Найти тему

Кижи трезвым взглядом

Продолжение, начало здесь

Как памятник архитектуры Кижи попали в поле зрения еще в середине 19 века. На остров тогда высадился практически десант из художников и архитекторов Академии художеств. В 1911 пейзажист Иегошуа Шлуглейт написал картину «На далеком Севере», которую приобрел император Николай 2 (мне не удалось отследить судьбу полотна, где оно находится, сохранилось ли, вот только картинка из "Нового времени"). Как уже писала, в 1921 Кижи получили охранную грамоту, финны отнеслись к острову бережно, впрочем, они пранировали присоединить Кижи в Финляндии. Есть легенда, что финский летчик отказался бомбить остров, сраженный красотой погоста.

Заповедной территорией Кижи признали в 1945, а в 1950-е начали перемещать на остров шедевры деревянного зодчества во-первых из подлежащих затоплению территорий, да и со всего северного края.

-2

Эта церквушка рядом с Кижским погостом кажется незаметной, а она один из древнейших деревянных памятников России. Церковь Воскрешения Лазаря по преданию построена во второй половине 14 века основателем Муромского монастыря Лазарем Муромским.

Справка
Муромский Успенский монастырь, основанный по преданию в 14-15 веке Лазарем из Константинополя, расположен на берегу Онежского озера между поселком Шальский и деревней Гакугса (сейчас возрождается). Лазарь, оставшийся на Руси, построил на Муромском острове жилище и часовню. К нему начали стекаться иноки, монастырь разрастался, иноки срубили первую в Поморье церковь во имя Успения Пречистой Богородицы Печерской. Потом церковь Рождества Иоанна Предтечи с трапезной. Маленькая церковь Воскрешения Лазаря (выросшая из часовни), построенная в 1390 году и давшая жизнь монастырю, оказалась за его пределами – на кладбище.

В 19 веке церковь приобрела славу "чудодейственной исцелительницы от недугов", стала объектом поклонения и паломничества, привлекала толпы людей и в 1880-х была обнесена футляром. В 1959 перевезена на о.Кижи и восстановлена. Стены ее, срубленные из тонких бревен, опираются на валуны. Три клети, разные по высоте, крыты двускатными кровлями. Сама церковь, средняя клеть, увенчана небольшой главкой. Не могу сказать, считается ли церквушка чудодейственной сейчас, но ее преклонный возраст завораживает сам по-себе. И, конечно, расположенная рядом в ансамблем погоста, демонстрирует развитие храмового строительства через века.

-3

Самым первым, в 1951 году на Кижи попал дом зажиточного крестьянина Нестора Ошевнева. Большой дом для большой семьи, 1876 г. постройки, стоял в деревне Ошевнево на Большом Клименецком острове (2 км от о.Кижи). Нестор Максимович, по семейной легенде, был незрячим, но крепко держал в руках хозяйство – утром давал задания своим 4 сыновьям, а вечером проверял исполнение. Занималась семья Ошевневых во всех поколениях рыбной ловлей, выращивали скотину, делали лодки на заказ, сапожничали, были хорошими плотниками. Последние из династии переехали в Соломенное, потом в Петрозаводск в 1937. В 70-х Ошевневы приезжали на остров навестить свой дом и многое рассказали как о семье, так и о жизни, быте в прошлом.

-4

К моменту перемещения здания на Кижи, оно, признанное памятником народного деревянного зодчества, было в аварийном состоянии. Дом один из красивейших в Заонежье – сплошь резное узорочье, сказочный терем с гульбищем, 3 арочных балкона, резные наличники по всем фасадам, веселые ставни. Сейчас это музей быта зажиточных крестьян. Все представленные предметы подлинные (принадлежавшие не только Ошевневым)

На нижнем этаже располагались отапливаемая зимняя изба и склады...

-5

...на верхнем — светлая комната, куда перемещались в тёплое время года.

-6

Под одной крышей, типично для севера, объединены жилые и хозяйственные постройки. Этот традиционный тип строения, называющийся "кошель", яркий его образец. Хозяйственная часть тоже в 2 уровня, на нижнем находился навесной хлев, на верхнем – сарай с отдельным входом. Такой тип домов обусловлен суровым климатом, все хозяйственные работы в плохую погоду выполнялись не выходя из дома.

-7

Дом обычного крестьянина Елизарова из деревни Середка (в 1967 снята с учета, как самостоятельный населенный пункт) того же Большого Клименецкого острова, один из наиболее старинных сохранившихся крестьянских домов Заонежья, конечно он скромнее Ошевневского. Это уже одноэтажный на высоком подклете, но тоже объединяющий под одной крышей жилые и хозяйственные помещения, дом. Ему досталась непростая судьба, жилая часть перестроена после пожара, да и не только это пережило перестройки – часть сарая была перестроена в избу, когда братья Елизаровы стали жить своими семьями.

-8

Жилая часть состоит из избы и сеней с кладовками. Под сенями (в подклети) расположен хлев, под кладовками амбар. На уровне избы галерея-гульбище.

-9

Хозяйственная часть двухэтажная (1 – двор с хлевами, 2 – сарай) с дополнительным жилым помещением на втором этаже – избой на сарае, примыкающей к боковой стене основной избы.

Здесь уже все практично, нет стремления приукрасить быт, только полезные в хозяйстве вещи. Долгое время Елизаровы топили по-чёрному. У входа "чёрная" печь, на потолке дымоволочное отверстие с квадратным дощатым дымником

-10

Рядом с домом баня из заонежской деревни Усть-Яндома. Типичная русская баня с предбанником. На острове 4 бани, строения никогда не несли никакого сакрального смысла, использовались точно по предназначению и имелись в каждой деревне, что-что, а уж чистоплотность отличительная российская черта, да и для здоровья польза. Апостол Андрей делился впечатлениями о русской бане (описано в "Повести временных лет", 1113г): "... Удивительное видел я в славянской земле на пути сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их до красна, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют сами себя и до того себя добьют, что едва вылезут чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это всякий день, никем не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовенье себе, а не мученье..." Процесс не претерпел изменений до сих пор.

-11

На Руси помывочные избушки были двух основных видов – деревянный куб с односкатной крышей, раздевались в таких на улице и сразу попадали в парилку, и с двускатными крышами, с предбанником или без. Все кижские бани двускатные, с предбанником, топились по-черному, в потолке дымник, для выхода дыма, хотя частенько он выходил просто через приоткрытую дверь. Сам по себе процесс подготовки бани интересный, только долго рассказывать. Топили по субботам, накануне праздников, по необходимости, летом могли и каждый день. Сначала в баню шли мужчины, потом женщины и дети. Но бывало и совместное мытье, только свекор со снохами не мылся никогда, табу.

-12

Дом "брусом" зажиточного крестьянина Сергеева из деревни Логморучей недалеко от Петрозаводска, приютил экспозицию кораблестроения. Жилая часть состоит из пятистенка (изба-горница) на высоком подклет и сеней с дополнительным жилым помещением (боковушка), вход в которое есть и из горницы и из сеней. Хозяйственная часть снова в два уровня – двор с хлевом внизу, сараи сверху.

-13

Внутреннее убранство дома не восстанавливали, его используют для временных выставок и экспозиций.

Дом семьи крестьян Щепиных из деревни Щепино на Волкострове (2 км от о.Кижи)
Дом семьи крестьян Щепиных из деревни Щепино на Волкострове (2 км от о.Кижи)

На острове еще 2 крестьянских дома, хозяев разных достатков. И знаете, глядя даже на те, что победнее, вспоминаю собственных предков в Центральной России. Семьями ничуть не меньше ютились куда как в более скромных условиях. Задумалась – полати, это только про центр? Впрочем, на севере никогда не было крепостного права, возможно, большая свобода давала большие возможности даже в домостроении...

Дом зажиточного крестьянина Яковлева из деревни Клещейла, близ села Ведлозеро (как я понимая, деревня умерла)
Дом зажиточного крестьянина Яковлева из деревни Клещейла, близ села Ведлозеро (как я понимая, деревня умерла)

В Кижском музее-заповеднике около 70 объектов деревянного зодчества, чтобы не сильно утомлять, о прочих в следующий раз, окончание следует...

-16