Вспоминаю службу в Советской Армии
В армии в которую я стремился лет с десяти, если мне не изменяет память, но с 12 это уж это точно.
Один случай, произошедший со мной в раннем детстве и произведшим на мой детский мозг неизгладимое впечатление. Было дело так. Вначале я затребовал себе на ноги и на голову две несоизмеримо клевые одежды, которые просто взбудоражили мой мозг. Первыми в списке желаний были новенькие кирзовые сапоги, примерно 38 размера, что увидал я в нашем магазинчике, в новом микрорайоне города Калинина. Какой у меня был размер ноги во втором классе, но уж точно не более 36-го. И вот увидал я эти сапоги, пахнущие незнакомым солдатским запахом, запахом армии, солдатской казармы, приключениями и походными строевыми песнями. Стоили они 6 или 7 рублей, не мало кстати в 1976 году в СССР, поэтому вначале мама наотрез отказалась мне их покупать. Второй предмет который странным образом меня заинтриговал, был детской льняной тюбетейкой по мотивам Средней Азии, которую я заприметил у одного дедушки на рынке в Калинине. Она стоила примерно два рубля и ее я заполучил после часовой дискуссии с родителями, утверждая, что я с удовольствием буду ее носить все лето во дворе. Примерно такая же тюбетейка была у Бывалого, в фильме Кавказская пленница. . В общем кирзовые сапоги я получил в ауте в аккурат в свой день рождения. Но тогда я еще не совсем понимал, что я хочу понять и осмыслить от слова Советская Армия - СА. Что касается слов: - Десантник, Парашют, Разведчик, Космонавт, то эти понятия для меня были просто одного фантастического порядка и недосягаемого уровня.
Солдат, будь бдителен в увольнении, ведь тебя могут: угостить, заманить, соблазнить, опоить и склонить к болтовне. А там и продать секреты Родины не составит большого труда. Поэтому погулял мальца по центру, поглазел на девчонок, и в казарму шагом марш. Что примечательно, на тех плакатах и открытках изображали очень сильных и созревших мужчин. Может быть нас и не пускали в увольнения, так как мы не были похожи на мужчин с плакатов и открыток. Я не зря поставил здесь эту открытку. Вот такой, именно такой парень, но одетый по гражданке, вытащил меня из цементной трясины на стройке вместе с моими кирзовыми сапогами, именно тогда вытащил, когда все взрослые проходили мимо, а он увидел, что пацан не может пошевелиться, подбежал, и вытянул меня. Тогда я его поблагодарил, потом спросил, почему он такой смелый и бесстрашный. Герой одним словом. И он мне ответил: "Я просто офицер Советской Армии". Офицер? Вот это да! - подумал я, для меня это было совершенно новое понятие. Совершенно новая вселенная с перспективой стать настоящей неподдельной судьбой, это не кино, это настоящий командир пришел и выручил.
Если кто из моих друзей и читателей помнит, что я отдал свой новый берет в первый же вечер Дембелям нашей второй роты, которые утром улетели домой, после почти двухлетнего геройства в Афганистане за здорово живешь. И этот мой поступок не прошел даром для меня. Дембель мне взамен отдал свой старенький и почти выгоревший берет, но этот берет был настоящий, просоленный солдатским потом в Афгане и живший здесь уж два, а то и три года. Я взял его и принял как родного. Прапорщик старшина по этому поводу негодовал. Помилуйте, если седой солдат, мой прадед просит у меня берет на память, взамен отдает свой, почему я должен упираться и держаться за него как девочка за юбку. Я отдал, мы поменялись. Так вот этот эпизод мне не забыли наши прапорщик и командир роты., хотя уже новые. И когда через год я полетел из Афгана поступать в военное училище, командир роты мне и Володьке выдал старые береты. Не берусь утверждать точно, но эти береты были еще старше, чем тот, что я получил от моего Прадедушки. Вовка расстроился, чуть не в плачь. У него контузия и медаль За Отвагу, а папа решил нас так подколоть что ли напоследок, типа мы ему много задолжали. Тут еще новый прапорщик, старый дедок, выносит нам старые тельники. Вот тут мы с Вовкой встали на дыбы, мол давайте как положено по две новых нулевых тельняшки летних. Я не помню, чем там все закончилось, но надели мы на себя нулевые тельняшки. Я говорю Вовчику: - "Да не переживай ты из-за беретов, прилетим в Самарканд, отгладим их, оживим, мокрые полотенца вставим, станут как новые, еще краше. Какая разница, кто их носил, такие же братья наши десантники. Не душманы же! Вова, не в этом счастье! А берет, если в заботливых руках, так он светится. Пришлось нам вырезать квадратики с чужими фамилиями, но что делать, так решил ротный командир."
С этого момента эта тема не покидала меня вплоть до 1989 года. Но сейчас вернусь к основной теме моей статьи. Заклеймить надобно всю свою солдатскую одежу хлоркой, чтобы не сперли сослуживцы. Но ремень кожаный в ВДВ и в ВУ подписывали жестко авторучкой, кроме бляхи бронзовой, ее конечно не подпишешь. Берет ВДВ также подписывали хлоркой. Прямоугольник 3,5 на 5 сантиметров или проще говоря кладешь спичечный коробок и обводишь его по периметру спичкой, чистым ее концом смоченным в хлорном растворе. получается этакая белая рамка. В нее вписываешь читаемо и красиво свою фамилию и инициалы, а во второй строчке цифры - номер твоего военного билета. Например"НЮ 675899". Готово. Сержанты проверяют и смеются, ну пойдет. Поэтому все Х/Б и береты были подписаны, не украдешь.
Если кто из моих друзей и читатей помнит, что я отдал свой новый берет в первый же вечер Дембелям нашей второй роты, которые утром улетели домой, после почти двухлетнего геройства в Афганистане за здорово живешь. И этот мой поступок не прошел даром для меня. Дембель мне взамен отдал свой старенький и почти выгоревший берет, но этот берет был настоящий, просоленный солдатским потом в Афгане и живший здесь уж два, а то и три года. Я взял его и принял как родного. Прапорщик старшина по этому поводу негодовал. Помилуйте, если седой солдат, мой прадед просит у меня берет на память, взамен отдает свой, почему я должен упираться и держаться за него как девочка за юбку. Я отдал, мы поменялись. Так вот этот эпизод мне не забыли наши прапорщик и командир роты., хотя уже новые. И когда через год я полетел из Афгана поступать в военное училище, командир роты мне и Володьке выдал старые береты. Не берусь утверждать точно, но эти береты были еще старше, чем тот, что я получил от моего Прадедушки. Вовка расстроился, чуть не в плачь. У него контузия и медаль За Отвагу, а папа решил нас так подколоть что ли напоследок, типа мы ему много задолжали. Тут еще новый прапорщик, старый дедок, выносит нам старые тельники. Вот тут мы с Вовкой встали на дыбы, мол давайте как положено по две новых нулевых тельняшки летних. Я не помню, чем там все закончилось, но надели мы на себя нулевые тельняшки. Я говорю Вовчику: - "Да не переживай ты из-за беретов, прилетим в Самарканд, отгладим их, оживим, мокрые полотенца вставим, станут как новые, еще краше. Какая разница, кто их носил, такие же братья наши десантники. Не душманы же! Вова, не в этом счастье! А берет, если в заботливых руках, так он светится. Пришлось нам вырезать квадратики с чужими фамилиями, но что делать, так решил ротный командир."
В общем, чтобы минимизировать риск воровства обмундирования, все подписывалось таким незатейливым способом. Как вспомнишь, так и вздрогнешь. Всем здоровья счастья в Новом году.
© Александр Елизарэ
Роман >>> "РЯДОВОЙ для АФГАНИСТАНА"