Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Вкус счастья (2022 г.) где Жерар Депардье старается жить по Марселю Прусту, пытаясь вернуться в прошлое путешествуя по Японии.

Кадр из фильма "Вкус счастья".
Кадр из фильма "Вкус счастья".

Старый, закованный в громадину собственного тела, шеф-повар Габриэль Калвин, мучается мыслями о тупике собственного существования. Куда не ткнётся, везде стена. Сын, помощник на кухне, работяга но не раскрывает талант. Вторая жена спит с ресторанным критиком, за счёт которого и держится рейтинг ресторана. Младший сын человек с большим сердцем, но наивный. Терзаемый неудовлетворенностью, Габриэль, при помощи друга, решается на вояж в далёкую страну, где, возможно, обретёт вкус счастья.

Кино с Жераром Депардье, в довесок Пьер Ришар и Сандрин Бонер, в нашей стране вызовет интерес вне всяких рейтингов и процентов на томатах. А если это драма о самом себе, то есть Депардье играет сам себя, только в другой ипостаси, то пристальное внимание фильму обеспечено. Он может не оправдать надежд на старое доброе французское кино, или наоборот, что теперь вообще редкость, умаслить в меру. Как, например, Вкус счастья.

Фильм повествует о кризисе позднего возраста, когда и спать не спится, и есть не естся, и хотелось бы чего, да неохота хотеть. Тогда самый лучший вариант встрепенуться, это ловить ощущения 45 летней давности, как в семитомнике Марселя Пруста "В поисках утраченного времени". В случае с героем Депардье, это вкус Умами (в оригинале фильм так и называется), одного из видов рамэна, японский суп-лапша, на бульоне из свиных костей с ветчиной и половинкой яйца.

К проблеме затыка многих прожитых лет, что само по себе печально, добавляется поэтичное повествование. Оно и закадровым голосом произносится, человеком из капсульного отеля, и главным героем, и его женой, которая в студенчнстве хотела издать собственный сборник стихов. Эта поэтика наполняет картину своего рода грустным трепетом перед чем-то очищающе-грандиозным. И в финале так и происходит.

Аксиома бытия неизменна, годы не вернуть, можно только вообразить их обновление за счёт давно испытанных впечатлений. Но те лета, что осталось отшагать, можно и нужно реализовать иначе, нежели большую часть уже истраченых, внять дух близких людей, оценить их незаменимость, провести инвентаризацию моральных инвестиций в них. В общем сделать то, что давно надо было, но в силу потехи внутреннего барана не получалось.

Кадр из фильма "Вкус счастья".
Кадр из фильма "Вкус счастья".

Кино плюс ко всему сермяжному бремени соединяет две противоположные культуры, которые сошлись в гастрономический поэзии и прекрасно дополнили друг друга. Изысканная французская кухня, для признания которой в конкретном ресторане надо в лепёшку расшибиться, через устриц со специальной фермы, куда их завезли из Хиросимы, связывается с японской простой кухней и с людьми, той жемчужиной, которую нашёл Пьер Ришар.

Не смотря на уныние героя Депардье, он в финале стряхивает остатки пепла и в его глазах горят слёзы счастья. Так и у большинства Российского зрителя, который способен простить любого негодяя (имею ввиду именно артиста Депардье) только за искренность и любовь к родине. Фильм простой и не весомый, не перегруженный но умный. Здесь мало слов, все больше дела. И за ним любознательно наблюдать.