Раиса Сергеевна – накрыла стол к чаю и довела до членов семьи свой план:
– У нас с отцом возникла такая мысль. Вас детей трое, но живете вы по-разному. Михаил и Катерина высшее образование получили, хорошую работу нашли. У Миши своего жилья нет, но оно есть у его жены – Алины. Они оба работали, теперь только Алина в декретном отпуске, но декретные хорошие получила. В общем, не нуждаетесь.
Катерина взяла себе однокомнатную квартиру в ипотеку, и все равно в этом году на море с подружками ездила. Тоже, значит, не нуждается.
А Настя одна с тремя детьми живет – с хлеба на воду перебивается. Вот я и хочу, Михаил и Катерина, спросить, как у вас кусок в горло лезет, когда сестра с детьми почти голодает?
– Настя, вы действительно голодаете? – перебил мать Михаил. – По внешнему виду ни тебя, ни детей голодающими назвать нельзя. В чем дело?
– А в том, – сказала мать, – что я выхожу на пенсию. Пока я работала, у нас с отцом были две зарплаты, и мы могли помогать Насте. А теперь денег у нас будет меньше, и я предлагаю, чтобы вы обеспечивали детей Насти. – У вас, Миша, один ребенок, вы можете взять на себя старшего – Витю. А у Кати детей нет, она пусть заботится о девочках.
– Мама, а как ты себе это представляешь? – поинтересовалась Катя.
– Очень просто: мы с отцом, как и раньше, будем оплачивать коммунальные платежи за квартиру Насти, а вы будете покупать все, что нужно для детей. Настя составит список, кому из детей что надо из одежды, обуви, школьных принадлежностей, а вы все это купите. И потом – Витя хочет заниматься в секции – ему хоккей нравится, а денег у Насти на это нет. Вот, Миша, вы с Алиной и будете эти занятия оплачивать. А ты, Катерина, устроишь племянниц в студию танцев – для девочек это полезно.
– Не знаю, что вы, Раиса Сергеевна, напридумывали, – вмешалась Алина – жена Михаила, – но у нас своя семья, свой ребенок, тем более что я сейчас в декрете, так что на нас не рассчитывайте –у нас лишних денег нет. Миша и так делает неплохие подарки племянникам – на день рождения Вите мы подарили велосипед. Чего вы еще хотите?
– Детей трое, а велосипед один, я смотрю, вы хотите легко отделаться, – заявила в ответ Раиса Сергеевна.
– А что, три велосипеда покупать? – съязвила Алина.
– Трех велосипедов не надо, а вот школьная форма, куртки, зимние сапоги, спортивные костюмы – нужны всем троим. Поэтому уточните у Насти размеры, и чтобы в течение недели все было куплено, – распорядилась мать.
В этот момент в разговор вмешалась Катя:
– Мама, из всех нас троих самые хорошие стартовые позиции имела Настя – в двадцать лет она получила двухкомнатную квартиру. Миша с Алиной и ребенком сейчас живут в однушке и копят деньги, чтобы купить квартиру побольше. Я выплачиваю ипотеку, и мне платить еще прилично. Но помогать почему-то надо Насте.
– Твоя сестра осталась одна, и у нее трое детей! – воскликнула мать.
– А ведь не мы с Мишей советовали Насте выходить замуж за абсолютно безответственного человека, у которого не было ни кола ни двора, а вот проблемы с горячительными напитками были уже тогда. И уж во всяком случае не мы советовали Насте рожать от него троих детей. Почему же теперь мы должны отвечать за последствия? – спросила Катя.
– Неужели тебе не жалко бедных детей? – стала давить на жалость мать.
– Жалко. Именно поэтому я время от времени кое-что им покупаю, хожу с ними в парк на аттракционы или в цирк. Но сейчас мне почему-то не хочется этого делать, – ответила Катя.
– А почему, – спросила Алина, – Настя не обращается в суд? Ведь можно составить заявление так, чтобы Геннадий платил алименты в твердой сумме, тем более что у него нерегулярный заработок.
– Когда ей по судам ходить? Ей работать надо! – воскликнула мать.
– У нее скользящий график, есть выходные на неделе, – сказал Михаил. – Но ведь это надо кое-что поднять с дивана и пойти. Проще сидеть и ждать, когда тебе, бедной и несчастной, все на блюдечке принесут. Да еще и пожалеют. Так что имейте в виду: никакого содержания Настя не получит. Пусть начинает что-нибудь делать сама. А насчет подарков для детей – по праздникам будут, как и раньше.
Настя сидела у себя на кухне и думала: «Зачем мать снова вмешалась в мою жизнь? Только хуже сделала. Зачем она так торопила меня с замужеством? И что я сейчас имею? Мне уже за тридцать, а что у меня хорошего было в жизни? Ни счастья, ни радости. Одни только хлопоты и заботы. А дальше что будет?»
Автор – Татьяна В.